К оглавлению...

Глава II.
Развертывание сил советского народа на борьбу с врагом.

1. Беспримерный героизм и стойкость советских воинов
        Советские вооружённые силы выдержали первый сильный удар фашистских механизированных колонн. Перегруппировавшись, они стали наносить мощные контрудары.
        Примером самоотверженной и вместе с тем истребительной для противника обороны в первый период войны может служить сражение за Смоленск. Немцы ввели в бой сотни танков. Их самолёты висели над городом и над боевыми порядками советских войск. Почти 30 дней длился бой. Прорвавшаяся в Смоленск немецкая танковая дивизия была уничтожена на улицах города. В районе Смоленска были перемолоты тысячи немцев.
        Славную страницу вписали в историю войны защитники Одессы. Мирный город, не имевший и намёка на крепостные сооружения, мужественно защищался 69 дней. Против Одессы немцы вместе с румынами бросили 18 дивизий, а защищался город только четырьмя пехотными дивизиями, немногочисленными частями моряков и отрядами народного ополчения. Защитники Одессы уложили на подступах к городу более 250 тысяч вражеских солдат и офицеров. Неприятелю так и не удалось штурмом взять Одессу. Город был оставлен советскими войсками только по приказу командования. Неувядаемой славой покрыли себя защитники Ленинграда. Ещё 11 июля фашистское радио хвастливо заявляло, что германские бронетанковые части вплотную подходят ко второй столице России. На следующий день всему миру было сообщено, что уже в течение ближайших суток немцы войдут в Ленинград. В печати даже было опубликовано извещение о назначении немецкого коменданта Ленинграда. Нетерпеливый комендант уже заготовил пропуска для свободного проезда немецких автомобилей по городу. Но советские воины и трудящиеся славного города Ленина развеяли в прах надежды гитлеровцев.
        Население города под непрерывной бомбёжкой строило укрепления. Все способные носить оружие влились в армию. Бойцы самоотверженно отбивали атаки немцев и сами наносили контрудары. Немцы вынуждены были переходить к обороне. Взбешённые неудачей, фашисты использовали тяжелую бомбардировочную авиацию и дальнобойную артиллерию, чтобы выполнить приказ Гитлера - стереть с лица земли Ленинград. Однако бойцы и командиры Красной Армии и Военно-Морского Флота и все трудящиеся Ленинграда не дрогнули. Они мужественно отстаивали свой город - колыбель Великой Октябрьской Социалистической революции.
        Советские воины всех родов оружия совершали героические подвиги, проявляли беспримерную стойкость и самоотверженность в борьбе с врагом.
        Всему народу известно имя капитана Николая Гастелло. 3 июля 1941 года немецкая танковая колонна, прикрытая с воздуха авиацией, пыталась вклиниться в расположение советских войск. Огонь советской артиллерии и авиации сдержал натиск противника. Капитан Николай Гастелло во главе своей эскадрильи вёл воздушный бой с вражеской авиацией в то время, когда внизу шло наземное сражение. Вдруг вражеский снаряд разбил бензиновый бак самолёта. Машина загорелась. Капитан Гастелло попробовал сбить огонь, но не успел: пламя охватило весь самолёт. Оставалось спрыгнуть с парашютом. Но это значило попасть в плен к врагу. Капитан Гастелло направил свой горящий самолёт в гущу заправлявшихся горючим вражеских танков. Десятки неприятельских машин взорвались вместе с самолётом героя.
        Даже враги Красной Армии были поражены стойкостью советских пехотинцев. "Большевистские стрелковые полки - это нечто страшное", - признавался один германский майор.
        В боях выросли тысячи героев. Вот один из многих - красноармеец Иван Середа. Фашистский танк, неожиданно вынырнувший из прикрытия, мешал продвижению советского взвода. Боец Середа незаметно, ползком подобрался к фашистскому танку, вскочил на него и ударом топора согнул пулемёт. Танк с экипажем был захвачен взводом. Бойцу Середа было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
        В боях с немецкими оккупантами чудеса мужества и отваги проявляли советские моряки. Основные базы нашего флота - Полярное и Мурманск в Советском Заполярье, Либава, Таллин, полуостров Ханко и Ленинград - в Балтийском море, Одесса и Севастополь - в Чёрном - в первый период войны оказались под ударами немецких войск. Нужно было защитить эти жизненно важные пункты не только с моря, но и с суши. Советские моряки с честью выполнили эту задачу. В Заполярье, на дальнем севере, моряки помогли отстоять Мурманск, исключительно важный морской порт, через который к нам шло военное снаряжение из США и Англии.
        Около месяца моряки Балтийского флота вместе с сухопутными частями самоотверженно отбивали вражеские атаки на Таллин. Немцам так и не удалось ни захватить наши корабли в Таллине, ни потопить их при переходе советского флота в Кронштадт. В сентябре 1941 года немцы дважды пытались высадить десант с морских кораблей на острова Рижского залива и оба раза были биты. Свыше пяти месяцев гарнизон полуострова Ханко отбивал многочисленные атаки врага, имевшего огромное превосходство в силах, и потопил много военных кораблей противника. Героические защитники были эвакуированы только в декабре: Финский залив стал замерзать, нельзя было подбрасывать пополнения и боеприпасы. Великую самоотверженность показали балтийцы при защите города Ленина.
        Славно сражались и черноморцы. Они нанесли ряд ударов по морским базам врага: Галацу, Сулине, Констанце. Морская авиация бомбардировала центр нефтяной промышленности Румынии - Плоешти и разрушила громадный мост через Дунай у Черновод, имевший большое стратегическое значение.
        Плечом к плечу с красноармейцами черноморцы героически защищали Одессу.

2. Трудовой подвиг советского народа
        С такой же самоотверженностью осуществляли великий сталинский стратегический план советские люди, работавшие в тылу. Повсеместно хозяйство быстро переводилось на удовлетворение нужд фронта. Предприятия, обслуживавшие мирные потребности населения, приступили к производству военной продукции.
        Советская страна начала разворачивать свои огромные людские и материальные резервы для отпора врагу.
        Проводить всю эту грандиозную работу Советскому государству приходилось в чрезвычайно трудной обстановке, создавшейся в результате внезапного и вероломного нападения Германии.
        Угроза немецкого нашествия нависла над рядом западных районов страны. Поэтому одновременно с перестройкой народного хозяйства на военный лад и обслуживанием фронта необходимо было эвакуировать предприятия, машины, скот, хлеб и другие ценности из угрожаемых районов.
        Фашистам удалось занять часть советской территории с высокоразвитой индустрией. Советский Союз понёс весьма чувствительные потери. Но фашистам не удалось парализовать деятельность советской промышленности.
        Тут сказалась гигантская работа, которая была проведена до войны трудящимися нашей страны под руководством партии Ленина-Сталина, по созданию мощной промышленности, по строительству предприятий, особенно на Урале и в Сибири.
        Ещё в 1930 году, задолго до войны, товарищ Сталин указал, что Советской стране мало одной угольно-металлургической базы на юге; нужно создать вторую угольно-металлургическую базу на востоке страны - на Урале и в Сибири.
        Указание вождя было выполнено. Созданная на востоке мощная угольно-металлургическая база позволила, несмотря на потерю западных и южных районов, с успехом выполнять всё растущие требования фронта.
        Промышленный расцвет восточных районов облегчил также разрешение задачи перебазирования (перевода) предприятий с запада и с юга страны. Из районов, куда наступали фашистские армии, уходили на восток рабочие и колхозники, увозя с собой имущество, угоняя скот. Подавляющее большинство заводов было эвакуировано. По приблизительным подсчётам, только железнодорожный транспорт перевёз 1 миллион 200 тысяч вагонов эвакуируемых грузов. К этому нужно прибавить перевезённое другими видами транспорта - автомашинами, пароходами, баржами, повозками.
        Эвакуированные предприятия частью направлялись в места, где имелись заводы того же типа, и сливались с ними, во много раз увеличивая мощность прежних. Для многих же заводов, переводившихся в районы, где не было промышленности, приходилось возводить новые корпуса. Стройки эти велись военными темпами. Вырастали целые промышленные посёлки. Часто оборудование размещалось не только в свободных помещениях действующих предприятий, но и в клубах, школах, дворцах культуры.
        С неслыханным напряжением трудились донецкие, киевские, харьковские, московские, ленинградские рабочие. Они покинули насиженные места и двинулись со своими заводами в далёкие края - на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Эвакуированные не только работали сами, но и одновременно обучали новые тысячи рабочих из местного населения.
        Во время войны огромное значение приобрели восточные районы и в области сельского хозяйства. С временной потерей плодородных полей Украины и других районов вся тяжесть снабжения армии и страны пала на восточные и юго-восточные области Советского Союза. Колхозное крестьянство этих областей добилось новых разительных успехов. В трудных условиях колхозники сумели завершить все сельскохозяйственные работы и расширить посевные площади озимых хлебов.
        История войн не знает такого размаха организаторской работы, какая выпала на долю большевистской партии, на долю всех советских организаций. Приходилось в тяжёлой обстановке перестраивать по-военному промышленность, переводить тысячи предприятий на восток, обеспечивать их людьми и сырьём, создавать новые продовольственные базы и в то же время непрерывно готовить боевые резервы и снабжать фронт всем ему необходимым. Успех в этой огромной организаторской работе был достигнут благодаря наличию у нас советской социалистической системы и её преимуществ перед капиталистической, благодаря могучей силе патриотизма советского народа. Вся Советская страна на призыв товарища Сталина ответила бурным ростом производительности труда. На заводах, фабриках, в колхозах - всюду стали работать лучше, вдвое, втрое продуктивней.
        Не удалось Гитлеру сорвать мобилизацию сил в Советском Союзе. Она проходила чётко и организованно,

3. Развёртывание партизанской войны в тылу врага
        Ни внезапность, ни вероломство нападения, ни бесчеловечный террор, ни безудержный грабёж не приблизили гитлеровцев к их цели - быстрому разгрому армии Советского Союза. Фашисты перебрасывали на советско-германский фронт новые резервы, передвигали войска из Франции, Голландии, Норвегии, Румынии, подвозили большое количество военной техники и боеприпасов. Они готовили одну наступательную операцию за другой. Однако для осуществления этих операций им необходимы были обеспеченные коммуникации (пути). Но на захваченной немцами советской территории стали развёртывать свои действия советские партизаны.
        Освободительные войны народов мира знают о такой форме сопротивления врагу, как партизанское движение, но особенно богат опытом партизанской борьбы русский народ. Это объясняется моральным обликом русского народа, его стойкостью, умением воевать, а главное - его самоотверженной любовью к Родине. Славные традиции партизанской борьбы были приумножены в период гражданской войны.
        Но несравненный размах приняла партизанская борьба в период Отечественной войны. Через проволочные заграждения, через окопы, сквозь фронт к населению временно захваченных советских территорий проник призыв товарища Сталина "создавать невыносимые условия для врага". Советские партизаны разрушали железнодорожные пути, взрывали мосты, громили базы и уничтожали обозы противника, наносили удары по передвигавшимся резервам фашистов, срывали концентрацию сил врага, Всё чаще и чаще валились под откос вражеские эшелоны, взлетали на воздух мосты, склады, всё больше и больше захватчиков гибло от партизанских пуль, снарядов и мин. Партизанское движение основательно подрывало немецкий тыл, создавало у немецких войск сознание непрочности их положения.

4. Провал гитлеровских расчётов
        Предпринимая нападение на нашу страну, немецко-фашистские захватчики возвестили всему миру, что победят Советский Союз в течение полутора-двух месяцев. На такой короткий срок они и планировали войну против СССР, назвав её "молниеносной".
        Прежде всего гитлеровцы полагали, что им удастся создать союз всех стран против СССР, вовлечь в этот союз Англию и Соединённые Штаты Америки и таким образом полностью изолировать нашу страну, оставить её в одиночестве. Затем гитлеровцы рассчитывали, что советский строй недостаточно крепок, а Красная Армия не сумеет выдержать войну один на один с Германией.
        История последних десятилетий учит, что Германия не может выиграть войну и неизменно терпит поражение, если она ведёт войну на два фронта - на своих восточных и западных границах. Поэтому гитлеровцы стремились разъединить своих противников, чтобы бить их по одиночке. Разъединить Советский Союз и англо-американские государства немецким фашистам казалось тем легче, что СССР - страна социалистическая, а Англия и США - страны капиталистические. Гитлеровцы пытались запугивать правящие капиталистические круги англо-американских стран угрозой революции, уверяя их, что в их интересах выступить вместе с Германией в крестовый поход против "русского большевизма".
        Гитлер считал, что стоит ему начать войну против СССР, как и в Англии и в других странах изменится отношение к войне, и они примкнут к Германии. Но и этот расчёт также не оправдался.
        Народы мира уже узнали, что с собой несёт господство фашистской Германии, поработившей Западную Европу. К тому же все свободолюбивые народы мира относились с большой симпатией к Советскому Союзу, правительство которого давно разоблачало захватнические планы фашистов и настойчиво вело борьбу за мир. Миллионы простых людей, трудящихся во всём мире, видели, что только Советский Союз может избавить их от угрозы порабощения германским фашизмом.
        Поэтому нападение Германии на СССР вызвало возмущение во всех свободолюбивых государствах. Народы требовали борьбы с фашизмом, стояли за помощь СССР в войне против Германии. Уже в день нападения немецких войск на нашу страну правительство Англии объявило, что оно поможет Советскому Союзу. Через несколько дней после этого правительство США опубликовало заявление, что Америка готова оказать помощь нашей стране. 12 июля 1941 года правительствами СССР и Англии было подписано соглашение о совместных действиях в войне против Германии.
        Неделю спустя, 18 июля Советский Союз подписал договор с Чехословакией о взаимной помощи и создании чехословацких частей на территории СССР для борьбы с Германией. 30 июля такое же соглашение было подписано с польским правительством.
        2 августа правительство США в своей ноте на имя советского посла в Вашингтоне заявило, что будет оказывать экономическое содействие Советскому Союзу.
        В сентябре 1941 года в Москве состоялась конференция представителей трёх держав - СССР, Англии и США. По окончании работы конференции было опубликовано сообщение, которое гласило:
        "Конференция, в работах которой принял активное участие И. В. Сталин, успешно провела свою работу, вынесла важные решения в соответствии с поставленными перед нею целями и продемонстрировала полное единодушие и наличие тесного сотрудничества трёх великих держав в их общих усилиях по достижению победы над заклятым врагом всех свободолюбивых народов".
        В декабре 1941 года США вступили в войну с Германией.
        Таким образом, попытки Гитлера сколотить военный союз всех государств против СССР провалились.
        Немецко-фашистские захватчики, нападая на нашу страну, рассчитывали на непрочность советского строя. Они надеялись, что после первых же неудач Красной Армии распадётся союз рабочих и крестьян, а также союз советских республик, что начнутся восстания, смута в стране, драка между народами, населяющими территорию СССР. Но все эти расчёты были построены на песке, а потому быстро провалились.
        Война не только не ослабила союз рабочих и крестьян СССР, а ещё более укрепила его. Советское государство есть государство рабочих и крестьян, государство трудящихся. У них общие интересы и одна цель - добиться укрепления своего государства и построить коммунизм. Перед лицом опасности, нависшей над страной, перед лицом временных неудач Красной Армии рабочие и крестьяне ещё более сплотились, чтобы защитить свою Родину. Война показала, что нет таких жертв, которые не принесли бы наши рабочие, крестьяне и интеллигенция во имя своей социалистической Родины, во имя её чести и свободы. Все советские люди, где бы они ни были - на фронте или в тылу - общими усилиями ковали победу над врагом.
        Ярким проявлением единства советского народа было создание народного ополчения. В него вступили рабочие, служащие, учёные.
        Беспочвенными, неосновательными были надежды гитлеровцев и на распад дружбы народов СССР, на разрыв союза советских республик. Дружба народов СССР сложилась в их борьбе за свержение власти царизма, в борьбе против иностранных интервентов и в ходе социалистического строительства. Только благодаря взаимному дружественному сотрудничеству и братской помощи великого русского народа ранее угнетённые народы - украинский, белорусский, грузинский, эстонский, латышский, литовский, узбекский, армянский, татарский, казахский, киргизский, туркменский и другие - добились расцвета своих республик, вышли на путь счастливой, культурной жизни. Единая советская Родина - источник материального благосостояния и успеха, оплот свободы и независимости всех наций и народностей, населяющих СССР. Именно поэтому перед лицом опасности все народы нашей страны ещё более сплотились. В нашей армии на фронте плечом к плечу сражались сыны всех советских народов. Из всех республик шло подкрепление на фронт людьми и вооружением, обмундированием и продовольствием.
        Расчёт Гитлера на непрочность советского строя полностью провалился.
        "Неудачи Красной Армии, - говорил товарищ Сталин 6 ноября 1941 года, - не только не ослабили, а наоборот, ещё больше укрепили как союз рабочих и крестьян, так и дружбу народов СССР. Более того, - они превратили семью народов СССР в единый, нерушимый лагерь, самоотверженно поддерживающий свою Красную Армию, свой Красный Флот. Никогда ещё советский тыл не был так прочен, как теперь".
        Гитлеровцы рассчитывали также на слабость Красной Армии. Они полагали, что советские войска не выдержат внезапного натиска немецко-фашистской армии, которая сразу же прорвётся в глубь нашей страны и в короткий срок беспрепятственно дойдёт до Урала. Но как показала жизнь, немцы недооценили силы Красной Армии и переоценили силы своей армии.
        Красная Армия выдержала удар гитлеровских полчищ. Хотя советским войскам и пришлось отходить, но они не позволили немцам прорваться и беспрепятственно двигаться по просторам нашей страны. Красная Армия отходила с боями, цепляясь за каждый клочок земли, переходя в контратаки, изматывая и обескровливая немецкую армию.
        В результате стойкого сопротивления Красной Армии за первые четыре месяца войны Германия потеряла убитыми, ранеными и пленными более четырёх с половиной миллионов человек.
        Так Красная Армия и Красный Флот в период первых сражений 1941 года, осуществляя сталинскую тактику активной обороны, развеяли мечты гитлеровцев - в несколько недель победить Советский Союз.

Дальше: