К оглавлению...

Глава V.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

1. Великая Сталинградская битва
        Фашистские армии, получая всё время подкрепления, продолжали продвигаться к Волге, к Сталинграду.
        Сталинград - один из крупнейших промышленных городов Советского Союза. Накануне войны в нём насчитывалось около 500 тысяч жителей. Город растянулся длинной 60-километровой лентой вдоль правого берега Волги. На северной его окраине расположен промышленный гигант - Сталинградский тракторный завод и ряд металлургических предприятий. За годы советской власти Сталинград стал одним из важнейших арсеналов страны. Отсюда непрерывным потоком шли на фронт танки, тягачи, пушки.
        Сталинград имеет и огромное стратегическое значение. Он стоит на перекрёстке важнейших водных и железнодорожных путей, связывая центр страны с Кавказом и Закавказьем, с Астраханью и Баку.
        Против Сталинграда Гитлер бросил сначала 17, а к августу-сентябрю 36 дивизий, в числе которых собственно немецких была 21, остальные - итальянские и румынские. Фашисты сосредоточили здесь не менее 2 тысяч самолётов, много танков, свыше 1 500 пушек.
        Сначала Гитлер думал взять Сталинград сходу. Но проходили дни, а Сталинград держался.
        Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин приказал сдержать натиск врага. "Ни шагу назад!" - стало лозунгом всей армии и прежде всего защитников города.
        Гитлер назначал один срок захвата города за другим. К концу августа положение стало особенно напряжённым. Получив последний приказ Гитлера - не считаясь ни с какими потерями, взять город не позже 25 августа, - немцы ещё более усилили нажим. 23 августа передовым частям противника, в составе которых было свыше 100 танков, удалось прорваться северо-западнее Сталинграда и к исходу дня выйти к Волге. Врагу казалось - ещё один бросок, и город падёт. Трое суток без перерыва бомбили его гитлеровцы. В среднем вражеская авиация делала до 2 тысяч самолётовылетов в день.
        Но враг вновь просчитался. Ожесточённейшая бомбёжка не вызвала паники в среде защитников города-героя, на что рассчитывал враг, а усилила их сопротивление. На защиту Сталинграда вместе с регулярными частями встало его население. На фронт вышел корпус народного ополчения.
        Защищаясь, город продолжал работать. В сентябре под непрерывной бомбёжкой рабочие Сталинградского тракторного завода всё же выпустили 200 танков, 150 тягачей и много запасных частей.
        14 сентября после многочисленных атак фашистам удалось прорваться в город в районе вокзала и к 22 сентября выйти к Волге в районе Центральной пристани. Но Сталинград продолжал сражаться. Шли ожесточённые уличные бои.
        Беспримерное мужество защитников Сталинграда сорвало все фашистские планы. Бойцы 62-й армии под командованием генерала В.И. Чуйкова, ныне Героя Советского Союза, мужественно отстаивали каждый дом. Слава старого Царицына стояла за их плечами. Каждая улица города напоминала о прежней героической обороне под непосредственным руководством товарища Сталина, и сталинградцы мужественно отражали одну атаку врага за другой. Сотни вражеских самолётов были сбиты. В груды металлического лома была превращена не одна сотня немецких танков. Ежедневно Гитлер недосчитывался 3-4 тысяч человек.
        Вся страна с глубоким волнением следила за героической обороной Сталинграда. С Урала, Верхней Волги, со всех концов страны шли добровольцы, спешили части, направлялись боеприпасы. Из Москвы пришли московские гвардейцы, первыми развеявшие миф о непобедимости немцев.
        Всё прогрессивное человечество с надеждой и гордостью следило за сражением на Волге. Все понимали, что исход этого сражения определяет судьбу кампании 1942 года и окажет огромное влияние на судьбу всей войны.
        Героическая защита Сталинграда позволила советскому Верховному Командованию сосредоточить необходимые резервы. Защитники города измотали врага, обескровили его и тем самым подготовили момент его окончательного разгрома.
        7 ноября 1942 года, в день 25 годовщины советской власти товарищ Сталин заявил: "Недалёк тот день, когда враг узнает силу новых ударов Красной Армии. Будет и на нашей улице праздник!"

2. Окружение и разгром немцев под Сталинградом
        19 ноября 1942 года по приказу советского Верховного Главнокомандования войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов перешли в стремительное наступление в двух направлениях - с северо-запада и с юга от Сталинграда. Прорвав оборону противника северо-западнее Сталинграда на 30 километров по фронту и южнее его на 20 километров по фронту, наступающие части за первые же три дня продвинулись вглубь на 60-70 километров. Разгромив фланги врага, наши войска к 23 ноября окружили плотным кольцом 6-ю и 4-ю танковую немецкие армии. Первая задача наступления была выполнена.
        На очередь встала задача уничтожения этой огромной окружённой группировки. Это было нелёгким делом, во-первых, потому, что речь шла о многих десятках тысяч сохранивших полную боеспособность солдат, во-вторых, потому, что немецкие армии составляли часть общего фронта и к ним на помощь могли сквозь кольцо окружения пробиться другие части.
        Выполняя приказ товарища Сталина, советские войска перешли в наступление в районе Среднего Дона. Части Юго-Западного и Воронежского фронтов прорвали оборону противника на участке Новая Калитва-Монастырщина и за первые же четыре дня продвинулись вперёд на 50-90 километров. Войска обоих фронтов в дальнейших боях отбросили немцев на 200 километров. Одновременно советские части сдержали натиск немецкой танковой группы Манштейна, пробивавшейся к Сталинграду со стороны Котельникова. Наши войска в упорных оборонительных боях обескровили противника и, получив подкрепления, перешли в наступление. Группе Манштейна было нанесено решительное поражение.
        Всякая возможность спасти окружённые под Сталинградом войска была для германского командования исключена.
        Положение окружённых под Сталинградом войск генерал-фельдмаршала Паулюса стало безнадёжным. Советское командование предложило немцам сдаться. Паулюс отказался.
        "Если враг не сдаётся - его уничтожают", - таков закон Красной Армии. За время с 10 января по 2 февраля 1943 года эта задача была выполнена с таким же мастерством, как и вся Сталинградская операция. Две отборные немецкие армии, 6-я и 4-я танковая, насчитывавшие свыше 300 тысяч, перестали существовать. Только около трети их состава, примерно 91 тысяча, осталось в живых и попало в плен. Пленено было более 2 500 офицеров и 24 генерала с генерал-фельдмаршалом Паулюсом во главе. Красная Армия захватила колоссальные трофеи.
        Сталинградская операция, проведённая по замыслу и под руководством товарища Сталина, является непревзойдённым образцом военного искусства. Впервые в истории войн и военного искусства была окружена и ликвидирована такая масса вражеских войск, как под Сталинградом.
        После сталинградской победы инициатива в военных действиях перешла в руки советского командования.
        Сталинградское сражение ознаменовало коренной перелом во всём ходе Великой Отечественной войны. Оно предвещало закат немецко-фашистской армии. Здесь, под Сталинградом, занялась заря освобождения советской земли от немецких оккупантов и народов всех европейских стран, порабощённых фашистами. Отсюда, с берегов Волги, Красная Армия погнала немцев на запад, неся свободу и счастье всему человечеству.

3. Начало массового изгнания фашистов из пределов Советского Союза
        Сталинградское побоище открыло начало мощного наступления Красной Армии на огромном по своей протяжённости фронте. От Ленинграда и до Северного Кавказа, сокрушая и дробя на части немецкую оборону, вступали в действие один за другим фронты Красной Армии.
        В январе и феврале 1942 года Красная Армия освободила почти весь Северный Кавказ. В руках немцев осталась лишь небольшая территория на Таманском полуострове.
        В феврале были взяты Курск, Белгород, Харьков. Уходя из Харькова, гитлеровцы разрушили город. Лучшие здания, мосты, заводы были взорваны и сожжены. Город был подвергнут ожесточённой бомбардировке с воздуха, во время которой погибли тысячи мирных жителей.
        В январе 1943 года войска Ленинградского фронта мощным ударом прорвали блокаду Ленинграда и соединились с наступающими войсками Волховского фронта. Это было большой победой Красной Армии. Резко улучшилось продовольственное положение Ленинграда. Крепче стало его военное положение.
        В начале марта Красная Армия ликвидирует так называемый Демянский плацдарм немцев и освобождает от фашистских захватчиков город Демянск, районные центры Лычково, Залучье и 300 населённых пунктов.
        В первой половине марта немцы были изгнаны из Ржева, Гжатска, Сычёвки и Вязьмы. Линия фронта отодвинулась от Москвы далеко на запад.
        Темпы наступления не ослабевали. Удары по врагу наносились со всё возрастающей силой по фронту протяжением в 1 500 километров. Гитлеровское командование, получая удар за ударом на разных фронтах, часто удалённых на сотни километров друг от друга, не могло установить, откуда же наносятся главные удары, где ему нужно сосредоточивать резервы. Немецкое командование буквально металось между фронтами. Гитлер гнал солдат под Воронеж, но с дороги их поворачивали к Великим Лукам. Солдаты, спешившие в Котельниково, находили себе могилу под Воронежем.
        Только за три месяца наступательных операций зимой 1942/43 года Красная Армия разбила 112 дивизий противника. Фашисты потеряли убитыми более 700 тысяч и пленными свыше 300 тысяч солдат и офицеров. Огромный урон понёс противник и в технике: свыше 7 тысяч танков, 4 тысячи самолётов, 17 тысяч орудий и много другого вооружения.
        Гитлеровцы терпели тяжёлые поражения, но упорно сопротивлялись. На юге они предприняли наступление в районе Донбасс-Харьков, намереваясь отплатить за своё поражение под Сталинградом. Немцы хотели окружить и уничтожить советские войска в районе Харькова. Наши передовые части по приказу командования своевременно отошли к Северному Донцу. Харьков и Белгород были эвакуированы. Задуманный немцами план полностью провалился. Также не удалась попытка немецкого наступления в районе Орла.
        К апрелю 1943 года Красная Армия блестяще закончила наступательную зимнюю кампанию В результате её фашистские войска были отброшены на некоторых участках на запад на 600-700 километров. Была очищена от немецких захватчиков огромная территория - почти в полмиллиона квадратных километров, в том числе Северный Кавказ, Воронежская, Сталинградская области, Ставропольский и Краснодарский края, почти полностью Ростовская, Харьковская и Курская области. Героическими усилиями советских вооружённых сил и всего советского народа неблагоприятный ранее ход войны был повёрнут в благоприятную для нас сторону. Началось массовое изгнание врага из пределов Советской страны.
        Что же привело к этому?
        В ходе Великой Отечественной войны выросла, закалилась и окрепла наша Красная Армия. Она стала армией кадровой Это означает, что миллионы советских бойцов научились мастерски владеть тем оружием, которое давала им страна. Десятки тысяч командиров научились сочетать личное мужество с "умением руководить войсками на поле боя" (Сталин). Они стали мастерами вождения войск. Красная Армия "научилась бить врага наверняка с учетом его слабых и сильных сторон, как этого требует современная военная наука" (Сталин).
        Военные успехи Красной Армии явились также результатом огромной работы в тылу, проведённой под руководством коммунистической партии всем советским народом. Было организовано военное хозяйство, которое стало давать всё больше вооружения.
        Изменение обстановки на советско-германском фронте имело огромное международное значение. Отвлечение основных сил немцев на восток позволило нашим союзникам осуществить десантные операции в Северной Африке и ослабить итало-германские войска в районе Ливии и Трипотитании, Бизерты и Туниса. В мае 1943 года итало-германские войска были окончательно изгнаны из Африки. Лопнули попытки фашистов завоевать Египет и проложить себе дорогу на восток к Суэцу. В это же время англо-американская авиация наносила удары по военно-промышленным центрам Германии и Италии.

4. Белгородско-Курское сражение
        Успехи зимнего наступления 1942/43 г. не означали ещё, что Германия не в состоянии на том или ином участке повести серьёзное наступление. Верховное Командование Красной Армии понимало, что противник учится на своих поражениях и несомненно попытается применить новые формы и средства ведения войны. Гитлер ещё туже затянет петлю на шее своих вассалов и заставит их дать новое пушечное мясо. Ясно было, что фашисты ещё крепче сожмут обруч вокруг Германии и попробуют выжать из неё новое пополнение.
        Фашисты лихорадочно принялись за подготовку наступления. В Германии была объявлена новая "тотальная" мобилизация. Тысячи мелких и крупных предприятий были закрыты, а рабочие их отправлены на фронт. Сотни тысяч немцев были мобилизованы на заводах оборонной промышленности, а взамен их силой были пригнаны на эти заводы иностранные рабочие из Франции, Бельгии, Голландии, а главным образом из временно оккупированных районов Советского Союза.
        Гитлеровцы изобрели новый вид оружия, который они до сих пор не вводили в действие, чтобы поразить противника неожиданностью. Они ввели в бой новые танки "Тигры" - 60-тонные с орудиями в 88 миллиметров и новые самоходные пушки "Фердинанды" - 70-тонные с лобовой броней до 200 миллиметров толщины. Гитлеровское командование сумело довести число своих дивизий до 257 вместо 240, находившихся на советско-германском фронте в предыдущем году.
        На этот раз гитлеровское командование сосредоточило свои главные силы против Курско-Белгородского выступа Красной Армии, естественно образовавшегося в ходе наступательных операций Красной Армии. Гитлер поставил перед своими генералами задачу: во-первых, ликвидировать этот выступ встречным ударом с севера и с юга и тем самым пленить значительную массу советских войск; во-вторых, сконцентрировав удар на узком фронте, добиться быстрого успеха и тем поднять свой престиж; в-третьих, ликвидировав выступ, открыть себе дорогу в глубь страны, к Москве.
        Для осуществления этого плана Гитлер сосредоточил двадцать танковых и моторизованных дивизий, а также 18 пехотных дивизий. В ноябре 1941 года в наступление на Москву Гитлер бросил 13 танковых дивизий на фронте протяжением в 200-250 километров. А сейчас он сосредоточил в полтора раза больше танковых дивизий на фронте в два раза более коротком - 40 километров на севере, под Курском, и 80 на юге, под Белгородом.
        5 июля 1943 года гитлеровцы перешли в наступление, пытаясь под Курском устроить Красной Армии "немецкий Сталинград".
        Стодневная оперативная передышка на фронте сменилась боевой страдой.
        Измотанные героическим сопротивлением Красной Армии в первые месяцы войны и двумя зимними наступлениями советских войск, немцы не сумели развить своего третьего натиска - летом 1943 года.
        Никакого успеха не добились они даже в первые дни боёв. Сказалась вся предыдущая подготовка Красной Армии к обороне. Это наступление не оказалось для нас неожиданным. Наша оборона была глубоко эшелонирована. Несмотря на секретность в подготовке нового оружия противника, Красная Армия знала, что такое "Тигры" и как с ними бороться. В нужных районах для борьбы с этими новыми танками немцев была сосредоточена наша противотанковая артиллерия. Не удалось немцам добиться и превосходства в воздухе. На некоторых участках советское командование опередило противника, подвергнув артиллерийскому обстрелу позиции врага буквально за полчаса до немецкого наступления. Это несколько задержало наступление немцев. Воины Красной Армии выдержали бешеный натиск фашистов. Советская артиллерия истребляла сотни танков. Советские танки смело контратаковывали немецкие танковые колонны. Авиация расстраивала боевые порядки фашистов. Стойкость и мужество Красной Армии были поразительными.
        Всё это привело к тому, что на Орловско-Курском направлении немцы продвинулись только на 9 километров. 12 июля они были остановлены. На Белгородском направлении немцам удалось на узком участке фронта продвинуться от 15 до 35 километров. К 16 июля они были остановлены и под Белгородом.
        Расстроив в гигантском сражении немецкие клинья, Красная Армия перешла в контрнаступление. В прежние годы оборонительных сражений Красной Армии переход от обороны к наступлению отнимал несколько месяцев. Летом 1943 года Красная Армия от обороны к наступлению перешла через 7 дней.
        12 июля северо-восточнее Орла началось наступление советских войск, а 5 августа уже был взят Орёл, который немцы укрепляли почти два года. В тот же день на южном участке фронта был взят Белгород.
        В этот день столица Советского Союза Москва впервые салютовала доблестным войскам артиллерийскими залпами. С этого времени был введён обычай отмечать победы Красной Армии салютами в Москве.
        За месяц боёв - с 5 июля по 5 августа - фашисты потеряли одними только убитыми 120 тысяч солдат и офицеров. Басня фашистских лжецов о сезонности наступления советских войск была развеяна впрах: Красная Армия нанесла немцам поражение летом.
        Товарищ Сталин так оценил победу Красной Армии под Курском: "Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила её перед катастрофой".
        Белгородско-Курское сражение открыло новую фазу в наступлении Красной Армии. Оно развернулось от Западной Двины до Кубани.
        Красная Армия освободила Донбасс, очистила Левобережную Украину и к концу сентября 1943 года вышла на Днепр.
        На крайнем юге Красная Армия ликвидировала кубанский плацдарм немцев. В ночь с 9 на 10 сентября части Красной Армии совместно с моряками совершили чрезвычайно смелую операцию - десант с кораблей, преодолевая лавину огня, ворвался в Новороссийский порт. Через неделю город был полностью освобождён. Это позволило Красной Армии ликвидировать весь плацдарм немцев на Тамани. Советская Армия сломала в районе Мелитополя сопротивление немцев и форсированным маршем прорвалась к Перекопу, заперев немцев в Крыму. Части 4-го Украинского фронта вышли к нижнему течению Днепра.
        За этой широкой водной преградой немцы думали отсидеться, перегруппировать свои части. Но эта их надежда развеялась, как дым по ветру. Красная Армия форсировала Днепр и вышла на западный берег Днепра.
        Немцы яростно атаковали десанты, стремясь сбросить их в реку. Но воины Красной Армии стойко и уверенно отбивали атаки. С правого берега на левый непрерывно перебрасывались новые десанты. Части Красной Армии расширяли свои плацдармы. На крутых берегах Днепра тысячи пушек громили немецкие оборонительные рубежи. Над глубокими днепровскими омутами непрерывно тогда кипели воздушные бои. Красная Армия пробивала дорогу к полному освобождению Украины. Горе советских людей, ждавших избавления от гнёта фашистских разбойников, звало вперёд героев освободительной армии. Древняя слава Днепра была приумножена непревзойдённым героизмом лучших сынов нашего народа. Недаром почти двум тысячам воинов Красной Армии присвоено звание Героев Советского Союза за беспримерную отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра.
        6 ноября 1943 года советские войска вошли в столицу Украины - Киев. В тот же день в Москве выступил товарищ Сталин с докладом на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся.
        Оценив истекший год, как год коренного перелома в ходе войны, товарищ Сталин говорил:
        "Этот год был переломным прежде всего потому, что в этом году Красной Армии впервые за время войны удалось осуществить большое летнее наступление против немецких войск, причём немецко-фашистские войска под ударами наших войск оказались вынужденными поспешно оставлять захваченную ими территорию, нередко спасаться бегством от окружения и бросать на поле боя большое количества техники, складов вооружения и боеприпасов, раненых солдат и офицеров".
        Истекший год был переломным потому, что наша армия перемолола, перебила старые опытные кадры фашистской армии.
        За четыре месяца летнего наступления были разбиты 144 немецкие дивизии, и только убитыми и пленными немецкая армия потеряла до 900 тысяч человек, за весь же год немецко-фашистская армия лишилась одними убитыми не менее 1,8 миллиона человек, а вместе с ранеными и пленными более 4 миллионов солдат и офицеров. Невосполнимые потери понесла фашистская армия и в технике: болee 14 тысяч самолётов, свыше 25 тысяч танков и не менее 40 тысяч орудий. Красная Армия опрокинула расчёты врага на затяжную войну, разрушила его оборонительные "валы" и, не давая немцам передышки, гнала их с советской земли.
        Истекший год был переломным, как говорил товарищ Сталин, потому, что "успешное наступление Красной Армии коренным образом ухудшало хозяйственное и военно-политическое положение в фашистской Германии, поставив её перед глубочайшим кризисом".
        Мощь Советского Союза, боевое мастерство советских вооружённых сил и их полководцев возросли. Красная Армия приобрела богатый опыт, показала своё превосходство над немецкой армией, своё умение воевать, совершать манёвры, использовать боевую технику.
        Истекший год является переломным и потому, что военное хозяйство Советского Союза ещё более окрепло и усилилось. Производство боевой техники в Советском Союзе поднялось благодаря героической работе тыла.
        Красная Армия возвратила стране огромные территории (Донбасс, Украину), где быстро началось восстановление разрушенных промышленных предприятий и колхозов. Таким образом, ещё в годы войны советский народ приступил к залечиванию глубоких ран, причинённых врагом.
        Военные победы Красной Армии обеспечили изменение внешнеполитической обстановки в пользу Советского Союза и его союзников "в ущерб Германии и её сообщникам по разбою в Европе" (Сталин).
        Летнее наступление Красной Армии, не останавливаясь, продолжалось и в зимние месяцы.
        Победоносное зимнее наступление 1943/44 года дало возможность нашей армии с боями продвинуться на запад в отдельных направлениях до 1 700 километров. В ходе зимнего наступления была полностью ликвидирована мощная оборонительная система немцев на всём протяжении Днепра - от Жлобина до Херсона. Расчёты немцев на ведение затяжной оборонительной войны окончательно провалились.
        Только за три месяца зимнего наступления 1943/44 года Красная Армия одержала ряд крупнейших побед на Правобережной Украине и изгнала врага из Киевской, Днепропетровской, Запорожской, Житомирской областей. Почти полностью были освобождены Ровенская и Кировоградская области, ряд районов Винницкой, Николаевской, Каменец-Подольской и Волынской областей. Попытки немецких войск перейти в контрнаступление в районах Житомира, Кривого Рога и Умани были решительно пресечены действиями Красной Армии.
        Красная Армия за три месяца зимней кампании освободила от немецких захватчиков около 200 тысяч квадратных километров советской земли, свыше 13 тысяч населённых пунктов, в том числе 82 города и 320 железнодорожных станций. Новые миллионы советских людей были избавлены от гитлеровского рабства. Советский Союз возвратил себе важнейшие сельскохозяйственные и промышленные районы с огромными запасами железной руды и марганца.

Дальше: