К оглавлению...

Глава I.
Начало Великой Отечественной войны.

1. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР
        Рано утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Немецкие войска атаковали границы нашей страны на всём протяжении от Балтийского до Чёрного моря. Германские самолёты подвергли бомбардировке многие советские города, а также базы военно-морского флота. В тот же день против нашей Родины бросили свои армии Финляндия, Румыния и Венгрия. Объявила СССР войну и фашистская Италия.
        Военное нападение фашистов было для Советской страны внезапным. Между СССР и Германией с августа 1939 года существовал договор о ненападении, по которому оба государства обязались не воевать друг с другом. Но гитлеровская Германия нарушила этот договор и, не объявив войны, начала вооружённую борьбу против нашего государства. Весь мир признал это нападение фашистской Германии на миролюбивый Советский Союз бесчестным и вероломным.
        К моменту нападения на СССР фашистская Германия поработила уже большинство государств Европы - Австрию, Чехословакию, Польшу, Югославию, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, Грецию. Покорение Западной Европы было только частью захватнических планов гитлеровской Германии. Она поставила своей целью завоевать весь мир и установить над ним своё господство.
        Основным препятствием на пути Германии к мировому господству являлась Советская страна. Гитлеровские людоеды понимали, что, пока существует сильный и свободный Советский Союз, Германия не может полностью осуществить свои планы, а её завоевания в Европе непрочны. Фашисты решили сначала разгромить Советский Союз, уничтожить Советское государство и его Красную Армию, а затем уже завершить завоевание остального мира.
        Долго и упорно готовилась Германия к нападению на нашу Родину. Немецкий генеральный штаб вопреки договору о ненападении уже летом 1940 года разработал подробный военный план нападения. В декабре того же года этот план под названием "план Барбаросса" был окончательно утверждён фашистским правительством. Германия усиленно сосредоточивала свои войска и готовила всё необходимое для нападения на СССР, но всё это. осуществлялось весьма скрытно, чтобы сделать нападение возможно более внезапным.
        Одновременно с разработкой военного плана нападения шла разработка плана ограбления Советского Союза. Задолго до начала войны были намечены те советские районы, которые войдут непосредственно в состав фашистского государства. Фашисты хотели присоединить к Германии Прибалтику, Крым, Кавказ, Украину и Белоруссию. Волжские районы и области бакинской нефти должны были стать "немецкой военной колонией". Финнам немцы отдавали восточную Карелию, но Кольский полуостров оставляли за собой. Значительная часть населения в захваченных районах должна была быть уничтожена. Фашистский палач Гиммлер наметил к уничтожению по меньшей мере 30 миллионов славян. Огромная масса населения обрекалась на голодную смерть.
        Советская промышленность уничтожалась. Машины предполагалось увезти в Германию, уральские заводы разбомбить. Захваченные области намечалось превратить в районы, поставляющие сырьё и продовольствие для Германии.
        Гитлеровцы создали специальный аппарат для ограбления Советской страны и онемечения населения. Во главе этого аппарата стоял людоед Розенберг. Еще до начала войны он подобрал комиссаров для каждого советского района, который будет захвачен немцами. Комиссарам выдали инструкции, где было указано, какая судьба ждёт тот или иной район Советского Союза. Речь шла об истреблении населения; остававшиеся, - и то если их признавали "подходящими", - онемечивались.
        Фашисты знали, что население Советского Союза окажет сопротивление этим чудовищным планам, и поэтому заранее разработали инструкции по борьбе с населением. Верховное командование фашистской армии издало приказ, по которому всем офицерам предоставлялось право расстреливать без суда и следствия любое лицо, подозреваемое в неприязненном отношении к немцам; приказ запрещал офицерам наказывать немецких солдат за преступления против советского населения.
        Так, задолго до войны гитлеровцы заготовили не только военные планы, но и разработали до мельчайших деталей всю бесчеловечную систему грабежа, истребления значительной части советского населения, онемечения остального населения и включения огромной части территории СССР в состав Германии. Никогда в истории человечества ни один из самых кровавых завоевателей не ставил себе таких чудовищных задач и не подготовлял в такой степени свою агрессию.
        Над Советским Союзом нависла смертельная опасность.
        Период мирного строительства в Советском Союзе кончился. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков.
        В целях быстрейшей мобилизации всех сил народов СССР для отпора врагу 30 июня 1941 года был создан во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным Государственный Комитет Обороны, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти в государстве.

2. Временный отход наших войск и его причины
        Первый удар 170 немецких дивизий приняли на себя наши пограничные отряды и части Красной Армии, расположенные вблизи границы. Они отбивали натиск фашистских полчищ с исключительным героизмом. Гитлеровская армия, до сих пор воевавшая со слабыми странами, впервые встретила серьёзное сопротивление. Уже в первые дни войны были разбиты лучшие германские дивизии и части авиации. Но наши пограничные войска, несмотря на свою стойкость, всё же не смогли сдержать напора во много раз численно превосходившего противника. Немцы вторглись в пределы нашей страны. Они продолжали бросать в бой новые силы и рваться вперёд.
        Несмотря на свой героизм, советские войска вынуждены были отходить в глубь страны. Отходили они с боями, защищая каждую пядь родной земли.
        Отход наших войск объясняется тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и при невыгодных условиях для Красной Армии.
        Уроки истории учат, как это вскрыл товарищ Сталин, что "заинтересованные в новой войне агрессивные нации, как нации, готовящиеся к войне в течение длительного срока и накапливающие для этого силы, бывают обычно - и должны быть - более подготовлены к войне, чем нации миролюбивые, не заинтересованные в новой войне".
        Это тем более относилось к агрессивной Германии, которая перед нападением на СССР в течение двух лет вела войну в Западной Европе. Войска Германии, как страны, ведущей войну, были уже целиком отмобилизованы и придвинуты к нашим границам. А войска СССР, как страны миролюбивой, всецело занятой мирным строительством, нужно было ещё отмобилизовать и придвинуть к границам. Делать это приходилось уже в период военных действий. Для этого требовалась время, которым и воспользовалась фашистская армия.
        Далее, в Германии, как в стране, ведущей войну, вся промышленность давно уже была переведена на военное производство. Кроме того, она имела в своём распоряжении всю промышленность оккупированной Западной Европы, которая производила боевую технику для немецко-фашистской армии. Поэтому в первый период войны гитлеровские войска имели значительно больше танков и самолётов, чем Красная Армия.
        Важнейшим преимуществом Германии было также то, что она не одна выступила против СССР. В союзе с ней начали войну Румыния, Финляндия, Италия, Венгрия. Кроме того, Германии помогали фашистская Испания, Болгария, Япония. Красной Армии пришлось одной сражаться против соединённых армий блока фашистских государств.
        Немаловажное преимущество немецкой армии заключалось в том, что она внезапно напала на нашу страну. Это позволило ей в первое время держать инициативу боевых действий в своих руках.
        Преимущество гитлеровской армии состояло также в том, что за два года войны в Западной Европе она накопила опыт ведения крупных боевых операций в современных условиях, с применением новой техники. Такой опыт Красной Армии предстояло ещё приобрести.
        Наконец, известным преимуществом являлось и то обстоятельство, что немецко-фашистским войскам удалось одержать ряд побед над армиями европейских стран. Правда, в войне с Польшей немцы добились успеха, обладая троекратным преимуществом в силах; в войне с Францией немцам помогли одержать победу предатели из среды французской крупной буржуазии. Но гитлеровские пропагандисты использовали эти успехи, чтобы вдолбить в головы немецких солдат, что им якобы никто не может противостоять. Так был создан миф (сказка) о непобедимости немецко-фашистской армии.
        Следовательно, успехи фашистской армии объяснялись не тем, что она непобедима, как кричали повсюду гитлеровцы, а тем, что она обладала рядом временных, но важных преимуществ.
        Эти преимущества - внезапность и вероломность нападения, наличие боевого опыта и т.п. - называются временными потому, что они не играют решающей роли для исхода длительной войны. Исход войны зависел не от временных, а от постоянно действующих условий. Такими условиями, решающими судьбу войны, являются прочность тыла, моральный дух армии, количество и качество дивизий, вооружение армии, организаторские способности начальствующего состава. Наши советские люди знали, что преимущество в этом на стороне Советского Союза, и не падали духом, когда Красная Армия была вынуждена отходить, оставляя ряд районов.
        Наоборот, перед лицом этих испытаний советский народ ещё теснее сплотился вокруг большевистской партии, вокруг своего вождя товарища Сталина.

3. Речь товарища Сталина по радио 3 июля 1941 года
        Через 11 дней после начала войны, 3 июля 1941 года, выступил по радио товарищ Сталин.
        Товарищ Сталин в своей речи указал, что в результате вероломного нападения фашистской Германии над нашей Родиной нависла серьёзная опасность, что в этой войне "дело идет... о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том - быть народам Советского Союза свободными, или впасть в порабощение".
        Великий вождь призвал советских людей понять всю глубину опасности, угрожавшей нашей стране, отрешиться от благодушия, от беспечности, от настроений мирного времени, мобилизовать себя и перестроить всю работу на новый, военный лад, не знать страха в борьбе с врагом, быть храбрыми, самоотверженно итти на отечественную освободительную войну против фашистских поработителей.
        "Мы должны, - говорил товарищ Сталин, - немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага".
        Нельзя было отдавать врагу без боя ни одного клочка родной земли. Необходимо было заставить противника нести как можно больше потерь в людях и технике.
        "Красная Армия, Красный Флот и все граждане Советского Союза, - говорил товарищ Сталин, - должны отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и сёла, проявлять смелость, инициативу и смётку, свойственные нашему народу".
        Трудящихся тыла товарищ Сталин призвал организовать всестороннюю помощь Красной Армии, обеспечить её всем необходимым, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше вооружения и боеприпасов.
        Ввиду того, что ряду районов страны угрожало вторжение немцев, товарищ Сталин требовал не оставлять врагу ничего из наших ценностей: ни одного вагона, ни одного килограмма хлеба, ни литра горючего.
        Товарищ Сталин призвал развернуть партизанскую войну в тылу немецкой армии, в оккупированных районах "создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия".
        Это была установка на развёртывание всенародной войны, ибо войну с фашистской Германией нельзя было считать обычной. "Она является не только войной между двумя армиями, - отметил товарищ Сталин. - Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими... Наша война за свободу нашего отечества сольётся с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы".
        В своей речи товарищ Сталин разоблачил миф о непобедимости немецкой армии, созданный фашистскими пропагандистами, и высказал уверенность в том, что "гитлеровская фашистская армия так же может быть разбита и будет разбита, как были разбиты армии Наполеона и Вильгельма".
        "Наши силы неисчислимы, - говорил товарищ Сталин. - Зазнавшийся враг должен будет скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа".
        Таков был сталинский план разгрома врага, изложенный в речи по радио 3 июля 1941 года. Это была тактика активной обороны, заключавшейся в том, чтобы вначале, пока у противника имеется перевес в силах, изматывать и обескровливать его, а затем перейти в решительное наступление.
        Выступление вождя влило в сердца воинов Красной Армии и всех советских людей веру в нашу победу. Речь товарища Сталина явилась боевым планом мобилизации всех сил советского народа, всех наших средств и возможностей на защиту чести, свободы и независимости великой советской Родины. Идя по пути, начертанному товарищем Сталиным, советский народ выиграл войну, спас свою страну от порабощения и освободил народы Европы от немецкой неволи.

Дальше: