К оглавлению...
          Непонятные танки

Под Одессой танков у противника было много. Против танков без танков воевать трудно. А где их взять? Можно бы морем, на кораблях привезти. Но танков в начале войны у нас везде не хватало. Оставалось одно - самим себя в Одессе танками обеспечить.
        Однажды противник послал в атаку вместе со своей пехотой и танки. Как бывало и раньше, отразили бойцы и эту атаку. Перед нашими окопами осталось несколько подбитых фашистских танков. От одних - чёрный дым по полю стелется. А другие целы на вид.
        Стало смеркаться.
        Смотрят наши бойцы из окопов: тех танков, что не сгорели, на поле пять стоит. А что, если их к себе перетащить? Может [9] быть, починить удастся? Только сейчас за ними не сунешься: враг всё поле под обстрелом держит. Надо ночи дождаться.
        Стемнело наконец. Тогда подобрались к подбитому танку наши бойцы, привязали к нему длинный трос - проволочный канат. А другой конец троса к трактору прицепили, и тот, с приглушённым мотором, потихоньку танк уволок. Так один за другим все пять танков на нашу сторону и перетащили. Фашисты слышали, что мотор рокочет, но в темноте не разобрали где. Стреляли наугад, да только впустую.
        А танки повезли в Одессу на ремонтный завод.
        Вскоре пять трофейных танков были уже на ходу. Рабочие закрасили на них фашистские кресты - красные звёзды нарисовали. Передали машины танкистам.
        - Воюйте! Бейте врага его оружием!
        И вот идут фашисты в который уже раз в атаку. Вдруг на поле вдалеке танки показались. Обрадовались фашисты: свои, подмога! Но что это? По виду танки - свои, а бьют из пушек, из пулемётов не в сторону русских, а наоборот. Ошибка? Нет, не ошибка! На танках - красные звёзды! Позабыли фашисты об атаке, побежали от этих "своих" танков.
        А в другой раз так случилось. Сидели, как обычно, в окопах вражеские пехотинцы, артиллеристы позади - у пушек, а ещё [11] дальше, в деревне, фашистский штаб помещался. Не боялись гитлеровцы, что наши наступать вздумают, знали: сил для этого у защитников Одессы мало, танков почти совсем нет. Сами готовились наступать.
        Вдруг видят враги - в поле танки появились. Да не один, не два, а десятка три. И странные: с высокими угловатыми башнями. Новые какие-то! И как быстро движутся!
        Спохватились фашисты, скорее - по танкам стрелять! Но поздно, танки - вот они! Через окопы перекатываются, прямым ходом на пушки... Не выдержали вражеские артиллеристы - бросили пушки.
        А танкисты, времени не теряя, из танков выскакивают, цепляют к ним брошенные пушки и полным ходом, пока враг не опомнился, - обратно к себе, на позиции.
        Двадцать четыре пушки танкисты утащили.
        Откуда же у наших под Одессой появилось вдруг сразу столько танков? Морем их привезли?
        Нет. Сделали на месте, на одесских заводах. Сделали, можно сказать, из ничего. Для танков броня нужна. Брони настоящей не было. Пришлось думать, чем заменять броню. Нашлись тонкие стальные листы. Такой лист пробьют и пуля, и самый маленький осколок. Брали по два листа, между ними вкладывали либо доски, либо резину - чтобы пули и осколки застревали. Хотя и не очень прочная, но всё-таки броня. Из неё собирали башни, укрепляли на гусеничных тракторах, в башни ставили пулемёты, а то и пушки маленькие. Конечно, это были не настоящие танки.
        - Такими танками фашиста только на испуг брать, - говорили бойцы.
        Так шутя и называли эти танки "на испуг", сокращённо - "НИ".

Дальше: Артиллерия - огонь!