К оглавлению...
          ОБМЕН ОПЫТОМ

Пропаганда в окружной красноармейской газете
          Полковой комиссар В. Московский.
          Ответственный редактор газеты "Красная Армия".

В борьбе за повышение качества боевой и политической подготовки, за укрепление железной воинской дисциплины красноармейская печать должна сыграть огромную роль.
        Если в свете этих требований внимательно просмотреть пропагандистскую работу нашей газеты "Красная Армия" (Киевский особый военный округ) за май и июнь, то не трудно заметить, что мы совершенно недостаточно занимались военной и санитарной пропагандой.
        Значительно больше занималась газета пропагандой теории марксизма-ленинизма, и это правильно, но и здесь были недостатки, которые сводились к тому, что мы забывали иногда о нашем читателе-красноармейце, копировали центральные газеты, а если поднимали вопрос собственными силами, то обязательно из области философии.
        Вспоминается такой случай. В одном войсковом учреждении решили для всех читать лекции силами профессуры. На одну из лекций о философии Фейербаха явилось много бойцов, командиров и вольнонаемных служащих. Когда лектор говорил о рациональном зерне и идеалистической шелухе в философии Фейербаха, несколько товарищей направились к выходу. Я спросил одного из них, почему он уходит. Товарищ ответил, что лекция идет о сельском хозяйстве, о зернах и шелухе, а он в сельском хозяйстве детально не разбирается и поэтому решил уйти. Я подумал: а не получается ли иногда таких казусов и у читателей вашей газеты? Основная масса бойцов, хотя и грамотна и культурна, но все же философии не изучала. И если мы, красноармейская газета, публикуем статьи, написанные зачастую далеко не популярным и не доходчивым языком, без примеров и сравнений, то проникаем ли мы в душу красноармейца, помогаем ли ему в выполнении плана боевой и политической подготовки?
        Пропаганда в красноармейской газете должна своим содержанием отвечать требованиям воспитания наших бойцов в духе беззаветной преданности нашей родине, товарищу Сталину, задачам сегодняшнего дня. Язык пропагандистских статей должен быть доходчивым, популярным и ясным для красноармейца. Сотни вопросов на разнообразные темы из области политики нашей партии, международных отношений и др., задаваемые бойцами, являются зачастую готовой тематикой для выступлений.
        Вторым недостатком в пропагандистской деятельности нашей газеты было некоторое отставание. Так, например, основная масса самостоятельно изучающих "Краткий курс истории ВКП(б)" работает над изучением IV главы, а мы в помощь им публикуем такие статьи, как о работе Ленина "Шаг вперед, два шага назад" или "Две тактики социал-демократии в демократической революции". Известно, что обе эти работы рекомендованы не в IV главе. Таким образом, газета не звала вперед изучающих "Краткий курс", а равнялась по отставшим.
        Третьим и очень крупным недостатком в пропагандистской работе нашей газеты было такое положение: на сотни красноармейских писем с разнообразными вопросами из области политики нашей партии, истории международных отношений, истории нашей родины, истории военного искусства наш отдел пропаганды давал ответы не через газету, а в письменной форме, непосредственно бойцам, задавшим вопрос. Такой метод работы отдела ничем не отличался от работы обыкновенного справочного бюро. По злободневным, насущным вопросам мы разговаривали с одиночками путем закрытой переписки.
        Объяснялось это нашей организационной слабостью, молодой пропагандистский отдел не успел обрасти авторским активом. Кроме того, нужно прямо сказать, что работники отдела побаивались самостоятельно выступить по теоретическим вопросам, тянулись к "Правде" и "Красной звезде", ибо перепечатка теоретических статей из этих газет гарантировала нашу газету от ошибок и облегчала работу отдела пропаганды.
        Директива Политуправления РККА расширила понятие о пропагандистской деятельности красноармейских газет, приблизила газеты к боевой, кипучей красноармейской учебе.
        Июль и часть августа мы уже работали несколько по-иному. Как известно, авторские кадры для пропагандистской работы газеты так же, как и лекторские в устной пропаганде, играют решающую роль.
        Командование округом помогло нам разработать тематику по военной пропаганде и привлечь к реализации этой тематики ряд опытных, высококультурных командиров штаба и частей. С их помощью нам удалось организовать серию статей, направленных на помощь бойцам и командирам в боевой учебе. Некоторые из этих статей, судя по откликам, пользовались большой популярностью.
        В июле командование округа проводило проверку боевой подготовки некоторых частей. Обнаружилась недостаточная методическая подготовка в стрелковом деле. Командующий выдвинул этот вопрос перед газетой и предложил нам основательно заняться методикой стрелкового дела.
        Мы организовали встречу редакции с лучшими командирами-методистами, рассказали об их опыте, а затем при помощи их организовали ряд хороших статей,
        Такие статьи, как: "Опыт подготовки ручных пулеметчиков", "Об отработке одиночных боевых стрельб", "Как обучать пулеметчика изготовке к стрельбе", "Как организовать стрелковый урок во взводе", "Как организовать стрелковый тренаж", "Опыт подготовки отстающего стрелка", "Как отрабатывать 4-ю задачу боевых стрельб", опубликованные в нашей газете, сейчас нередко можно встретить у младших и средних командиров, как учебное пособие.
        Опубликовав такой материал в помощь командному составу, мы к этому же вопросу методики подошли и с другого конца. Мы выступили с двумя передовыми статьями, направленными специально в адрес наших войсковых школ, поставив перед ними задачу решительного улучшения методической подготовки будущих младших командиров.
        В конце июля проходили окружные стрелковые соревнования, и мы использовали возможность еще раз возвратиться к вопросу о методике стрелкового дела. Передовики в соревновании выступили на страницах газеты с обращением, в котором особо резко подчеркнули вопрос методики. Помимо этого, мы дали три консультации - ответы на вопросы бойцов.
        В газету поступали письма о том, что водительский состав не уделяет должного внимания сбережению автопокрышек, и срок носки их, таким образом, сокращается.
        Кроме материалов критического характера на эту тему, мы выступили со статьей: "Как нужно сберегать автопокрышки и как продлить срок их эксплоатации" . Эту статью сейчас можно найти наклеенной на видном месте в наших гаражах.
        Придавая исключительное значение экономному и бережному расходованию горючего, мы вместе с отделом штаба КОВО, ведающим горючим, организовали выступление в газете. Передовая газеты по этому вопросу была предметом обсуждения на собраниях ряда частей.
        Актуальность тех или иных вопросов военной пропаганды в газете мы определяем, во-первых, по окружному шпану боевой подготовки на месяц, во-вторых - по письмам бойцов в редакцию, в-третьих, нам помогают определить актуальность темы наш командующий округом и "шеф нашей газеты", как мы его назвали, зам. командующего комдив тов. Иванов.
        Полезно иногда позаимствовать лучшее и из других округов.
        До нас дошел слух, что в Белорусском округе, с которым соревнуется наш округ, есть один полк, в котором накоплен богатый опыт по огневой подготовке (800 комсомольцев - отличные стрелки) и тактике ближнего боя.
        Округа соревнуются. Почему же не использовать лучший опыт? Мы направили в полк бригаду с целью изучения опыта и организации передачи его через газету. Бойцы и командиры этого полка пошли нам навстречу, написали статьи о достижениях полка. Страница в нашей газете получилась исключительно яркая. В ней были подняты новые вопросы, показан интересный опыт огневой подготовки.
        Накануне годовщины хасанских боев у нас возникла мысль широко показать будни героев Хасана. Не поедешь же для этого в 1-ю Отдельную армию! Мы внимательно изучили газету "На защиту родины". В ней перед годовщиной публиковался исключительно ценный материал о военной хитрости и тактике ближнего боя. Все лучшее из этой газеты мы выбрали и дали страницу в нашей газете, указав, что материал составлен по газете "На защиту родины". Это был хороший подарок красноармейцам КОВО.
        За месяц до дня Военно-Морского Флота мы послали письмо редакциям газет четырех флотов с просьбой организовать для нас материал о могуществе и силе нашего флота. В итоге задолго до праздника мы имели материал о жизни и боевой работе Тихоокеанского флота, Балтийского, Северного и Черноморского.
        Придавая огромное значение санитарной пропаганде, понимая, что сохранение здоровья бойцов и командиров является одним из важнейших условий успешной боевой подготовки частей, редакция вместе с санитарным управлением округа разработала тематику санитарной пропаганды в газете и успешно реализует ее.
        В эту тематику входят такие статьи, как: "Вынос раненых с поля боя", "Медицинская помощь в роте" (по опыту войны в Испании), "Ожоги и электротравмы на войне", "Что такое санитарная разведка и как ее проводить", "Каждый врач обязан владеть полевой хирургией", "О самопомощи и взамопомощи в бою", "Пункты легкораненых и их работа", "Гигиена бойца на походе", "Питьевой режим летом", "Как уберечь себя от желудочных заболеваний" и ряд других.
        В начале июля мы выступили с серией статей на тему, как научиться плавать. Эти статьи, судя по отзывам, оказали большую помощь не умеющим плавать.
        Сейчас вокруг газеты у нас есть хороший актив, с которым мы имеем возможность широко развернуть санитарную пропаганду. В нашем авторском активе есть заслуженные деятели медицинской науки - профессор бригвоенврач Чайка, профессор бригвоенврач Шварцберг, кандидат медицинских наук военврач 1-го ранга Вейнеров, военврач 1-го ранга Наринский и другие. Вместе с ними редакция подняла вопрос о том, что каждый военный врач должен владеть полевой хирургией. Это нашло живой отклик среди военных врачей. Выступления газеты поддержали и руководители санитарного управления. Сейчас врачи округа осваивают это огромной важности дело.
        Обсудив на редакционном совещании вопрос о помощи командному и политическому составу в изучении военной истории, мы пришли к такому выводу, что в условиях нашего округа эту работу есть возможность начать на конкретном материале. В нашем округе имеются дивизии, которые в период гражданской войны вписали немало славных страниц в историю борьбы советского народа за очищение нашей родной земли от интервентов.
        Мы обратились с призывом к конникам и сивашцам. Они охотно откликнулись на это и прислали нам материал, показывающий опыт командиров в изучении истории военного искусства. Полковник Панков и майор Каспиров рассказали, как они изучают историю войн и как она обогащает их опыт. Группа командиров-конников прислала письмо в редакцию, в котором призывает всех кавалеристов глубоко изучить боевые операции 1-й Конной. Сейчас мы разрабатываем ряд статей в помощь изучающим историю военного искусства.
        Марксистско-ленинская теория является могучим оружием нашей партии. Она дает нашему движению "уверенность, силу ориентировки и понимание внутренней связи окружающих событий" (Сталин). Помня эти указания, мы стараемся всеми мерами улучшить и расширить пропаганду идей марксизма-ленинизма. Отдел пропаганды и красноармейской политучебы сейчас имеет хорошо подготовленный авторский актив н самостоятельно выступает по таким вопросам, как международные отношения в эпоху империализма, тактика ВКП(б) в период подготовки Октября и другие.
        В № 11 журнала "Пропагандист и агитатор РККА" указывалось, что газета "Красная Армия" редко выступает с короткими консультациями на своих страницах. Обсудив этот вопрос, мы приняли меры к устранению этого недостатка, и теперь раз в шестидневку отдел дает короткие консультации - ответы на вопросы бойцов.

Дальше: Об изучении марксизма-ленинизма в военных академиях.