К оглавлению...
          Законы исторического значения
          Передовая статья.

1 сентября закончила свою работу внеочередная Четвертая Сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва.
        Законы, единогласно принятые социалистическим парламентом, имеют для нашей страны огромное политическое, хозяйственное и оборонное значение. Велико значение решений Сессии и для международной жизни. Без преувеличения можно сказать, что за работами Четвертой Сессии Верховною Совета СССР с неослабным вниманием следил весь мир.
        Работа Сессии и принятые ею новые законы еще раз ярко продемонстрировали силу и могущество народов нашей родины: их несокрушимое морально-политическое единство, их глубокую преданность делу Ленина-Сталина, их полную готовность завершить построение коммунистического общества, их горячую любовь к отцу, другу и учителю всех трудящихся товарищу Сталину.
        Укрепление оборонной мощи нашего социалистического государства является предметом постоянных и особых забот нашего правительства и партии Ленина-Сталина.
        Товарищ Сталин на XVIII съезде ВКП(б) поставил задачу:
        "Всемерно укреплять боевую мощь нашей Красной армии и Военно-Морского Красного флота".
        Принятый Четвертой Сессией Верховного Совета СССР "Закон о всеобщей воинской обязанности" целиком и полностью соответствует этой задаче, поставленной вождем народов.
        Необходимость принятия "Закона о всеобщей воинской обязанности" продиктована Сталинской Конституцией и вызвана огромными изменениями, происшедшими в развитии нашего народа и государства за последние годы. Как известно, действовавший до сих пор "Закон об обязательной военной службе" был принят в августе 1930 года, то-есть девять лет тому назад. За это время наша страна "из строящей социализм превратилась в страну победившего социализма". За это время в нашей стране осуществлено полное равноправие советских граждан и резко изменилась социально-политическая основа, на которой был построен старый "Закон об обязательной военной службе". Наряду с этим произошли коренные изменения в самом строительстве, организации и комплектовании вооруженных сил нашего государства, о чем ярко и убедительно рассказал на Сессии товарищ Ворошилов.
        Численность Красной Армии и Военно-Морского Флота за последние девять лет выросла больше чем в 3,5 раза и в настоящее время находится в полном соответствии с международной обстановкой. Наряду с этим происходило развитие военной техники и вооружения. Танков мы имеем теперь в 43 раза больше, чем.в - 1930 году, самолетов - в 6,5 раза, артиллерии - почти в 7 раз, пулеметов - почти в 5,5 раза, мелкокалиберной противотанковой и танковой артиллерии - в 70 раз. Механических лошадиных сил на одного бойца Красной Армии в 1930 году приходилось 3,07, а сейчас на каждого бойца Красной Армии мы имеем 13 лошадиных сил.
        Произошло много и других изменений. В армии и флоте введены военные звания для начальствующего состава. Снижен призывной возраст на действительную службу. Полностью ликвидирована территориальная система строительства Красной Армии. Проведена реорганизация органов местного военного управления. Принята новая система учета военнообязанных и т.д. Все эти изменения нашли отражение в "Законе о всеобщей воинской обязанности", принятом Сессией.
        Новым законом увеличен до трех лет срок службы для младших командиров сухопутных войск и авиации. Трехлетний срок службы установлен также и для рядового состава авиации и пограничных войск. Увеличение сроков службы для рядового состава этих родов войск объясняется их особенностями, требующими большего времени для подготовки полноценного бойца.
        Особого внимания заслуживает увеличение сроков службы для младших командиров. Роль младшего начальствующего состава в системе наших вооруженных сил чрезвычайно большая. Недаром товарищ Ворошилов назвал младших командиров фундаментом вооруженных сил страны и указал, что в будущей войне они будут играть первейшую и важнейшую роль. Трехлетний срок службы обеспечит для Красной Армии хорошо подготовленных и авторитетных младших командиров, а им самим даст возможность еще больше повысить свой общекультурный рост и идейно-теоретическую подготовку.
        Принятый Сессией закон понижает призывной возраст на один год, а для окончивших полную среднюю школу - на два года. Начиная с этого года, армия и флот будут комплектоваться молодыми людьми в возрасте 19 и 18 лет. Это даст Красной Армии дополнительный годовой контингент молодежи, что "в наше время очень важно". Окончившие среднюю школу будут в том же году поступать и в армию, что даст Красной Армии большой приток советской интеллигенции.
        Новым законом сокращены льготы по семейному положению. Сделано это потому, что в связи с победой колхозного строя и отсутствием безработицы в СССР благосостояние трудящихся нашей страны резко улучшилось и нужда в многочисленных льготах отпала. Необходимость этой отмены давно назрела. За последние годы в призывные комиссии и военкоматы поступало огромное количество заявлений призывников и их родителей с отказом от льгот по призыву.
        "Законом о всеобщей воинской обязанности" предусмотрено увеличение общего контингента военно-обученного запаса и дальнейший рост его боевой подготовки Срок состояния запаса на воинском учете увеличен на 10 лет. Запас разделен на две категории, а сроки учебных сборов военнообязанных увеличены. Все это повысит качество подготовки запаса и облегчит комплектование армии во время мобилизации.
        "Закон о всеобщей воинской обязанности" говорит, что в военное время, в случае надобности, в армию будут призываться и женщины, имеющие медицинскую, ветеринарную или техническую подготовку.
        Новый закон понижает сроки службы кадрового начальствующего состава. Это мероприятие принято с целью более правильного и своевременного продвижения начальствующего состава по службе, а также для увеличения накопления запаса на мирное время.
        В укреплении обороны нашей страны большую роль сыграет и новый порядок военной подготовки молодежи, установленный законом о всеобщей воинской обязанности. В неполных средних и средних школах вводится начальная военная и допризывная подготовка. "Подрастающее поколение, - говорит товарищ Ворошилов, - почерпнет в начальной военной подготовке те моральные и физические, качества, которые необходимы бойцу Красной Армии в грядущих боях за социализм и нашу Родину".
        "Закон о всеобщей воинской обязанности", единодушно, с воодушевлением принятый обеими палатами Верховного Совета СССР, встречен советским народом и Красной Армией с огромным удовлетворением. Этот закон имеет исключительное значение для страны и армии и является ярким выражением сталинской заботы об обороне нашей родины, об укреплении ее вооруженных сил.
        "Закон о всеобщей воинской обязанности" "явится крепкой основой, на которой Красная Армия и Военно-Морской Флот развернутся еще шире и станут еще более мощными, еще более крепкими" (Ворошилов).
        Каждый командир, политработник и боец Красной Армии обязаны досконально изучить и знать "Закон о всеобщей воинской обязанности".
        Сессия заслушала сообщение главы советского правительства тов. В.М. Молотова о ратификации советско-германского договора о ненападении. Сессией принято следующее постановление по этому вопросу:
        "1. Одобрить внешнюю политику Правительства.
        2. Ратифицировать договор о ненападении между Союзом Советских Социалистических Республик и Германией, заключенный в Москве 23-го августа 1939 года".
        Это единогласно принятое постановление Верховного Совета СССР является последовательным развитием и результатом мирной политики Советского Союза.
        В своей внешней политике наша страна исходит из ленинского принципа о возможности мирного сосуществования советского государства и капиталистических стран и из указаний товарища Сталина о том, что мы стоим за мир и укрепление деловых связей со всеми странами.
        Наши задачи в области внешней политики, с исчерпывающей ясностью были определены товарищем Сталиным в его докладе на XVIII съезде ВКП(б):
        "1. Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами.
        2. Соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками".
        Подлинно народная внешняя политика состоит в том, чтобы не увеличивать число врагов для своей страны, а уменьшать их. Заключая пакт о ненападении между СССР и Германией, советское правительство исходило из этого принципа. Договор о ненападении дал нам возможность устранить угрозу войны между Германией и СССР и тем самым уменьшить число врагов нашей родины.
        "Главное значение советско-германского договора о ненападении, - говорил в своем сообщении на Сессии товарищ Молотов, - заключается в том, что два самых больших государства Европы договорились о том, чтобы положить конец вражде между ними, устранить угрозу войны и жить в мире между собой. Тем самым, поле возможных военных столкновений в Европе суживается . Если даже не удастся избежать военных столкновений в Европе, масштаб этих военных действий теперь будет ограничен. Недовольными таким положением дел могут быть только поджигатели всеобщей войны в Европе, те, кто под маской миролюбия хотят зажечь всеевропейский военный пожар".
        Англо-французские империалистические политики изо всех сил стремились столкнуть Германию и СССР лбами, вызвать военное столкновение между ними. Эту провокаторскую политику усиленно поддерживали и некоторые лидеры социалистических партий Англии и Франции.
        Поджигатели войны просчитались. Советский Союз проводит свою собственную, самостоятельную внешнюю политику, которая ориентируется только на интересы народов СССР, интересы же народов СССР совпадают с коренными интересами народов других стран.
        Советско-германский договор о ненападении базируется на величии и могуществе нашей родины и ее вооруженных сил. Этот договор является поворотом в развитии Европы, имеет величайшее значение для судеб народов и демонстрирует блестящую победу сталинской внешней политики.
        Советско-германский договор о ненападении является договором мира для СССР и призван служить делу укрепления всеобщего мира. Народы Советского Союза понимают это великое значение договора и через своих избранников - депутатов Верховного Совета СССР - полностью одобрили действия своего правительства.
        Постановка в порядок дня Сессии вопроса о сельскохозяйственном налоге была вызвана тем, что законодательство по данному вопросу устарело и перестало соответствовать новым условиям. Действовавший до последнего времени закон о сельскохозяйственном налоге был принят более пяти лет тому назад. С тех пор в нашем сельском хозяйстве произошли величайшие изменения.
        Колхозы в нашей стране окончательно закреплены и упрочены, а социалистическая система хозяйства стала единственной формой нашего земледелия. В результате победы коллективизации наша страна имеет теперь самое крупное машинизированное сельское хозяйство, вооруженное новейшей техникой. Новый строй социалистического земледелия дает уже обильные плоды. Блестящим свидетельством этого является Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, наглядно показывающая огромные преимущества колхозного строя.
        Из года в год растет благосостояние широких колхозных масс. За годы второй сталинской пятилетки валовой доход колхозников вырос более чем в 2,7 раза, а денежные доходы колхозников, распределяемые по трудодням, - в 4,3 раза. В бюджете колхозников с каждым годом все большее значение приобретают доходы, получаемые по трудодням, то-есть доходы от общественного хозяйства. У 52 проц. крестьянских хозяйств царской России нехватало хлеба до нового урожая. У колхозников СССР личные запасы хлеба в июле 1938 года, то-есть перед новым урожаем, составили 9,3 пуда на душу.
        Этих изменений, происшедших в нашей стране за годы второй сталинской пятилетки, старый закон о сельскохозяйственном налоге не отражал. Законом 1934 года для колхозников были установлены твердые ставки сельскохозяйственного налога в размере от 10 до 50 рублей. При такой системе обложения в лучшем положении иногда оказывались не те колхозники, которые честно и добросовестно участвуют в артельном хозяйстве, а те, кто уклоняется от участия в общественном производстве, а звание колхозника использует для расширения личного подсобного хозяйства.
        По "Закону о сельскохозяйственном налоге", принятому Четвертой Сессией, все доходы, получаемые колхозниками на трудодни, полностью освобождаются от обложения налогом. Сельскохозяйственный налог уплачивается только за те доходы, которые колхозники получают от личного подсобного хозяйства, от кустарных промыслов и других внеколхозных заработков.
        Второй особенностью нового "Закона о сельскохозяйственном налоге" является то, что налог теперь будет начисляться не по твердым ставкам, как прежде, а в зависимости от размеров личного дохода. Чем больше доход от личного подсобного хозяйства, тем больше будет и размер налога. Закон ставит колхозников в преимущественное положение по сравнению с единоличниками: налог на колхозников ниже сельскохозяйственного налога на единоличное хозяйство.
        Законом установлен ряд льгот для хозяйств, члены которых служат в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и в пограничных войсках, для тех хозяйств, в которых есть инвалиды труда и войны, а также для семей рабочих, служащих и специалистов, проживающих в сельских местностях.
        Красная Армия в основной своей массе комплектуется за счет сельского населения, и поэтому "Закон о сельскохозяйственном налоге" должен быть подробно разъяснен широким красноармейским массам. Каждый боец Красной Армии должен усвоить, что этот закон целиком и полностью вытекает из исторических решений XVIII съезда ВКП(б) и из решений майского Пленума ЦК ВКП(б). Вместе с решениями партии и правительства о мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания и о мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах закон о сельскохозяйственном налоге будет иметь большое значение в дальнейшем подъеме сельского хозяйства. Он еще больше укрепит трудовую дисциплину в колхозах, повысит благосостояние колхозов и колхозников, расширит и укрепит общественное хозяйство колхозов.
        Законы, принятые Четвертой Сессией Верховного Совета СССР, имеют историческое значение и сыграют огромную роль в жизни нашего социалистического государства.
        Задача комиссаров, политорганов, партийных и комсомольских организаций заключается сейчас в том, чтобы глубоко разъяснить решения Сессии всему личному составу РККА. Для этого должен быть использован весь богатейший арсенал форм и методов большевистской пропаганды и агитации. Разъяснительную работу нужно проводить диференцированно, с учетом аудитории.
        Директивой Политуправления РККА предложено для разъяснения решений Сессии провести во всех частях красноармейские собрания, собрания младших командиров, начальствующего состава, а также собрания семей начсостава. Сообщение товарища Молотова, доклад товарища Ворошилова и "Закон о всеобщей воинской обязанности" должны быть изучены на политических занятиях.
        Большая роль в глубоком разъяснении решений Сессии принадлежит красноармейской печати. Газеты должны помещать пропагандистские статьи, консультации, ответы на вопросы и отклики бойцов, командиров и членов их семей. В печати должно быть усилено разъяснение текста военной присяги, закона о каре за измену родине и пропаганда вопросов сохранения военной тайны, бдительности, морального облика воина Красной Армии.
        Законы, принятые Четвертой Сессией Верховного Совета СССР, отражают интересы всего советского народа. В каждой букве этих законов выражена воля советских людей.
        Решения Сессии свидетельствуют о силе и могуществе нашего социалистического государства, о его победном продвижении по пути коммунизма и о полной боевой готовности нашей страны, что прекрасно выразил в своем докладе народный комиссар обороны товарищ Ворошилов:
        "Советский Союз не будет застигнут врасплох международными событиями, как бы они ни были внезапны и грозны. А те господа, помутненный разум которых мешает им видеть Советский Союз таким, какой он есть в действительности, неизменно будут получать предметные уроки до тех пор, пока они не поймут, что великий народ Советов имеет и всегда будет иметь свою великую и страшную в борьбе с врагом вооруженную силу, которая будет сокрушать всегда и всех, кто осмеливается посягать на священные права, землю и честь победоносного Советского Союза".

Дальше: О ратификации советско-германского договора о ненападении.