К оглавлению...
        Шаухад Махиев.
        Участник похода на Эльбрус.
        Давно я мечтал о вершине

Как только был объявлен поход "500" колхозных альпинистов, я поставил перед собой цель — во что бы то ни стало подняться на Эльбрус, побежал в совет ОПТЭ, а там, оказывается, раньше меня уже записалось 13 человек.
        Еще до поступления в ВКСХШ, работая в Балкарской организации комсомола, я всеми силами старался вовлечь в работу ОПТЭ комсомол и беспартийную молодежь. Ведь храбрость, мужество, героизм, приобретаемые в туризме, — кровное дело ленинского комсомола. Долго я ждал похода на Эльбрус, и наконец дождался... 15 июля начался поход первой колонны "500".
        4 августа наши студенты с четвертой колонной выехали в Баксанское ущелье, в Терскол. Здесь мы прошли ряд тренировочных походов по ледникам и скалам. 9 августа в 4 часа ночи двинулись к Кругозору. Ребята были бодры и веселы. Напевали песни, хотя рюкзаки и тянули плечи назад. Поднявшись к Кругозору, мы увидели третью колонну, идущую длинной цепью.
        10 августа в 4 часа ночи двинулись на "Приют одиннадцати". Вскоре раздалась команда:
        — Одеть кошки! — Мы шли уже по леднику. 12 августа в 12 часов ночи начали штурмовать Эльбрус. Руки и уши мерзли, некоторые чувствовали себя плохо, но все стремились вверх, следуя примеру Бетала Калмыкова. К 10 часам утра на седловине нас настиг густой туман, снег и буран. Мы, студенты, решили первыми войти на вершину Эльбруса. Помогали друг другу; впереди шел Юсуф Тилов, заманчиво обещая: — вот осталось до вершины 20, вот — 15, вот — 10 и наконец — 5 минут... Взошли и стали с нетерпением искать знамя 1-й колхозной альпиниады КБАО — и вдруг передо мною Беппаев Ибрагим, проводник, кричит по-балкарски:
        — Блай-дад и байрак-Шаухал, — бери кел (знамя с этой стороны, Шаухал, иди сюда).
        Вот, оно! Знамя развевается в моей руке — значит в руках Ленинского городка. Мы понесем его Беталу.
        На вершине трудно было держаться. Через несколько минут раздалась команда Юсуфа Тилова:
        — Обратно, помогай друг другу!
        Мы крикнули: — "Да здравствует вождь мирового пролетариата тов. Сталин!.." — и стали спускаться. Шли со знаменем в руках и пели:

И тот, кто с пением на Эльбрус шагает,
        Тот никогда и нигде не пропадет...

Без единой потери мы пришли к "Приюту одиннадцати". Все были веселы: сыпались шутки, песни, усталости как не бывало.

Дальше: Что вело меня к вершине.