К оглавлению...
          Константиновский равелин

У входа в Севастополь, с моря, стоит старинное каменное укрепление - Константиновский равелин. Издалека видна его округлая стена с тёмными квадратами амбразур. Когда-то из этих амбразур глядели пушки - равелин сторожил вход в Севастополь. Уже давно равелин потерял военное значение. Но, когда во время третьего штурма фашисты подошли к равелину, в нём уже заняли оборону моряки.
        Трудно было держаться защитникам равелина. Ведь врагов было много. Черноморцы были готовы стоять насмерть, до последнего дыхания. Трое суток отбивались они от врагов в равелине.
        И вот поступил приказ командования: оставить равелин, перебраться через бухту к своим, а равелин взорвать.
        Переправиться к своим через бухту было не на чем. Шлюпки и катера - всё разбило вражеским огнём. Тогда моряки пустились вплавь. В равелине осталось лишь двое: комиссар Кулинич и минёр Зинской. В подвале уже была заложена взрывчатка, протянуты зажигательные шнуры. Под стенами равелина послышались голоса фашистов. Они радовались - вот-вот захватят равелин.[29]
        - Поджечь шнур! - приказал комиссар Зинскому. Зашипело бегущее по шнуру пламя.
        - Плывите и скажите нашим, что задание выполнено! - сказал комиссар Зинскому.
        - А вы?
        - Я ранен. Мне всё равно не доплыть.
        - Тогда и я остаюсь с вами!
        - Нет! Я остаюсь один. У меня автомат. Задержу фашистов, пока вы уплывёте. Пока шнур догорит!
        - Товарищ комиссар! Да как же я вас оставлю?!
        - Приказываю плыть! Немедленно!
        - Есть!..[30]
        Нельзя не исполнить приказ комиссара.
        Скрытно от врагов, через пролом в стене, Зинской выбрался наружу, бросился в воду и поплыл. По нему стали стрелять фашистские автоматчики, уже выбежавшие на берег. Но Зинской был ловким пловцом. Он нырял, отплывал в сторону. Так в него и не попали.
        Плывя уже по середине бухты, Зинской услышал громкий взрыв. Он обернулся. Над равелином, во взметнувшемся к небу дыму, взлетали глыбы камня. Этим взрывом были сметены фашисты, к тому времени уже ворвавшиеся во двор равелина.
        - Что, взяли равелин? - усмехнулся Зинской. И тут же болью сжалось сердце: погиб комиссар...

Дальше: Мыс Херсонес