К оглавлению...

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.

Имя Н.Ф. Погодина, избранные драматургические произведения которого публикуются в настоящем сборнике, связано с важнейшими этапами развития нашего театрального искусства.
        Погодин выступил с пьесой "Темп" в 1929 году, который товарищ Сталин охарактеризовал как "год великого перелома на всех фронтах социалистического строительства", перелома, выразившегося "в развертывании творческой инициативы и могучего трудового подъема миллионных масс рабочего класса", в достижении крупных успехов в области строительства промышленности, в "коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию..." В 1930 году Погодин закончил пьесу "Поэма о топоре", еще через год - "После бала", а в последний год первой Сталинской пятилетки была написана пьеса "Мой друг", которой как бы подводился итог циклу пьес, рассказывающих о великом социалистическом переустройстве жизни в городе и деревне, о невиданном трудовом подъеме миллионных масс освобожденного народа, оставившего далеко позади все, что знала история человечества.
        Погодин в своих пьесах отражал этот процесс широко и многосторонне. Опыт журналиста приучил его быть внимательным и чутким к новому. Вдумчивый глаз писателя, близко к сердцу принимающего судьбу своей страны, позволил ему глубоко проникнуть в сущность совершающихся процессов и построить пьесы на конфликтах новых по содержанию и характеру. Содержание этих конфликтов заключается в рождении нового отношения к труду, труду - "делу чести и славы", и борьбе с рваческим, эгоистическим отношением к труду - тяжелым наследием буржуазно-помещичьей России, борьбе с классовыми врагами разных обличий и мастей. Новое в пьесах Погодина неизбежно побеждает, как неодолимая сила истории, поэтому в них так много света, юмора, жизнеутверждающего пафоса.
        "Герои этих пьес одерживают, огромные победы на трудовом фронте. В "Темпе" бригады молодых рабочих-комсомольцев и пожилых строителей - костромичей во главе с Ермолаем Лаптевым, заключив договор о социалистическом соревновании, показывают темпы работы, неизмеримо превышающие прославленные американские темпы. В "Поэме о топоре" талантливый русский рабочий Степан открывает секрет производства нержавеющей стали. В пьесе "После бала" молодая колхозница комсомолки Маша помогает разоблачить пробравшихся к руководству подкулачников и становится во главе колхоза, организуя работу по-новому, с огромным размахом и точным расчетом на возросшие силы коллектива. Воплощением творческой инициативы, силы и революционного размаха людей, созидающих новый, социалистический мир, является фигура начальника строительства Григория Гая в пьесе "Мой друг". Для него смысл жизни, ее поэзия ее пафос - в кипучей, увлекательной работе, результатом которой являются новые заводы, гидростанции, города.
        Образы эти живут, как правдивое, поэтическое воплощение дней первых Сталинских пятилеток, преобразивших нашу страну.
        С пьесами Погодина 30-х годов на сцены наших театров вступил новый герой - строитель социализма. Пьесы Погодина продолжали и развивали традиции советской комедии, комедии оптимистической, рассказывающей о героических буднях первых пятилеток. Они утверждали пафос настоящего во имя великих идей коммунизма, они разоблачали, осуждали пороки старого собственнического мира.
        Не все в этих пьесах выдерживает испытание временем. Основное их содержание остается поэтическим документом определенного исторического периода, но на некоторые явления мы с более высокой исторической ступени развития, с точки зрения сегодняшнего дня посмотрели бы иначе, чем смотрел драматург в начале 30-х годов.
        Так, показывая в "Темпе" представителя капиталистической Америки в лице инженера Картера, Погодин относится к нему со снисходительным юмором, не используя этот образ для глубокого раскрытия эксплоататорской сущности, бесчеловечной природы капитализма, неизбежной ограниченности инженера, работающего ради денег на хозяина-капиталиста. В образе Григория Гая прекрасный пафос созидания, кипучая энергия строителя социализма сочетаются иногда с инициативой дельца, добивающегося успеха "своего" предприятия, не думающего об общегосударственных интересах. Ряд недостатков обнаруживает и язык первых пьес Погодина С натуралистической точностью воспроизводя многие вульгаризмы речи, увлекаясь внешним "колоритом" языка своих героев, драматург невольно снижал их внутреннюю значительность.
        В пьесе "Человек с ружьем", написанной к двадцатой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, Н. Ф. Погодин воплотил образ Ленина. Это большая удача драматурга. В образе Ленина Погодин сумел передать черты вождя партии, вождя революции, трибуна и великого мыслителя В пьесе показано единство вождя и революционного народа, сила ленинских идей, союз рабочих и крестьян, исторический смысл Октябрьских дней 1917 года.
        Во время Великой Отечественной войны Погодин пишет пьесу "Сотворение мира". Это пьеса о великом трудовом подвиге советского народа, в которой показаны неиссякаемые силы социалистического общества, поразительные возможности коллективного созидательного труда, возрождающего места, обращенные врагом в пустыню, возвращающего к полноценной, радостной жизни искалеченных войной людей.
        В начале послевоенной Сталинской пятилетки Погодин закончил пьесу "Минувшие годы" о героических тридцатых годах, о людях молодой социалистической индустрии. Недавнее прошлое запечатлено драматургом с глубоким пониманием его содержания и смысла, оно вооружает народ на новые трудовые подвиги во имя победы коммунизма.
        Творчество Н.Ф.Погодина является неотъемлемой частью передовой советской литературы и советского театра и может служить примером большого патриотического труда на благо социалистического отечества.

Дальше: "ТЕМП"