К оглавлению...
          Подвиг Кафура Мамедова

Перед командиром 3 роты 323 отдельного батальона лейтенантом Синецким стоит запылённый усталый боец в матросской бескозырке и бушлате, из-под которого видна полосатая тельняшка.
        - Краснофлотец Кафур Мамедов прибыл для прохождения дальнейшей службы! Лейтенант просматривает документы воина. Мамедов родом из Баку, работал на нефтяных промыслах. На фронте с первых недель войны защищал Севастополь, получил там тяжёлое ранение, долго лечился. Сюда явился добровольно: после госпиталя его хотели направить в тыл.
        - Будем вместе бить врага! - сказал лейтенант.[15]
        Бой разгорелся недалеко от города Туапсе.
        Воинам батальона сильно досаждал фашистский пулемёт. Он бил с горы, его хорошо защищали скалы. Командир собрал бойцов:
        - Кто возьмётся уничтожить пулемёт?
        - Я, - вышел вперёд Мамедов.
        План был таков: скрытно забраться на скалу позади пулемётчика, атаковать врага с тыла.
        Кафур Мамедов долго карабкался по кручам, в кровь обдирая ладони. Прошло несколько часов, прежде чем он оказался у цели. Осторожно выглянул из-за камня, увидел вражеского пулемётчика. Бросок гранаты - и фашистский пулемёт замолчал.
        Под вечер Кафур вернулся к своим. Он подошёл к командиру, чтобы доложить о выполнении приказа.
        Но тут гитлеровцы начали атаку. Из-за скалы выскочил вражеский автоматчик.
         - Берегись, командир! - Кафур рванулся вперёд, заслонил лейтенанта.
        Ударил автомат гитлеровца...
        Вскоре в войсках было объявлено: за подвиг - спасение командира - Кафуру Мамедову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Дальше: Малая земля