К оглавлению...
        Хадусов, Дьяченко, Собакарь.
        Колхозники, участники похода на Эльбрус.
        Штурм седого великана


        Далеко от нас, где ревет бешеный Баксан, высятся две белые шапки снежного великана Эльбруса.
        При восходе солнца они окрашиваются в кровавый цвет. Синие тени облаков ложатся на них глубокими очертаниями. А когда солнце поднимается выше, горы тонут в глубоком мареве. На серо-голубом фоне радугой горят вершины Кавказского хребта.
        Кто из нас раньше мог мечтать о том, что на эти вершины может стать нога человека?
        В погоне за славой лезли на Эльбрус буржуазные туристы. Но не многим удавалось достигнуть вершины. И только советская власть дала широкие возможности стать героем каждому колхознику.
        Первое восхождение на восточный конус Эльбруса совершил кабардинец Килар еще в 1829 году, а в 1935г., в августе, на Эльбрус взошли 638 колхозников-ударников Кабардино-Балкарии. Нам выпало счастье в их числе побывать на крыше Европы.
        Вышло это так. 30 июля мы прибыли в Нальчик. Уселись в автомашины и двинулись в путь. Мы ехали по живописному Баксанскому ущелью. В селении Эльбрус нас встретил проводник Осуф Тилов, а в 8 часов вечера мы уже были у подножья Эльбруса, в лагере "Терскол".
        С 1 августа начали упорную тренировку. Лазили по горам, поднимались на высоту 800 метров. Потом начали тренироваться по ледникам.
        5 августа в 3 часа ночи раздался сигнал горна. Все быстро поднялись. На рассвете по лагерю передана была команда начальника альпиниады тов. Кандаурова:
        — В по-хо-о-о-д!..
        И мы двинулись на штурм вершины. По пути видели, как зарождаются реки. На Кругозоре (высота 3200 метров) климат настолько резко изменился, что многие почувствовали себя плохо. Болела голова. Тошнило.
        6 августа в 2 часа ночи пошли дальше к "Приюту одиннадцати". Температура резко упала.
        Внизу была неимоверная жара, за Кругозором пришлось одевать теплую одежду.
        В пути встретились с альпинистами Москвы, Харькова и Ленинграда. Они спускались с вершины. Рассказали нам, что потеряли 6 своих товарищей. Мы крепко почувствовали тогда, что значит дисциплина в горах. Нет большего позора, как потерять товарища.
        На "Приюте одиннадцати" мы жили три дня. Плохая погода не позволяла продолжать путь. Каждый день к нам на Эльбрус из Нальчика прилетал самолет. С самолета нам сбрасывали хлеб, мясо, фрукты и свежие газеты. Здесь мы проработали материалы "Комсомольской правды" — "О перестройке аппарата ЦК ВЛКСМ".
        В 12 часов ночи 8 августа мы вышли на последний штурм.
        Как трудно и томительно итти. Ноги подкашиваются, голова словно налита свинцом. Тяжело дышать. Многих из строя вывела горная болезнь. Но сильные помогали больным и мужественно шли вперед.
        И вот мы на вершине.
        Первые слова, которые мы крикнули, были слова радости:
        — "Ура" товарищу Сталину!..
        — "Ура" нашей партии!..

        Дальше: Давно я мечтал о вершине.