К оглавлению...
          Изучение истории партии на курсах "Выстрел".
          Батальонный комиссар Г. Гунько.

В 1938/39 учебном году в основу всей работы по идейно-политическому воспитанию командиров-слушателей Краснознаменных курсов "Выстрел" было положено изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" применительно к среднему звену.
        Учебный процесс складывался из лекций, самостоятельной работы слушателей, консультаций, товарищеских бесед-дискуссий и зачетов.
        Лекции читались начальником социально-экономического цикла и старшими преподавателями сразу для 5-6 учебных отделений. На лекциях применялись наглядные пособия (альбомы по истории партии) и изредка художественная литература. После лекций слушателям указывалась литература для чтения и говорилось, в какой последовательности надо ее читать. Помимо "Краткого курса", рекомендовались отдельные произведения Ленина и Сталина и резолюции съездов и конференций партии. На чтение лекций было отведено 58 часов.
        На заседании кафедры социально-экономических дисциплин предварительно до лекций обсуждались все главы "Краткого курса" и те вопросы, которые ставились на коллективное обсуждение в группах во время товарищеских бесед-дискуссий.
        Самостоятельная работа слушателей проходила в часы, отведенные для этой цели по расписанию (всего 46 часов). На занятиях присутствовали преподаватели, которые давали консультации. Помимо указанных часов, слушатели курсов для самостоятельной работы имели еще один день в шестидневку.
        Консультации мы проводили во время самостоятельной работы слушателей в группах, в парткабинете, а также в общежитиях по курсам. Устраивались и групповые консультации, особенно в период подготовки к зачетам.
        После самостоятельной работы в группах мы проводили товарищеские беседы-дискуссии под руководством преподавателя. Основные вопросы для бесед-дискуссий в группах мы, как уже было сказано выше, обсуждали заранее, одновременно с обсуждением лекции на заседании кафедры и затем сообщала эти вопросы слушателям. Обычно для беседы давалось не более 3-4 узловых вопросов. Беседы-дискуссии длились около 4 часов. По IV главе мы беседовали два раза по 4 часа, а по III, VII и IX главам - по 6 часов.
        Присутствовавший на беседах-дискуссиях преподаватель внимательно слушал выступления и после обсуждения вопроса давал характеристику выступлений слушателей, исправлял неточно и неправильно освещенные вопросы, указывал на положительные и отрицательные стороны.
        Помимо лекций по "Краткому курсу истории ВКП(б)", дополнительно были прочитаны лекции по отдельным произведениям Ленина-Сталина и по некоторым теоретическим и политическим вопросам (всего 8 лекций). Два раза слушатели были на экскурсии в Музее им. В.И. Ленина.
        Еще до начала учебы кафедра социально-экономического цикла обсудила и заключила договор на социалистическое соревнование с другими кафедрами. До начала учебы кафедра обсудила и объекты соревнования для слушателей. На первом же собрании старших групп, а затем на собрании парторгов эти объекты были обсуждены и рекомендованы для всего состава слушателей. Ход социалистического соревнования проверялся к годовщине РККА, к 1 Мая и к концу учебы.
        За период учебы было проведено три расширенных методических совещания преподавателей с участием слушателей. На совещаниях стояли такие вопросы: о ходе изучения "Краткого курса истории ВКП(б)" и о недостатках в учебе; об итогах изучения первых четырех глав и дальнейшие задачи; о подготовке к зачетам по "Краткому курсу истории ВКП(б)".
        На всех курсовых собраниях первичных парторганизаций дважды стоял вопрос о ходе изучения "Краткого курса истории ВКП(б)". С докладами выступали начальник социально-экономического цикла и старшие преподаватели. Кроме того, вопрос об изучении истории партии обсуждался на собраниях в учебных отделениях.
        Печать курсов систематически освещала ход изучения "Краткого курса истории ВКП(б)", показывала передовиков учебы и положительные стороны, бичевала недостатки.
        В первое время слушатели курсов к изучению "Краткого курса" подошли недостаточно серьезно. Старая привычка работать над учебником - прочесть несколько страниц, а потом записать главное - оказалась непригодной при изучении "Краткого курса", так как в этой книге ничего лишнего нет, в ней все важно. Поэтому у слушателей были большие затруднения в составлении записей-конспектов.
        При изучении многие слушатели старались добросовестно запомнить даты событий или отдельные факты, но не могли дать объяснения этим фактам и событиям. На товарищеских беседах-дискуссиях выступления слушателей носили описательный характер, изложение материала было поверхностное. В выступлениях не давалось объяснения связи между фактами и событиями, не отмечалась закономерность развития идей тех или иных партий, групп, классов, не было анализа. В общем получалось, что из поля зрения выпадали законы общественного развития и идеи, на что и указывалось, как на недостаток, в постановлении ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года.
        При выступлении того или иного слушателя остальные товарищи плохо следили за ним и стеснялись критиковать ошибочные и неправильные выступления.
        Об этих недостатках мы говорили на партийных собраниях и на расширенном методическом совещании преподавателей совместно со слушателями. К концу учебы почти все недостатки были ликвидированы.
        Подавляющее большинство слушателей работало с исключительной добросовестностью, много и упорно, как и нужно работать командирам РККА, и добились хороших результатов.
        Курсы в целом по марксистско-ленинской подготовке имеют оценку "хорошо". Передовой курс "А" имеет "отличных" и "хороших" оценок 82,5 проц.

Подводя итоги учебы за 1938/39 год, кафедра социально-экономических дисциплин курсов "Выстрел" пришла к выводу, что и в будущем учебном году необходимо в основном строить свою работу так же, как она была построена в текущем году, не допуская, разумеется, повторения имевшихся недочетов.
        Количество часов на социально-экономическом цикле курсов надо будет довести до 250 (на изучение "Краткого курса истории ВКП(б)", решений XVIII съезда ВКП(б) и на курс "О методах борьбы со шпионской деятельностью разведок капиталистических стран").
        Делая упор на самостоятельную работу слушателей, необходимо также будет практиковать коллективные обсуждения в группах основных вопросов темы или разделов "Краткого курса" (товарищеская беседа-дискуссия под руководством преподавателя).
        Целесообразно проводить коллективные обсуждения вопросов слушателями во внеучебные часы, делая это после того, как каждый слушатель прочитает материал, рекомендуемый по теме. Опыт наших передовых групп показал, что такое коллективное обсуждение, особенно в период подготовки к зачетам, дает хороший результат.
        В целях более углубленной работы преподавателей над собой необходимо заранее, до начала нового учебного года, поручить каждому преподавателю разработать определенную тему (главу) с привлечением работ Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и составить лекции в письменном виде с тем, чтобы обсудить их затем на заседании кафедры. Это мероприятие очень важно для начинающих преподавателей.

Дальше: Больше помощи изучающим историю партии.