К оглавлению...
          Артиллерия - огонь!

Трудно было пехотинцам под Одессой отбивать атаки врага. Но имелись у них верные друзья - артиллеристы. Ещё задолго до войны были построены береговые батареи - стрелять по вражеским кораблям. Пушки этих батарей - большие, дальнобойные, за бетонными стенами укрыты. Когда батареи строили - не рассчитывали, что придётся стрелять по суше. Но пришлось.
        Одной из береговых батарей командовал капитан Зиновьев.[12]
        На рассвете в приборы наблюдения - в дальномеры и стереотрубы разглядели, что далеко, на вражеской стороне, по дороге тракторы-тягачи большие пушки везут.
        Доложили капитану, спрашивают:
        - Разрешите открыть огонь?
        - Рано! - отвечает капитан. - Подпустим ближе. Спокойно едут вражеские артиллеристы, не знают, что вся их колонна - уже под прицелом.
        Подождал капитан Зиновьев, пока ещё ближе подъедут, скомандовал:
        - Огонь!
        Выстрел, второй, третий... Всю вражескую колонну дымом окутало.
        Прогремело восемнадцать выстрелов.
        - Отбой! - даёт команду капитан.
        А на дороге - пушки разбитые валяются, тягачи горят...
        Вот и доехали враги до новой позиции!
        Как-то наблюдатели через свои приборы ещё за много километров высмотрели большую колонну вражеских грузовиков с солдатами. Колонна шла по степной дороге к лиману - длинному заливу, каких возле Одессы много. Фашисты хотели пере [13] ехать лиман по дамбе - земляной насыпи, по которой пролегла дорога. Батарейцы и на этот раз не спешили. Дождались, когда вся колонна машин втянулась на дамбу. И ударили - сначала впереди колонны, потом позади. Разрушили дамбу - врагам ходу нет ни вперёд, ни назад. Вот тут и начали артиллеристы снарядами их молотить. От вражеской колонны только дым остался.
        Однажды противник начал новую атаку. По широкому полю вражеская пехота цепью идёт. Приготовились стрелки и пулемётчики стрелять. Прислушиваются: вот-вот должны ударить наши пушки. А пушки молчат. В чём дело?
        И вдруг сзади непонятный рёв раздался. Видят бойцы - над их головами небо прошили десятки огненных стрел, а впереди, где вражеская пехота, вздымаются пламя и дым фонтанами, высокими, как многоэтажный дом.
        Заметались враги. Как вспыхнет, как грохнет - всё вокруг в огне, земля - и та горит, нет спасенья... Огненные снаряды!
        Что же за снаряды это были? Это дали залп наши "катюши". До сих пор не было под Одессой "катюш". Подвезли их морем, и узнал враг, что такое русская "катюша". Это ракетная установка, от одного залпа которой сразу 16 мин взвиваются над землёй.[15]

Дальше: Удар с неба