К оглавлению...

Глава IV.
Оборонительные сражения летом 1942 года.

        1. Наступление немцев
        В 1942 году СССР попрежнему продолжал воевать один на один с Германией и её союзниками, ибо в Европе второй фронт нашими союзниками не был открыт, Мало того. Английское правительство, во главе которого стоял Черчилль, и не торопилось с открытием второго фронта, хотя и обещало развернуть боевые операции на Западе в короткие сроки. Черчилль, как и многие английские капиталисты, понимал, что гитлеровская Германия хочет захватить господство над всем миром, а значит, и над Англией. Поэтому английское правительство выступило против Германии, предложило помощь Советскому Союзу. Но английская буржуазия не хотела скорой победы над Германией. Капиталисты боялись, что открытие второго фронта ускорит разгром Германии, что Советский Союз окрепнет и усилится после быстрой победы. Они хотели, чтобы Советский Союз пришёл к концу войны ослабевшим и истощённым, и потому Черчилль оттягивал открытие второго фронта. Он предлагал высадить войска где-нибудь подальше от Европы, например в Африке. Операции на отдалённом участке фронта не отвлекут много фашистских войск, не ослабят гитлеровской Германии.
        Фашисты знали об этом. Гитлеровское командование решило воспользоваться отсутствием второго фронта, чтобы с новыми силами двинуться на восток. С этой целью Гитлер предпринял все меры, чтобы пополнить свою армию, сильно потрёпанную советскими войсками в сражении под Москвой и в период зимнего наступления. В Германии была объявлена всеобщая или, как гитлеровцы кричали, "тотальная мобилизация": на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях были мобилизованы все способные носить оружие.
        Гитлер заставил правительства союзных и подчинённых стран дать новые воинские соединения. Против Красной Армии сражались: итальянские, венгерские, румынские, финляндские, словацкие, испанские войска. Гитлер снял десятки дивизий с Западного фронта и перебросил их на восток. Этими мероприятиями Германии удалось создать на советско-германском фронте огромный ударный кулак.
        И всё же у немцев нехватило сил повести наступление по всему фронту. Фашистское командование поэтому решило наступать лишь на одном участке советско-германского фронта - на юго-западном.
        В начале мая 1942 года немецкие войска ринулись на советские части, занимавшие Керченский полуостров. Под давлением численно превосходящих сил части Красной Армии вынуждены были оставить Керченский полуостров.
        Освободив свои силы на Керченском полуострове, гитлеровцы возобновили штурм Севастополя. Враг бросил на героических защитников Севастополя до 300 тысяч солдат, свыше 400 танков и 900 самолётов. Ежедневно фашисты обрушивали на город от 2 500 до 6 тысяч бомб. Были дни, когда противник выпускал по Севастополю до 19 тысяч снарядов.
        Но севастопольцы сражались с исключительной отвагой, заставляя врага истекать кровью на подступах к городу.
        Вместе с бойцами Приморской армии доблестно защищали Севастополь черноморцы. Бригады морской пехоты приняли на себя первый натиск врага и в ожесточённых боях проявили чудеса храбрости и стойкости. Флот доставлял осаждённым пополнения, оружие, продовольствие. Артиллерия больших кораблей и береговой обороны ставила перед врагом мощный огневой заслон. Авиация флота в невероятно трудных условиях до последних дней осады вела воздушные бои и штурмовала немецкие позиции.
        Рота фашистов три дня штурмовала дзот № 11, но ни пули, ни снаряды не поколебали мужества комсомольцев - защитников дзота, перед портретом Сталина поклявшихся ни в каком случае не отступать, а драться с врагом до последнего вздоха. Моряки, за исключением одного, погибли, но дзот так и не был взят тогда немцами.
        Владимир Калюжный оставил предсмертную записку, в которой писал: "Родина моя! Земля русская! Любимый товарищ Сталин! Я, сын ленинско-сталинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало моё сердце, истреблял врагов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Моряки-черноморцы! Держитесь крепче, уничтожайте фашистских бешеных собак! Клятву воина я сдержал.
        Калюжный".
        В разгаре боёв защитники Севастополя - бойцы Приморской армии и черноморцы - получили приветствие великого Сталина. В нём говорилось: "Самоотверженная борьба севастопольцев служит примером героизма для всей Красной Армии и советского народа".
        Дорого обошёлся немцам новый штурм Севастополя, предпринятый ими с 7 июня по 3 июля 1942 года. Только за эти 25 дней они потеряли до 150 тысяч солдат и офицеров, из них около 60 тысяч убитыми, больше 250 танков, до 250 орудий. В воздушных боях было сбито больше 300 немецких самолётов. 3 июля город-герой после 250-дневной самоотверженной обороны был оставлен нашими войсками. Всего за этот период убитыми и ранеными немецкая армия потеряла около 300 тысяч солдат и офицеров.
        Обеспечив свой тыл от возможного удара со стороны Крыма, немцы с начала июля сосредоточили свои войска на юго-западном участке советско-германского фронта, создав здесь большой перевес сил. В этот период Гитлером были брошены против Красной Армии кроме 179 немецких дивизий ещё 61 дивизия вассальных стран. Таким образом, против Красной Армии действовало 240 дивизий - почти вдвое больше тех сил, которые действовали против России в войну 1914-1918 годов.
        Цель нового фашистского наступления, как и осенью 1941 года, заключалась в том, чтобы взять Москву, но на этот раз иным путём, а именно - выйти к Волге, отрезать столицу от волжского и уральского тыла и ударить на неё с востока.
        Таков был план немецкого командования. На сей раз, в отличие от 1941 года, когда Гитлер во всеуслышание сообщал о своих ближайших планах, оно постаралось замаскировать свои истинные намерения. Фашисты распустили слух, что главной целью их наступления является захват кавказской нефти.
        Но немцам не удалось обмануть бдительность советского Верховного Командования. Товарищ Сталин проник в сущность немецких планов. Он понимал, что главная цель немецкого наступления "состояла в том, чтобы обойти Москву с востока, отрезать её от волжского и уральского тыла и потом ударить на Москву. Продвижение немцев на юг в сторону нефтяных районов имело своей вспомогательной целью не только и не столько занятие нефтяных районов, сколько отвлечение наших главных резервов на юг и ослабление Московского фронта, чтобы тем легче добиться успеха при ударе на Москву".
        Фашисты предполагали вначале совершить прорыв в районе Воронежа. Советское командование, разгадав намерения противника, приняло контрмеры: в районе Воронежа немцы натолкнулись на решительное сопротивление нашей армии. Гитлеровцы вводили в бой всё новые дивизии. Им удалось ворваться в Воронеж, но полностью овладеть городом они так и не смогли.
        Встретив стойкое сопротивление в районе Воронежа, гитлеровцы изменили направление главного удара они устремились к Волге - через нижнее течение Дона.
        В силу отсутствия второго фронта и грандиозной концентрации сил на одном ограниченном участке наступления немецкой армии удалось захватить новые территории на юго-востоке Советского Союза. Они заняли восточную часть Украины, форсировали Дон, продвинулись по нижнему течению реки, прорвались на Кубань и Северный Кавказ. Советская страна очутилась в крайне тяжёлом положении.

        2. Фашистский "новый порядок"
        Всюду, куда фашистам удалось вторгнуться, они установили иго тяжелее монгольского. Времена варварских нашествий на Русь много столетий тому назад не знали такого истребления людей и такого систематического грабежа. "Нам нужна Россия без русских", - заявляли гитлеровцы. Эту свою людоедскую программу они стали проводить в жизнь в оккупированных ими советских районах.
        Немецкие завоеватели всегда отличались своими зверствами. Никто ещё не забыл тех ужасов, которыми сопровождалось немецкое вторжение в Советскую Россию в 1918 году. Но германские фашисты превзошли даже своих предшественников.
        Немецкие фашисты полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сёл и деревень, 31 850 предприятий, на которых было занято около 4 миллионов рабочих, уничтожили свыше 6 миллионов домов. 25 миллионов советских людей остались без крова. По далеко не полным данным, только потери от прямого уничтожения предприятий и имущества колхозов, общественных организаций, государственных учреждений и граждан СССР составляют 679 миллиардов рублей.
        Захваченную территорию фашисты превратили в свою колонию. Повсюду было уничтожено советское управление. Во главе оккупированных районов и областей были поставлены фашистские наместники. Все гитлеровские приказы неизменно кончались одной и той же угрозой - смерть. Немецкие палачи тысячами расстреливали, сжигали, вешали советских людей.
        Фашисты сгоняли советских крестьян с земли и раздавали её своим офицерам и солдатам. Колхозы были уничтожены. На советской земле появились немецкие помещики. Согнанных с земли колхозников гитлеровцы заставляли работать на немецких крепостников или угоняли в Германию на каторжные работы.
        Советские люди должны были носить на шее бирки с номерами. По номерам их вызывали на рытьё окопов или на работу в имения помещиков. Сотни тысяч русских, украинцев, белоруссов, литовцев, латышей, молдаван, эстонцев, угнанных на каторгу, работали, как рабы, часто закованные в кандалы. Немецкие власти опубликовали специальную инструкцию, как обращаться с советскими людьми:
        "Немец! Для того чтобы увеличить производительность германских предприятий, возникла необходимость привезти рабочих из Советской России. Всегда показывай им, что ты являешься их хозяином... Всегда показывай русским и украинским рабочим, что ты выше их".
        Миллионы советских людей гибли от голода или от непосильного труда на немецких рабовладельцев.
        Фашисты ликвидировали вузы и школы, сожгли библиотеки, клубы, читальни. Немцы разрушили 427 музеев из общего числа 992. Они надругались над святынями народов СССР. Фашисты разрушили памятник Шевченко, великого борца за свободу украинского народа; разгромили и сожгли домик великого русского композитора Чайковского в Клину, дом-музей крупнейшего русского писателя Чехова в Таганроге. Они надругались над чтимым всем человечеством величайшим памятником культуры - музеем-усадьбой Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.
        Все эти зверства совершались по приказам германского правительства и его военного командования и по заранее разработанным планам.
        Таков был "новый порядок", установленный фашистскими людоедами на временно оккупированной советской земле.

        Дальше: