К оглавлению...
          Инспекторская проверка политических занятий
          Редакционная статья.

Политические занятия являются главной формой политического воспитания красноармейцев и младших командиров. Они воспитывают у красноармейцев и младших командиров преданность партии Ленина-Сталина и советскому правительству, любовь к Родине и жгучую ненависть к ее врагам, готовность в любой момент выступить на защиту СССР. На политических занятиях формируется морально-политический облик гражданина Советского Союза, воина страны социализма.
        В 1938/39 учебном году в области политических занятий достигнуты значительные успехи. В частях выросло много замечательных групповодов, которые живо и увлекательно, на высоком теоретическом и идейном уровне проводят политические занятия, умело воспитывают красноармейцев и младших командиров в большевистском духе и добиваются высоких результатов в их политической учебе.
        Старший политрук т. Кузнецов, старший лейтенант т. Колесников, младший лейтенант т. Самойлов, младший командир т. Майоров, красноармеец т. Кирко (МВО) показывают образцы большевистской работы по политическому воспитанию красноармейцев. Слушатели их групп имеют только хорошие и отличные оценки. Групповоды политических занятий тт. Сумбатов, Мельников, Гончаров, Иванов, Лоскутов (КалВО) также добились замечательных результатов. И таких групповодов много: они есть в каждом округе и соединении, в каждой части.
        Комиссары и секретари партийных бюро, выполняя директиву начальника Политуправления РККА товарища Мехлиса, стали лучше, конкретнее руководить политическими занятиями, начали учить групповодов и политруков показом. Комиссары частей тт. Жуков и Спекторенко (КалВО), тт. Панин и Баканов (МВО), инструктора пропаганды тт. Денисов и Страхов (МВО) хорошо проводят семинары и показательные занятия.
        Учебный год по политическим занятиям заканчивается. Он должен быть завершен инспекторской проверкой политических занятий с красноармейцами и младшими командирами срочной службы, подведением итогов годовой учебы.
        К инспекторской проверке политических занятий необходимо хорошо подготовиться. На беседах и политинформациях нужно разъяснить красноармейцам задачи и цели проверки политических занятий. Во внеучебное время следует организовать дополнительные занятия с отстающими и пропустившими большое количество занятий. По наиболее плохо усвоенным вопросам необходимо провести с бойцами дополнительные беседы и консультации. Ко всей этой работе надо привлечь инструкторов пропаганды, секретарей партийных бюро, политруков, групповодов политзанятий и заместителей политруков.
        В частях необходимо провести совещания групповодов и разъяснить как цель проверки, так и задачи самих групповодов в подготовке и организации проверочных политзанятий. Со всей категоричностью необходимо предостеречь групповодов от школярства и формализма при подготовке к проверке, предупредить об ответственности за очковтирательство и "натаскивание" красноармейцев и младших командиров по различного рода вопросникам.
        Готовясь к инспекторской проверке, нужно широко использовать метод социалистического соревнования, организуя заключение договоров на лучшую подготовку и проведение проверки политзанятий между группами, подразделениями, частями и охватив индивидуальными обязательствами всех красноармейцев и младших командиров.
        Политорганы, комиссары, партийные и комсомольские организации должны составить конкретный план подготовки и проведения проверки политических занятий. Окружная и дивизионная печать должна систематически освещать подготовку и ход инспекторской проверки политических занятий, показывая на своих страницах лучших бойцов и групповодов, а также комиссаров, секретарей партийных бюро, инструкторов пропаганды и политруков, по-большевистски руководящих политическими занятиями.
        В качестве инспектирующих политические занятия необходимо выделять наиболее теоретически подготовленных политработников, знающих содержание программы. Надо учесть печальный опыт прошлого, когда в качестве проверяющих по истории СССР кое-где выделяли товарищей, даже не читавших учебника и не знавших этого предмета.
        Задача проводящего проверку состоит не только в том, чтобы спросить и выставить оценку. В ходе проверки каждый инспектирующий обязан не только правильно оценить знания красноармейцев и младших командиров, но и вскрыть все ошибки и нарушения директивы Политуправления РККА, наблюдавшиеся в течение учебного года, выявить все, что мешало правильной организации политических занятий, росту политической сознательности бойцов и младших командиров, систематическому воспитанию групповодов и совершенствованию их методических и педагогических навыков.
        Инспекторской проверкой политических занятий в объеме пройденной программы нужно охватить всех без исключения красноармейцев, курсантов и младших командиров срочной службы. Каждый из них должен отчитаться в том, как он использовал время, отпущенное ему на политическую подготовку.
        Самую проверку ни в коем случае не надо превращать в сухой, формальный экзамен, а красноармейцев и младших командиров в школьников. При оценке политической подготовки по подразделению и части нужно принимать во внимание не только оценки по политическим занятиям, но и политико-моральное состояние части, подразделения.
        Инспектирующие должны уделить большое внимание проверке работы с групповодами политзанятий по их воспитанию, поднятию идейного и теоретического уровня, по привитию им необходимых педагогических навыков. Поэтому должно быть выяснено качество работы семинаров групповодов политзанятий и методических совещаний. Методика проведения рассказа групповода, организация самостоятельного чтения, проведение итоговых и контрольно-проверочных занятий - мимо этих вопросов не должен пройти ни один проверяющий.
        Во время инспекторской проверки политических занятий необходимо особое внимание обратить на то, как используются политзанятия для военной пропаганды и быстрого реагирования на отрицательные явления в жизни части, какова роль политических занятий в укреплении боевой подготовки и политико-морального состояния части или подразделения. Нельзя говорить об отличных показателях по политический подготовке красноармейцев и младших командиров, если наряду с отличными оценками по истории СССР в подразделении неблагополучно с дисциплиной, имеются аморальные явления и т.д.
        Одна из важнейших задач проверки - выявить также качество руководства политзанятиями со стороны комиссаров и секретарей партийных бюро и проверить работу партийных и комсомольских организаций по выполнению директивы Политического управления РККА.
        Инспекторская проверка политических занятий и подведение итогов будут иметь большое значение для подготовки к новому учебному году. Итоги проверки политических занятий нужно будет обсудить на собраниях первичных партийных и комсомольских организаций, на совещаниях групповодов и их заместителей. Опыт лучших групповодов, давших хорошие образцы работы, нужно широко популяризировать и передать другим. Уже сейчас необходимо начать подбор групповодов на новый учебный год.
        Групповод политических занятий, инструктор пропаганды - большие фигуры в деле большевистского воспитания красноармейцев и младших командиров. Они формируют большевистское мировоззрение бойцов, доводят до них большевистское слово, воспитывают в них высокие моральные и политические качества гражданина Советского Союза. От работы групповода политзанятий во многом зависит уровень боевой и политической подготовки и политико-моральное состояние частей. Групповод выполняет задачу большой важности, но это еще не всегда оценивается по заслугам.
        Военные Советы округов, армий, комиссары и начальники политотделов соединений должны поощрять групповодов, политруков, инструкторов пропаганды, добившихся хороших результатов в политической подготовке групп и подразделений.
        Период проверки политических занятий надо использовать для дальнейшего воспитания красноармейцев и младших командиров в духе неуклонного выполнения военной присяги, воспитания беспредельной преданности партии Ленина-Сталина, социалистической Родине и ненависти к врагам народа. Необходимость дальнейшего укрепления социалистического государства, задачи, поставленные на третью сталинскую пятилетку, точное выполнение военной присяги, вопросы коммунистического воспитания, вопросы международного положения, внутренней политики СССР и необходимость дальнейшего укрепления Красной Армии - все это должно найти отражение при проверке знаний красноармейцев и младших командиров.
        Предстоящая инспекторская проверка политических занятий - дело огромной политической важности. Организованно подготовиться к проверке, организованно ее провести - дело чести политорганов, комиссаров, политруков, партийных и комсомольских организаций.

Дальше: Выборы в местные Советы депутатов трудящихся