К оглавлению...

Судебные заседания Военной коллегии Верховного Суда СССР
по делу Френсиса Гарри Пауэрса

17 августа
        17 августа в Москве, в Колонном зале Дома союзов, начался открытый судебный процесс по уголовному делу Френсиса Г. Пауэрса, американского летчика-шпиона, сбитого частями ракетных войск на Урале, в районе города Свердловска, 1 мая 1960 года.
        Судит Пауэрса Военная коллегия Верховного Суда СССР.
        Состав суда: председательствующий - Председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР генерал-лейтенант юстиции В.В. Борисоглебский, народные заседатели: генерал-майор артиллерии Д.З. Воробьев, генерал-майор авиации А.И. Захаров. Секретарь суда - майор административной службы М.В. Афанасьев.
        Государственное обвинение поддерживает Генеральный прокурор Союза ССР действительный государственный советник юстиции Р.А. Руденко.
        Защиту осуществляет член Московской городской коллегии адвокатов адвокат М.И. Гринев.
        В качестве свидетелей судом вызваны: В.П. Сурин, Л.А. Чужакин, П.Е. Асабин, А.Ф. Черемисин.
        В судебном заседании принимают участие эксперты: полковник Н.А. Алексеев, инженер-подполковник Ю.В. Тюфилин, доктор технических наук профессор Г.А. Истомин, инженер-полковник Р.А. Андреев, старший научный сотрудник инженер-подполковник К.В. Ворошилов, инженер-подполковник Н.М. Бурмистров-Зуев, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук профессор В.И. Прозоровский.
        В Колонном зале присутствуют многочисленные представители трудящихся города Москвы, члены дипломатического корпуса, зарубежные общественные деятели, видные юристы из различных стран, свыше 250 советских и иностранных корреспондентов.
        После оглашения обвинительного заключения подсудимый Пауэрс на вопрос председательствующего, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении, отвечает: "Да, признаю себя виновным".
        На дневном заседании начался допрос подсудимого.
        На вечернем заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР продолжался допрос Пауэрса. Подсудимый отвечал на вопросы государственного обвинителя - Генерального прокурора СССР Р.А. Руденко.
        Затем подсудимый ответил на вопросы защитника - адвоката М.И. Гринева.

18 августа
        В начале утреннего заседания подсудимый отвечал на вопросы защитника - адвоката М. И. Гринева. Затем ряд уточняющих вопросов подсудимому был задан государственным обвинителем - Генеральным прокурором СССР Р. А. Руденко.
        Подсудимый ответил далее на вопросы суда: председательствующего - Председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР генерал-лейтенанта юстиции В.В. Борисоглебского и народных заседателей- генерал-майора авиации А. И. Захарова и генерал-майора артиллерии Д.З. Воробьева.
        Суд заслушал показания свидетелей - П.Е. Асабина, А.Ф. Черемисина, Л.А. Чужакина и В.П. Сурина.
        Суд заслушал заключения экспертов- полковника Н.А. Алексеева, инженер-подполковника Ю.В. Тюфилина, доктора технических наук профессора Г.А. Истомина, инженер-полковника Р.А. Андреева.
        На вечернем заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР были заслушаны заключения экспертов: старшего научного сотрудника инженер-подполковника К. В. Ворошилова, инженер-подполковника Н. М. Бурмистрова-Зуева, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора медицинских наук, профессора В. И. Прозоровского и полковника И.И. Жданова.

19 августа
        В начале заседания Военной коллегии Верховного Суда СССР председательствующий - Председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР генерал-лейтенант юстиции В.В. Борисоглебский обратился к участникам судебного процесса с вопросом, имеют ли они дополнения к судебному следствию или какие-либо ходатайства. Получив отрицательные ответы государственного обвинителя, адвоката и подсудимого Пауэрса, председательствующий объявил судебное следствие законченным.
        Суд заслушал обвинительную речь Генерального прокурора СССР действительного государственного советника юстиции Р.А. Руденко и защитительную речь члена Московской городской коллегии адвокатов адвоката М.И. Гринева.
        Затем последнее слово произнес подсудимый Френсис Г. Пауэрc.
        В 12 часов 50 минут суд удалился на совещание для вынесения приговора.
        В 17 часов 30 минут председательствующий - Председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР генерал-лейтенант юстиции В.В. Борисоглебский огласил приговор по уголовному делу американского летчика-шпиона Френсиса Г. Пауэрса.
        Военная коллегия Верховного Суда СССР признала Френсиса Г. Пауэрса виновным в преступлении, предусмотренном статьей 2 Закона Союза ССР "Об уголовной ответственности за государственные преступления" и приговорила его к 10 годам лишения свободы, с отбытием первых трех лет наказания в тюрьме.

Дальше: