К оглавлению...

Глава III.
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

1. Оборона Москвы
        Не добившись разгрома Красной Армии в первые месяцы войны, Гитлер решил напрячь все силы Германии и её союзников для нового наступления. Это наступление началось 2 октября 1941 года. Фашистское командование поставило перед своими войсками следующие задачи: на Южном фронте захватить Донбасс и прорваться на Кавказ; на северном участке советско-германского фронта пробиться в район Тихвина и дальше к южному берегу Онежского озера, чтобы полностью окружить ленинградские войска и голодом задушить Ленинград; на Калининском направлении прорваться к Калинину и дальше на север, чтобы перерезать железную дорогу, идущую на Архангельск, и тем самым лишить советские армии боеприпасов, поступавших северным путём.
        Но главной и основной задачей немецко-фашистских войск являлось окружение армий, защищавших Москву, и захват столицы Советского Союза.
        На второй день после наступления Гитлер выступил с речью, в которой заявил, что Советский Союз разбит и больше уже не восстановит своих сил. Геббельс приказал газетам оставить на 12 октября место для "особо важного сообщения", намекая, что речь идёт о взятии Москвы.
        На Москву было брошено Гитлером до 35 дивизий. Нашим войскам этого фронта угрожали огромные "клещи": через Ржев-Калинин с севера и Орёл-Тула с юга. Внутри этого предполагаемого окружения удары наносились по трём направлениям в виде "клиньев": Вязьма-Москва, Юхнов-Малоярославец-Москва, Калуга-Серпухов-Москва.
        После двухнедельных напряжённых боёв немцы продвинулись на 200 километров по направлению к нашей столице. На севере они 14 октября заняли Калинин, на юге вступили в Тульскую область, в центре захватили Бородино и 18 октября ворвались в Можайск.
        Над столицей Советского Союза нависла серьёзная опасность.
        13 октября 1941 года был созван актив московской партийной организации. Секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков рассказал собравшимся о тяжёлом положении на фронте под Москвой. Актив наметил ближайшие практические задачи большевиков и трудящихся города.
        В столице приступили к созданию рабочих коммунистических батальонов - по одному на каждый из 25 районов Москвы.
        Десятки тысяч москвичей взялись за возведение противотанковых препятствий и за постройку дотов, дзотов и площадок. В неслыханно короткий срок город опоясался прочными оборонительными сооружениями.
        Одновременно проводилась эвакуация центральных учреждений и наиболее важных промышленных предприятий, чтобы не подвергать их опасности бомбардировки.
        19 октября постановлением Государственного Комитета Обороны столица была объявлена на осадном положении. Трудящиеся Москвы призывались к активному участию в обороне и к беспощадной расправе с провокаторами, шпионами и прочими агентами врага.
        Взоры всех советских людей были прикованы к столице. Страна резко увеличила производство оружия.
        На подмосковных полях дрались с врагом сыны всего многонационального Советского Союза: русские, украинцы, белоруссы, туркмены, казахи, киргизы, литовцы, латыши, эстонцы и другие. Сердцу каждого воина одинаково дорога была столица Советской страны.
        Москва, где росла и крепла советская власть, откуда шли все исторические решения и постановления Советского правительства, где творил и работал Ленин и где творит и работает Сталин, напрягала силы для обороны. Москвичей воодушевляло то, что Сталин находился вместе с ними, спокойно и уверенно руководил борьбой.
        Сопротивление защитников Москвы крепло. Темп продвижения фашистских дивизий с каждым днём замедлялся. Однако гитлеровцы продолжали уверять весь мир, что они вот-вот возьмут Москву. Они даже объявили, что 7 ноября на Красной площади будет парад немецких войск.
        В этот день в Москве действительно состоялся парад, но это был традиционный боевой парад Красной Армии в годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции. Парад 7 ноября 1941 года явился лучшим выражением стойкости, спокойствия и твёрдой уверенности в победе советского народа.
        В невероятно напряжённой, фронтовой обстановке в Москве 6 ноября состоялось торжественное заседание Московского Совета. На этом заседания, а также на параде Красной Армии 7 ноября выступил вождь народов Советского Союза товарищ Сталин.
        Великий полководец в своей исторической речи на торжественном заседании 6 ноября 1941 года отметил, что фашистские планы "молниеносной" войны провалились. Указав, что нависшая над страной угроза по сравнению с июлем усилилась, товарищ Сталин вместе с тем заявил, что враг просчитался во всех своих планах. Подавить сопротивление Советского Союза, уничтожить его ему не удастся, силы врага ослабевают, а силы Советского Союза непрерывно растут, его резервы ещё только разворачиваются в полном объёме.
        Товарищ Сталин предсказал неминуемый разгром немецкой армии, он вдохнул веру в победу нашего правого дела в сердца всех советских людей.
        Октябрьское наступление немцев провалилось. Фашистские войска хоть и продвинулись вперёд, но не добились решения тех задач, которые Гитлер поставил перед ними в начале генерального наступления.
        Гитлеровцам нужен был какой-нибудь сногсшибательный успех, чтобы держать в опьянении армию и народ, чтобы держать в повиновении своих вассалов. Достичь успеха нужно было немедленно, до наступления зимы. Гитлеровцы решают сосредоточить все свои силы и всё внимание на решении одной задачи - взять Москву.
        К новому наступлению, начавшемуся 16 ноября, немцы готовились больше двух недель. Теперь они двинули на Москву уже 51 дивизию, в том числе 13 танковых и 5 моторизированных. Северная группировка из двух танковых армий наносила главный удар на Клин-Солнечногорск-Рогачев-Яхрома-Дмитров и нацеливалась дальше, в тыл Москвы. Бронетанковая армия генерала Гудериана наступала с юга на Тулу-Каширу, с тем чтобы двинуться дальше на Рязань-Коломну-Орехово-Зуево и сомкнуть кольцо вокруг Москвы. В центре удар на Москву наносился от Истры, Звенигорода и Наро-Фоминска.
        Нетрудно видеть, что здесь советским войскам приходилось вновь иметь дело с охватывающими "клещами" и "клиньями".
        Между тем обстановка к ноябрю 1941 года коренным образом изменилась. Прежде всего фашисты далеко ушли от своих основных баз. Немецкие коммуникации, удлинившись, стали более уязвимыми, чем и воспользовались советские партизаны. Они наносили чувствительные удары.
        Фашисты уже бросили в наступление на Москву всё, что могли, а советское командование непрерывно подводило новые боевые пополнения. Подходившие дивизии концентрировались вне возможного окружения Москвы. Резервные части располагались на флангах, создавая угрозу охвата фашистских "клещей".
        Изменение обстановки позволяло Красной Армии перейти в контрнаступление и именно под Москвой начать разгром врага.
        "...враг, не считаясь ни с какими потерями, - говорилось в сообщении Совинформбюро от 25 ноября 1941 года, - продолжает рваться вперёд. Он напрягает последние силы для того, чтобы захватить Москву. Однако, как говорят, сие зависит не только от хвастуна Гитлера. Многомиллионный советский народ и его Красная Армия закончит войну только полным разгромом врага. Этот разгром должен начаться под Москвой".
        Выросшая и закалившаяся в боях Красная Армия, сдерживая бешеный натиск врага, частыми и мощными контрударами изматывала его. Советские воины в этих боях вписали в историю великой освободительной войны героические, волнующие страницы.
        16 ноября у разъезда Дубосеково двадцать восемь гвардейцев Панфиловской дивизии под руководством политрука В.Г. Клочкова защищали рубеж, на который противник бросил до 50 танков. Четыре часа длилось неравное сражение. Огнём противотанковых ружей и зажигательными бутылками гвардейцы выводили из строя танк за танком. Герои пали в бою, но они задержали танки, пока подошло подкрепление, и обескровленный враг был отброшен.
        Всё сильнее развёртывалась и боевая деятельность партизан во временно захваченных врагом районах Московской области. Они громили тылы и обозы немецких частей, подрывали железные и шоссейные дороги, портили связь, уничтожали склады и запасы. Именно в эти дни совершили свои беспримерные подвиги русская девушка Зоя Космодемьянская, 16-летний Александр Чекалин, отдавшие жизнь за любимую Родину. Сопротивление Красной Армии становилось всё решительнее.

2. Поражение фашистов под Москвой
        В это время по приказу Верховного Главнокомандующего советские войска выбили гитлеровцев из Ростова и погнали их на запад, к Таганрогу. Победа была одержана теми самыми частями, которые фашистское радио объявило уже разгромленными или окружёнными, и теми командирами, которые, согласно берлинскому радио, считались убитыми или пленёнными.
        Под Москвой фашисты хотя и продвигались, но всё медленнее, всё с большими усилиями. В начале ноябрьского наступления они проходили 10-20 километров в день, затем эта цифра снизилась до 2-3 километров, а в конце ноября их продвижение исчислялось уже метрами. Каждая пядь подмосковной земли была усеяна трупами фашистских палачей. Немцы явно выдыхались. Назрел момент для решающего контрудара, к которому Красная Армия уже давно готовилась по плану своего вождя товарища Сталина.
        6 декабря 1941 года по приказу товарища Сталина началось наступление с целью ликвидации немецких "клещей". В дело были двинуты резервы, подведённые к Москве севернее и южнее города, как раз к тем местам, где фашисты мечтали прорвать фронт и замкнуть окружение столицы. Немцы сами очутились перед угрозой окружения. Красная Армия усилила натиск. Весь Западный фронт перешёл в решительное наступление. Дезорганизованные и разгромленные фашистские войска бежали, оставляя на поле боя орудия, автомашины, танки, тысячи убитых, раненых и обмороженных. Каждый день приносил всё новые сведения об успехах советских войск. За 40 дней нашего непрерывного наступления - по 15 января 1942 года - фашисты потеряли только убитыми около 300 тысяч солдат и офицеров. Советские войска захватили всякого рода оружия и боеприпасов в количестве, достаточном для вооружения нескольких десятков дивизий.
        Поражение немецких войск на подступах к Москве произвело сильное впечатление на весь мир. Всё передовое человечество рукоплескало Красной Армии. Впервые с начала второй мировой войны гитлеровская армия потерпела крупное поражение. Это резко ухудшило моральное состояние врага. В гитлеровской армии появились признаки разложения.
        Слухи о поражении и огромных потерях гитлеровской армии в Подмосковье проникли в Германию. Германское информационное бюро сначала сообщило о том, что на фронте идут "бои местного значения", затем, что "противник предпринимает ожесточённые атаки". В конце концов фашисты признали факт своего поражения, лживо заявляя при этом, что взять Москву им... помешала зима.
        Московское сражение выявило крах фашистского военного искусства. Оно показало превосходство сталинской стратегии и тактики над авантюристической стратегией и тактикой фашистского командования.
        На подмосковных полях Красная Армия развеяла и окончательно похоронила миф о непобедимости немецко-фашистской армии и на деле показала, что гитлеровская армия будет разбита.
        Красная Армия лишила врага тех его временных преимуществ, которыми он обладал в начале войны.
        "Теперь, - писал товарищ Сталин в приказе от 23 февраля 1942 года, - уже нет у немцев того военного преимущества, которое они имели в первые месяцы войны в результате вероломного и внезапного нападения. Момент внезапности и неожиданности, как резерв немецко-фашистских войск, израсходован полностью. Тем самым ликвидировано то неравенство в условиях войны, которое было создано внезапностью немецко-фашистского нападения. Теперь судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами: прочность тыла, моральный дух армии, количество и качество дивизий, вооружение армии, организаторские способности начальствующего состава армии".

3. Наступление Красной Армии зимой 1941/42 года
        Вдохновлённая победой под Москвой, Красная Армия успешно развивала наступление и на других направлениях фронта.
        На севере советские войска под командованием генерала армии, ныне маршала Советского Союза Мерецкова освободила Тихвин. Тем самым была сорвана попытка фашистов завершить окружение Ленинграда и соединиться с финнами в районе Онежского озера. Неотступно преследуя немцев, советские войска заняли ряд плацдармов на левом берегу реки Волхов.
        Блестящий успех был достигнут в Крыму. В конце декабря войска Кавказского фронта в тесном взаимодействии с Черноморским флотом форсировали Керченский пролив, высадили десант и штурмом взяли Керчь, а также Феодосию. На севере и на юге Красная Армия одержала крупные победы.
        К годовщине Красной Армии - к 23 февраля 1942 года были полностью освобождены Московская и Тульская области, значительная часть Калининский и часть Ленинградской, начато освобождение Смоленской и Орловской областей, Крыма, а также Харьковской области, Донбасса и других районов Украины. Всего за зимнюю кампанию Красная Армия освободила свыше 11 тысяч населённых пунктов и среди них более 60 городов.
        Зимнее наступление Красной Армии сорвало гитлеровские планы захвата Москвы, Ленинграда, Кавказа и центральной части России. Оно ликвидировало попытки немцев зимой отсидеться за укреплениями. Гитлеровцы не только не сумели отвести свои части на отдых, но вынуждены были бросить на советский фронт новые пополнения из числа тех, которые предназначались для весеннего наступления. Только за январь и февраль 1942 года Гитлер перебросил на восточный фронт около 30 дивизий из Франции, Дании, Греции и внутренних районов Германии. За время зимнего наступления советских войск немецкая армия потеряла до 1 миллиона человек, не считая раненых и обмороженных. Кадровые дивизии фашистов легли под Москвой, Ростовом, Тихвином, на Керченском полуострове и на Украине.
        В результате наступления Красной Армии вооружённые силы фашистской Германии оказались значительно ослабленными. Советские же войска закалились, накопили опыт ведения войны не только в условиях обороны, но и наступления.
        Так сложилась обстановка на советско-германской фронте к весне 1942 года.

Дальше: