К оглавлению...
          На защиту трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии
          Батальонный комиссар Ф. Гончаров.

Не одну сотню лет украинский и белорусский народы боролись против польской шляхты за свою национальную независимость. Не раз польские паны на своей спине испытывали силу и мощь украинского и белорусского народов. Но лишь в результате Великой Октябрьской социалистической революции украинский и белорусский народы освободились от гнета как внутренних, так и иноземных эксплоататоров . Свободно и радостно вздохнули народы Украины и Белоруссии под знаменем советской власти. Неприступными форпостами стоят сейчас Советская Украина и Советская Белоруссия на западной границе СССР.
        Но не все украинцы и белоруссы были освобождены в Октябре 1917 года. Часть Украины (Западная Украина) и часть Белоруссии (Западная Белоруссия) были захвачены белопанской Польшей, получившей активную помощь от англо-французских империалистов.
        Гнет польских захватчиков для трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии был ничем не лучше гнета царизма.
        Центральный орган нашей партии "Правда" в передовой статье от 14 сентября писала:
        "Правящие круги Польши, кичащиеся своим, якобы, свободолюбием, сделали все, чтобы превратить Западную Украину и Западную Белоруссию в бесправную колонию, отданную польским панам на разграбление. В этом отношении политика Польши ничем не отличается от угнетательской политики русского царизма".
        Польша возникла в ноябре 1918 года в результате мировой войны 1914-1918 гг. Среди населения Польши было только около 60 проц. поляков. Свыше 40 проц. населения Польши - другие национальности, главным образом украинцы, белоруссы, евреи, литовцы и др. Самыми многочисленными национальными меньшинствами в Польше были украинцы и белоруссы: они составляли около одной трети всего населения. А по территории Западная Украина и Западная Белоруссия, взятые вместе (245,3 тыс. кв. км), почти в 2 раза превышают остальные территорий Польши (143,1 тыс кв. км). Несмотря на это, польское правительство за все годы существования Польши даже и не подумало о разрешении вопроса о национальных меньшинствах в стране. Больше того, оно лишило всяких национальных и политических прав одиннадцати-миллионный народ Западной Украины и Западной Белоруссии, не дав ему не только политической, но и административной автономии.
        Более 50 проц. земельной площади Западной Украины и Западной Белоруссии захватили в свои руки польские паны, капиталисты и католические попы. Например, польский маршал Рыдз-Смиглы имел 15 тыс. гектаров земли.
        Лишь за последние годы так называемые "осадники" (военные колонисты), которых усиленно насаждало польское правительство, отняли у крестьян Западной Украины 450 тыс. гектаров земли.
        Около 90 проц. крестьян имели ничтожные клочки земли. Но и эти небольшие полоски земли облагались непосильными налогами, которые очень часто взыскивались с помощью полиции и жандармов.
        Сельское хозяйство Западной Украины и Западной Белоруссии деградировало, крестьяне разорялись, их хозяйства продавались с молотка. Многие крестьянские семьи жили за неимением хат в старых немецких и русских окопах и землянках, построенных еще в период империалистической войны 1914-1918 гг. Крестьяне питались мякиной и корнями растений, ходили без обуви и в лохмотьях.
        Тысячи рабочих Западной Украины и Западной Белоруссии не имели работы, а семьи их голодали.
        Во всем государственном и административном аппарате сверху донизу были запрещены украинский и белорусский языки. Украинцев и белоруссов польские паны не допускали ни на один государственный пост. Дети украинцев и белоруссов не могли учиться на своем родном языке. Литература, искусство, печать украинцев и белоруссов систематически преследовались.
        Белый террор, полевые суды, разжигание национальной розни - таковы те средства, с помощью которых высокомерные польские помещики и капиталисты пытались сохранить за собой власть и даже мечтали о захвате земель Советской Украины и Белоруссии. Когда-то, до революции, польские магнаты граф Радзивилл, князь Потоцкий и княгиня Гогенлоэ имели в Белоруссии до 2,5 млн. десятин самой лучшей земли. Жадные польские псы-паны не могли забыть об этом и, не сумев справиться со своей землей, зарились на чужую. Неумные польские паны плохо рассчитали свои силы и способности. Еще Энгельс сказал, что польская шляхта ничего не совершила в истории, кроме ряда задорных глупостей.
        Рабочие и крестьяне Западной Украины и Западной Белоруссии неоднократно поднимались против невыносимого социального и национального гнета со стороны польских панов. Эти попытки жестоко подавлялись польскими карательными экспедициями.
        С началом войны Польши с Германией трудящиеся Западной Украины и Белоруссии снова выступили против польских притеснителей, за свою национальную и политическую независимость. 13 сентября в газетах сообщалось:
        "Восточная Галиция охвачена восстанием. Местное украинское население выступает против ряда польских мероприятий. В районах между Колоныя и Сьнятын украинские крестьяне подожгли много имений польских помещиков... В районах Пинска и Барановичи белорусское население выражает сильное недовольство. Белоруссы отказываются вступать в польскую армию и требуют создания независимой республики".
        В обстановке, когда польское правительство окончательно обанкротилось и бросило народ Польши на произвол судьбы, Советский Союз не мог остаться безразличным к проживающим в Польше украинцам и белоруссам. Народы великой Советской страны сочли своей священной обязанностью подать руку помощи украинцам и белоруссам живущим в Польше. Эта помощь оказана. По приказу советского правительства, выражающего волю всего советского народа, Красная Армия утром 17 сентября перешла границу, чтобы взять под свою защиту Западную Украину и Западную Белоруссию, вызволить польский народ из злополучной войны и дать всем народам зажить мирной жизнью.
        Население Западной Украины и Западной Белоруссии встретило войска Красной Армии с энтузиазмом и ликованием. Каждый стремится чем может помочь проходящим частям. Трогательные сцены происходят на улицах населенных пунктов, куда входят части Красной Армии. Толпы жителей окружают бойцов, пожимают им руки. Многие просят красноармейцев подарить алые звездочки, как дорогой подарок. Стихийно на улицах возникают летучие митинги.
        В селе Каменка красноармейцев окружили все жители села. Над толпой неожиданно поднялся старик-крестьянин, который взволнованно обратился к толпе:
        - Смотрите все! С такими красноармейцами мы никогда больше не будем под ярмом панов.
        В одном из сел бойцов и командиров Красной Армии обступили крестьяне. Они просили дать им газеты. Один из товарищей вынул из полевой сумки номер газеты "Красноармейская правда" за 16 сентября. На первой странице был напечатан большой портрет товарища Сталина. Старик-крестьянин схватил газету, прижав ее к губам, облил слезами радости дорогие черты лица вождя всех угнетенных. Бойцы, не дрогнувшие в недавней схватке с польскими частями, не могли спокойно наблюдать эту потрясающую сцену. Многие из них украдкой утирали повлажневшие глаза.
        Трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии хотят жить и развиваться так же свободно и счастливо, как живут и развиваются свободные и счастливые народы Советской Украины и Советской Белоруссии.
        В одном из населенных пунктов пожилой крестьянин Марчук заявил бойцам Красной Армии:
        - Мы знали, - говорит он, - как радостно живет крестьянство по ту сторону границы, в Советской стране. Когда на рассвете мы шли работать к помещику, мы смотрели на восток, откуда всходило яркое солнце, которое восходит с той стороны, где жить хорошо. Мы слышали гул тракторов на необозримых колхозных полях, мы видели зарево от множества электрических ламп, освещающих советские села. Настали, наконец, радостные дни и в нашей жизни, сбылись наши мечты.
        А достижения Советской Украины и Советской Белоруссии, которым так завидуют трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии, поистине грандиозны.
        За годы двух сталинских пятилеток промышленность и сельское хозяйство Украины и Белоруссии в корне преобразованы. Выросли тысячи новых заводов, фабрик и колхозов.
        Валовая продукция промышленности по Украинской ССР достигла в 1937 году 17 395 млн. рублей (рост по отношению к 1932 году в 2,2 раза), а в Белорусской ССР к 1937 году она увеличилась до 1 926 млн. рублей, то-есть выросла почти в 2 раза по сравнению с 1932 годом.
        Сталелитейные заводы Украины выплавляют в год столько же стали, сколько Польша, Япония и Италия, вместе взятые. Один лишь Макеевский металлургический завод имени Кирова выплавляет чугуна в 2 раза больше, чем выплавляли все металлургические заводы Польши. Машиностроение на Украине по отношению к 1913 году выросло в 30 раз, В Белоруссии лишь за период второй пятилетки построено и освоено свыше 1 700 новых предприятий.
        Зажиточно и культурно живут колхозники Советской Украины и Белоруссии. Быстро растут их доходы на трудодни. Так, на Украине с 1934 по 1938 год денежные доходы колхозников на трудодни выросли в 5,3 раза. В Белорусской ССР денежные доходы колхозников с 241 млн. рублей в 1935 году выросли до 334 млн. рублей в 1938 году. За Последние два-три года десятки и сотни колхозов превратились в колхозы-миллионеры. Сильно выросла за годы первой и второй пятилеток техническая база колхозов. В настоящее время на колхозных полях Украины и Белоруссии работает больше 100 тыс. тракторов, свыше 30 тыс. комбайнов, сотни МТС и десятки тысяч автомашин.
        "Кадры решают все", - сказал наш любимый вождь и учитель товарищ Сталин. Сейчас на Украине и в Белоруссии мы имеем достаточное количество прекрасных инженеров, техников, машинистов, учителей, врачей, агрономов, бригадиров, комбайнеров и т.д. Неизмеримо выросли и научные силы. Достаточно указать, что на Украине за последнее десятилетие выпущено только из высших учебных заведений 103 тыс. человек. В одном 1939 году из вузов Украинской ССР будет выпущено 21 тыс. специалистов. В настоящее время в Белоруссии одна лишь сельская интеллигенция составляет свыше 1 000 агрономов, 800 ветврачей, 21 тыс. трактористов, около 5,5 тыс. машинистов, механиков и т.д.
        Растет и развивается национальная по форме и социалистическая по содержанию культура украинского и белорусского народов. Построены сотни новых школ, техникумов и высших учебных заведений. Тысячи клубов, театров, санаториев, детских яслей, больниц и т.п. к услугам трудящихся Украины и Белоруссии. Многие колхозники уже имеют радио и "лампочку Ильича".
        Украинский и белорусский народы являются народами стопроцентной грамотности. Их дети учатся в школах на родном украинском и белорусском языках. Количество учащихся в средних школах на Украине возросло с 224 тыс. в 1932-1933 гг. до 1 709 тыс. в 1937-1938 гг., то-есть увеличилось в 7,6 раза. До революции в Белоруссии не было высших учебных заведений, а в 1938 году их уже стало 23. В этих вузах училось 17 тыс. студентов. На Украине в высших учебных заведениях в 1938-1939 гг. училось 124,4 тыс. человек.
        Мысли и чаяния украинского и белорусского народов прекрасно выразил колхозный чабан т. Погребняк, награжденный медалью "За трудовое отличие" (артель имени Шевченко, Покровского района), который сказал:
        "Мне 60 лет, 40 из них я прожил в нищете, в рабстве и в невежестве. На своих плечах за эти три четверти моего прожитого века я перенес холод, голод, испытал хлесткие помещичьи и кулацкие плети. И вот теперь, после Октябрьской Социалистической революции, я двадцать лет живу, молодею, радуюсь, восхищаюсь нашей счастливой жизнью, которую дал нам великий Октябрь. Колхозный строй навеки уничтожил крестьянскую чересполосицу, нет теперь убогих лошаденок. Теперь выйдешь в поле - дух захватывает, столько машин, что не окинешь глазом, видишь множество тракторов, комбайнов, слышишь, как звучат песни колхозной молодежи. Эх, жить и жить хочется! Счастлив тот народ, который живет в Сталинскую эпоху!"
        Народы Западной Украины и Западной Белоруссии, получив помощь от Красной Армии Советского Союза, добьются такой же счастливой и радостной жизни.
        Мудрое решение советского правительства взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии выражает волю всего советского народа. Это решение вызвало великий патриотический подъем в нашей стране. Советский народ полностью одобрил мудрую внешнюю политику советского правительства и заявил о своей готовности отдать все силы для блага нашей родины.
        "Народы Советского Союза, все граждане и гражданки нашей страны, бойцы Красной армии и военно-морского флота сплочены, как никогда, вокруг Советского правительства, вокруг нашей большевистской партии, вокруг своего великого вождя, вокруг мудрого тов. Сталина, для новых и еще невиданных успехов труда в промышленности и в колхозах, для новых славных побед Красной армии на боевых фронтах" (Молотов).
        Рабоче-Крестьянская Красная Армия с честью и славой выполняет почетную интернациональную обязанность, показывая свою боевую мощь в выполнении великой освободительной задачи.

Дальше: До последнего дыхания быть преданным своей Родине...