К оглавлению...
          ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Материал о сельскохозяйственном налоге

Внеочередной IV Сессией Верховного Совета СССР принят "Закон о сельскохозяйственном налоге". По этому закону доходы колхозников, полученные по трудодням, сельскохозяйственным налогом не облагаются. Обложению подлежат лишь доходы от личного хозяйства колхозников, а также от кустарно-ремесленных промыслов и других занятий не по найму. Обложение проводятся не по твердым ставкам, как раньше, а по фактически получаемым доходам от личного хозяйства.
        Новый закон отвечает интересам широчайших колхозных масс. Депутаты Верховного Совета СССР в своих выступлениях на Сессии приводили много фактов, показывающих, насколько своевременно и правильно поставлен вопрос об изменении порядка обложения сельскохозяйственным налогом. Вот некоторые из этих фактов.
        "В 1938г. по Чувашской республике оказалось 35 тыс. чел., не имеющих ни одного трудодня, а колхозников, выработавших за год менее 50 трудодней, - 119 тыс. чел. Эти люди имели от своего личного хозяйства и от посторонних заработков большие доходы, однако они совершенно ускользали от обложения сельскохозяйственным налогом. Сейчас, согласно проекту нового закона, эти доходы будут полностью облагаться сельскохозяйственным налогом" (из речи депутата О.Т. Харитоновой).
        "...По данным о 700 обследованных хозяйствах в 1935г. денежный доход составлял в среднем на одно хозяйство 990 руб., в 1936г. средний денежный доход на одно хозяйство составлял 1.170 руб., в 1937г. - 1.500 руб., в 1938г. этот доход составлял в среднем на одно хозяйство 1.700 рублей.
        Однако уплата налога за эти годы проходила по твердым ставкам с очень небольшими изменениями.
        Взять, к примеру, отдельные хозяйства колхозников, скажем, колхозника Чуйкова (колхоз "Путь социализма", Гомельского района, Белорусской республики). Он имел от своего личного хозяйства только денежного дохода 2.021 руб. в 1935г., в 1937г. - 2.290 руб., а в 1938г. - 2.950 руб. Однако этот колхозник платил сельскохозяйственный налог по твердым ставкам, независимо от фактической доходности его хозяйства" (из речи депутата М.В. Кулагина).
        "Колхозник Чечканов Григорий Матвеевич (Воскресенский сельсовет Куйбышевской области) получил в 1938г. 250 руб. дохода от сапожного промысла и 1.000 руб. от продажи сельскохозяйственных продуктов. Другой колхозник - Беляев Максим Иванович (Шелехметьевский сельсовет той же области) получил 821 руб. дохода от портновской работы и 1.500 руб. от продажи продуктов на рынке. Однако, несмотря на разницу в доходе, обоим этим хозяйствам начислено по 81 рублю сельхозналога.
        Колхозник Манцеров Яков Сергеевич (Чернореченский сельсовет) получил от валяльного промысла 3.500 руб., а Романов Федор Федорович, плотник, заработал 4.500 руб. Налог же им начислен одинаковый - по 81 рублю" (из речи депутата И.П. Кириллова).
        "Колхозник Шелковой (колхоз им. XVII партсъезда Богодуховского района, Харьковской области) имеет в составе своей семьи четырех трудоспособных, а в колхозе работает одна дочь. Шелковой в своем хозяйстве имеет огород, сад, рогатый скот, свиней, птиц. Сам он работает на стороне. Его доход от личного хозяйства составляет 4-5 тыс. руб. Пользуясь тем, что его дочь является колхозницей, Шелковой платит налог по твердой ставке - 46 рублей, как и все колхозники. По предлагаемому проекту закона Шелковой будет платить налог в сумме 400-450 рублей, и это будет правильно.
        В этом же колхозе им. XVII партсъезда колхозник Гутянский выработал со своей семьей до тысячи трудодней. Гутянский имеет небольшое личное хозяйство. Основной доход он получает от работы в колхозе. Однако он платит налог наравне с Шелковым - 46 рублей". (из речи депутата Г.П. Бутенко).
        "Колхозник Лабутин из колхоза "Пробуждение", Верхне-Услонского района, Татарской республики, в колхозе работает мало, занимается изготовлением валенок и таким образом имеет дополнительный доход от этого личного хозяйства более 4.000 рублей в год, а сельхозналогом обложен всего только в сумме 75 рублей.
        Колхозник из этого же колхоза Исаев Александр, который хорошо работает, все свое внимание отдает колхозному производству и выработал свыше 400 трудодней, обложен сельхозналогом так же, как и Лабутин.
        Фролов Семен - член колхоза имени Ворошилова, Верхне-Услонского района, занимается личным огородничеством и садоводством, получает от этого дополнительного дохода около 5 тыс. руб. в год. В колхозе работает плохо, а сельхозналога платит только 65 рублей.
        В то же время Камашева Евдокия Александровна работает в колхозе хорошо, имеет 386 трудодней, а сельхозналог платит наравне с Фроловым" (из речи депутата Ш.Г. Абсалямова).

Конец: К оглавлению.