К оглавлению...
          Наши идут!

Начинался апрель сорок четвёртого года. Свежий весенний ветер доносил до города с востока гул пушек. С надеждой прислушивались к нему жители: "Наши идут!"
        Но фашисты всё-таки надеялись удержать город. У них было две армии: немецкая и румынская. А ещё фашисты рассчитывали, что советским войскам помешает наступать весенняя распутица. К тому же на пути наступающих было несколько лиманов. Холодная вода, вязкое дно, глубина местами больше человеческого роста - трудно перейти лиман. Есть кое-где поперёк лиманов насыпи-дамбы. Но на них и на берегах лиманов враг окопался, наставил пушек, пулемётов, миномётов.[29]
        Однако советские войска - Третий Украинский фронт, которым командовал генерал армии Малиновский, сам одессит, - решительно шли к Одессе.
        Непроглядно-тёмной, сырой ночью взвод автоматчиков под командованием лейтенанта Дзюбы вышел к берегам Тилигульского лимана - первой большой водной преграды перед Одессой. Дзюба имел приказ пробиться на противоположный берег и закрепиться там.
        В кромешной тьме, по пояс в холодной воде, повёл лейтенант Дзюба своих автоматчиков через лиман.
        В любую минуту враг мог обнаружить их, открыть стрельбу - а в воде не ляжешь, не окопаешься.
        Противник заметил автоматчиков только тогда, когда они преодолели лиман. Совсем близко перед ними в черноте ночи замелькали злые огни вражеских выстрелов.
        Всё решали секунды.
        - Вперёд! - крикнул Дзюба.
        Стреляя на ходу, автоматчики ринулись к вражеским окопам. Разрывы гранат. Короткие очереди в упор. Взмахи прикладов... Завязалась рукопашная схватка. Враг дрался отчаянно. Но всё [31] же через несколько минут его окопы были захвачены. Лейтенант распорядился:
        - Занять оборону, патроны беречь! Держаться, пока не подойдут наши!
        Фашисты били из пушек, миномётов, стреляли из пулемётов, бросались в атаки, пытаясь оттеснить отважный взвод назад в лиман. Многие автоматчики были ранены, убиты. Мало осталось их в строю. Но взвод, зарывшись, стоял насмерть. Он удержал захваченный кусок земли. И это помогло основным нашим силам перейти лиман.
        Чтобы остановить наше наступление, фашисты в одном месте взорвали дамбу - она, как плотина, удерживала воду, скопившуюся в лимане после таяния снегов. Вода, выходя из берегов, затапливала дороги, по которым наступали наши войска. Бойцам иной раз приходилось идти по грудь в холодной воде. Но это не задержало их.
        Наши войска спешили: было известно, что фашисты, потеряв надежду удержать город, готовятся, уходя, сжечь и взорвать лучшие здания, заводы, уничтожить целые кварталы.
        Утром девятого апреля бойцы-освободители увидели, наконец, долгожданную Одессу. До неё теперь было, что называется, рукой подать.
        И вот приказ: последний штурм!
        Неумолимо шла на врага, рассыпавшись в цепи, пехота. Покачиваясь на гусеницах, рыча моторами, стреляя с ходу, катили танки и самоходные пушки. А когда оборона противника была, наконец, прорвана и до окраины Одессы осталось совсем немного, на врага лавиной, с развёрнутыми знаменами, сверкая клинками, помчались конники.
        Тем временем в самом городе тоже шёл бой: партизаны вышли из катакомб.
        И вот над городом снова заполыхало красное знамя.
        Одесса стала свободной от врага. Свободной навсегда.

Дальше: Если будете в Одессе