К оглавлению...
          Права, обязанности и ответственность командира
          Полковой комиссар С. Колин.

Командный состав любой армии носит всегда черты того класса, из которого он вышел, и проводит политику того класса, который господствует в данном обществе. Характеризуя командный состав буржуазных армий, Ленин говорит, что он "состоял преимущественно из избалованных и извращенных сынков капиталистов, которые ничего не имели общего с простым солдатом" (Ленин. Соч., т. XXIII, стр. 297).
        Л.Н. Толстой, будучи сам офицером и участвуя в Крымской войне 1853-1856 гг. следующими словами рисует облик офицерства царской армии: "Офицеры, за малыми исключениями, или наемники, служащие из одних денег, средств к существованию, без всякого чувства патриотизма и мысли о долге... грабители, - служащие с одной целью украсть у правительства состояние и выйти в отставку, и безнравственные невежды..." "Посмотрите, - говорит Толстой, - сколько Русских офицеров убитых русскими пулями... посмотрите, как смотрют и говорят солдаты с офицерами перед каждым сражением: в каждом движении, каждом слове его видна мысль: "не боюсь тебя и ненавижу" (Л. Толстой. Соч., т. IV, стр. 287-288).
        В таких же резких красках рисует старое офицерство царской армии времен 1905 года писатель Куприн. Он дает целую галлерею офицерских типов. В его произведении "Поединок" читатель встречает: ожиревшего от непробудного пьянства капитана Сливу, страстного любителя мордобоя и идиотской муштры; капитана Бобетинского - самодовольного и пошлого франта, мечтающего о карьере жандармского ротмистра и в то же время безвозмездно выпрашивающего у фельдфебеля по трешке на выпивку; тупого, ограниченного поручика Николаева и его жену Шурочку, мечтающих о столице, о поклонении и карьере и готовых ради личной карьеры пойти на любую авантюру, вплоть до убийства на дуэли своего друга.
        Все, что есть талантливого и способного, спивается, говорит поручик Назанский. "У нас семьдесят пять процентов офицерского состава больны сифилисом... Для них служба - это сплошное отвращение, обуза, ненавидимое ярма. Они подобны жирным вшам, которые тем сильнее отъедаются на чужом теле, чем оно больше разлагается".
        Так характеризует русское офицерство Куприн.
        Не поскупились на откровенность о русском белогвардейском офицерстве писатели белого лагеря, и даже сам Врангель. "Развал достиг и верхов армии, - писал Врангель. - Политиканствовали, пили, интриговали, разводили дрязги... Собиралась шайка всевозможных проходимцев...". Генералы до того обнаглели, "что отдавали приказы о расстреле за неотдание чести", "офицерство было заражено ненасытным карьеризмом и жаждой славы, власти, чинов, орденов, салон-вагонов... Начальство и подчиненные смешались в одну гниющую кучу...".
        Таков был моральный облик офицерства царской и белой армий.
        В современных буржуазных армиях офицерский корпус является олицетворением диктатуры реакционной буржуазии внутри государства и носителем ее империалистической политики. Это особенно наглядно проявляется в японской армии.
        Великая Октябрьская социалистическая революция, сломав главный аппарат буржуазного господства - старую армию и ее генералитет, создала новую армию, армию социалистического государства.
        Эту новую армию возглавили не полководцы-профессионалы, а полководцы из рабочих и крестьян, руководимые великой партией Ленина-Сталина.
        Большевистская партия, создавая Красную Армию, с первых же дней ее существования определила, каким должен быть командный состав этой армии. В программе партии сказано: "Необходимая организационная связь и устойчивость могут быть приданы молодой революционной армии только при помощи командного состава, на первых порах хотя бы низшего, из среды сознательных рабочих и крестьян". В.И. Ленин в речи, произнесенной в день "Красного офицера" (24 ноября 1918 года), сказал: "Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима" (Соч., т. XXIII, стр. 297).
        Особая сила и мощь командного и политического состава Красной Армии заключается в том, что командный и политический состав нашей армии органически связан со своим народом. Наши командиры - сыны советского народа, носители его лучших традиций. Их сила в том, что они связаны неразрывными узами классового единства с народом, с красноармейскими массами. Товарищ Ворошилов в своей статье, посвященной погибшим героям Первой Конной армии, писал о беспредельной любви бойцов к своим командирам и комиссарам:
        "Всякая потеря в боях командира или комиссара утраивала ненависть к врагу и клятвы бойцов над трупами своих вождей о мести звучал страшной угрозой и осуществлялись при первом бое, в первой атаке"
        Бойцы-хасановцы над трупом своего боевого комиссара т. Пожарского поклялись уничтожить гадов-самураев. Эту клятву они выполнили с честью и славой. Сопка Пулеметная была взята, и ни один захватчик не ушел живым.
        В классовой спайке командира и бойца заключена сила и непобедимость Красной Армии.
        Величие командиров и комиссаров Красной Армии - в их возвышенном моральном и политическом облике, основой которого является самый характер социалистической революции и кристальный, благородный и честный облик большевистской партии и ее великих вождей Ленина и Сталина.
        Красная Армия выдвинула из своей среды и воспитала замечательных талантливых полководцев, олицетворяющих своей деятельностью беззаветную любовь к родине, бесстрашие, железную волю и человеческую чистоту.
        Возьмем Чапаева. Этот доподлинный сын своего народа, бывший в царской армии солдатом, стал благодаря революции командиром легендарной дивизии. Его героизм, верность революции, вера в свои силы и силу масс были побеждающим знаменем дивизии.
        Замечательный образ пролетарского командира являет собою такой герой гражданской войны, как А.Пархоменко, о котором товарищ Ворошилов сказал: "Жизнь его была прекрасной сказкой, символом величия пролетарского духа".
        А образ героя гражданской войны И.А. Дундича? "Кто его может забыть? - говорит товарищ Ворошилов. - Кто может сравниться с этим буквально сказочным героем в лихости, в отваге, в доброте, в товарищеской сердечности? Это был лев с сердцем малого ребенка".
        Советская страна является неиссякаемым источником массового героизма и патриотизма.
        Недавно воины Красной Армии с радостью и гордостью читали о награждении передовых сынов своей родины - дважды Героев Советского Союза тт. Грицевец и Кравченко и Героев Советского Союза тт. Штерн, Жукова, Ремизова, Мошина и других, показавших своими подвигами силу советского оружия, силу творческого дерзания и высокие качества человека социалистической эпохи.

Сталинская Конституция и "Закон о всеобщей воинской обязанности" являются неоспоримым свидетельством того, на какую высоту поднят командный и политический состав "Красной Армии.
        В "Законе о всеобщей воинской обязанности" сказано: "В соответствии с Конституцией СССР военнослужащие и призванные на учебные сборы военнообязанные пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности советских граждан". Что это за права? Это - право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, право на образование, право избирать и быть избранным в верховные органы государства.
        Эти права, которыми гордится каждый воин Красной Армии, осуществлены только в великой стране социализма. Помимо этого, социалистическое государство обеспечило командному и политическому составу Красной Армии права, вытекающие из условий воинской службы и установленные законами и воинскими уставами.
        Одно из самых почетных и возвышенных прав - это право обучать и воспитывать вверенных им бойцов Красной Армией, а в боевой обстановке - вести их в бой за свою родину. Социалистическое государство вверяет в руки командиров и комиссаров судьбу и жизнь сынов советского народа, и каждый командир и комиссар должен с величайшим чувством ответственности, соблюдая законы советской власти, правильно пользоваться этим правом и своей властью.
        "Закон о всеобщей воинской обязанности", обеспечивая командный и политический состав Красной Армии правами, в то же время возлагает на них величайшую ответственность.
        Статья 57 закона говорит: "За дисциплинарные проступки, а также за материальный ущерб, причиненный Государству при исполнении служебных обязанностей неправильными действиями, военнослужащие и призванные на учебные сборы военнообязанные несут ответственность по воинскому дисциплинарному уставу.
        За преступления, направленные против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также призванные на учебные сборы военнообязанные, несут ответственность согласно положения о воинских преступлениях".
        Ответственность командира и комиссара неизмеримо выше, чем ответственность рядового бойца. Командиры и комиссары отвечают не только за себя, за свое поведение, но и за каждого бойца в отдельности, за вверенную им воинскую часть. Их ответственность-ответственность начальников-руководителей. Это обязывает их, помимо проявления личного примера и долга, входить во Все детали дела, умножать свои связи с массами, знать все происходящее в части.
        Командный и политический состав Красной Армии, выполняя Сталинскую Конституцию и обязанности, взятые на себя в порядке военной присяги, должен непрестанно повышать морально-политическое и боевое совершенствование своих частей. Выполнение этого предполагает, что в облике командира и политработника должны концентрироваться все высокие и благородные качества воина социалистического общества.
        Отличительным качеством командиров и политработников Красной Армии является в первую очередь безграничная любовь к своей родине.
        Они должны быть верны "своему народу, как верный сын своей матери". Только любовь к родине, своему народу, честность и благородство могут быть источником мужества, боевой храбрости и героизма воинов Красной Армии. Любовь к родине была источником славных подвигов, совершенных нашими героями летчиками, героями Хасана, бойцами и командирами, сражавшимися на границах МНР.
        Вернувшись после перелета СССР-Америка домой, В.П. Чкалов писал:
        "Я увидел на столе ворох писем, телеграмм от знакомых и незнакомых мне людей... Люди пишут не зная адреса. Пишут взрослые, дети, старики, летчики, колхозники, пишут прозой, стихами... пишут со всех концов страны... Эти письма дышат безграничной любовью к родине, к правительству, к партии, к Сталину. Они полны гнева к врагам народа".
        В этой любви к родине и заложены основы массового героизма советского народа и его славного детища - Красной Армии.
        Командный и политический состав Красной Армии - руководящая и организующая сила. Командиры и политработники должны обучать и воспитывать вверенных им бойцов. Чтобы делать это правильно, командиру и политработнику Красной Армии нужна не только моральная стойкость, но и теоретическая, политическая и культурная грамотность.
        В своих рядах Красная Армия насчитывает сейчас сотни тысяч людей со средним и высшим образованием. Запросы и интересы этой массы колоссальны и разнообразны. Все это обязывает командира и политработника в совершенстве овладеть основами марксизма-ленинизма.
        "Нужно признать, как аксиому,- говорит товарищ Сталин, - что чем выше политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников любой отрасли государственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффективнее результаты работы..."
        Знание марксистско-ленинской теории дает правильную ориентировку и правильный подход к решению всех областей работы командиров и политработников. Вопросы политического руководства, изучение людей, их воспитание, руководство дисциплинарной практикой, овладение техникой, боевая подготовка, изучение вероятных противников и т.д. - все это требует правильного анализа, обобщения, выводов, умения дать указания на основе марксистско-ленинской теории. Только при этих условиях командир будет иметь подлинный авторитет.
        "...В военное время, - говорит товарищ Ворошилов, - всякий командир должен быть... вождем своей части" (Статьи и речи, стр. 226). Это обязывает командира в совершенстве знать военное дело и свой род оружия. Надо быть смелым творцом военного дела, непрестанно совершенствующим свои военные знания и умеющим применять их в реальной обстановке.
        Война - сложное дело, она сопряжена с трудностями и опасностями для людей. Каждому командиру и комиссару приходится вести в бой сложный и разнообразный по вооружению и квалификации военный организм. Чтобы делать это умело, надо иметь не только военные знания, но и обладать умением твердо руководить частью, умением подчинять ее командирской воле. Железная воля - необходимое боевое качество командира. Вот почему народный комиссар обороны товарищ Ворошилов решительно требует воспитания в каждом командире волевых качеств.
        Волевые качества командира - не дар природы, не врожденное качество. Командирская воля воспитывается, и делать это надо непрерывно.
        Воспитание воли предполагает, чтобы командир мог всегда взять на себя полную ответственность за смелое решение. Командир обязан всегда и всюду проявлять уверенность в своих силах, умение преодолеть трудности для достижения поставленной цели, умение мобилизовать массы, подчинить их своей воле, смело и уверенно вести их за собой. Воля всегда должна сочетаться со знанием дела, с чувством реальности и не должна выливаться в тупое упрямство.
        Непревзойденные образцы волевого командира в годы гражданской войны показал товарищ Сталин.
        Там, где опасности "грозили самому существованию советской власти, где смятение и паника могли в любую минуту превратиться в беспомощность, катастрофу, - там появлялся товарищ Сталин, Он не спал ночей, он организовывал, он брал в свои твердые руки руководство, он ломал, был беспощаден и - создавал перелом, оздоровлял обстановку" (Ворошилов).
        Искусству волевого руководства мы должны учиться в первую очередь у большевистской партии и ее вождей Ленина и Сталина.
        Политическая сознательность и культурность командира, знание им военного дела, его твердая железная воля должны дополниться настоящей большевистской связью с массами.
        "Можно признать как правило, - говорит товарищ Сталин, - что пока большевики сохраняют связь с широкими массами народа, они будут непобедимыми".
        "Я думаю, что большевики напоминают нам героя греческой мифологии, Антея. Они, так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их" (Сталин).
        Живая связь с массами - ключ непобедимости полководцев Красной Армии. Как же должна осуществляться эта связь командира с красноармейской массой?
        Прежде всего начальник должен добиться того, чтобы красноармейские массы любили и уважали его, видели в нем близкого, заботливого, внимательного начальника. Еще Суворов говорил: "Люби солдата и он будет любить тебя - в этом вся тайна".
        С.М. Буденный, рассказывая о работе товарища Ворошилова в бытность его в Первой Конной армян, говорит, что товарищ Ворошилов проявлял исключительную любовь к бойцам и командирам. В основе этой любви была не снисходительность к низшим и не желание подыграться под массы. Эта любовь являлась результатом единого классового происхождения, единых классовых интересов.
        Органическая связь вождей Первой Конной армии с массами и делала ее непобедимой.
        Начальник не должен допускать во взаимоотношениях с красноармейской массой отношений панибратства. Панибратство дает повод красноармейцу "не уважать, не слушать, не понимать приказаний, создавать разгильдяйство в части" (Ворошилов. Статьи и речи, стр. 75).
        Необходимое качество каждого командира - требовательность. Суворов был прост в отношениях с солдатами, он ел такую же пищу, как и солдаты, умел с ними запросто беседовать, но Суворов был строгим и требовательным начальником. "В случае опасности, - говорил он - и без наказания не оставлять, понеже ничто так людей ко злу не приводит, как слабая команда".
        С.М. Буденный, рассказывая о деятельности товарища Ворошилова в Первой Конной армии, пишет, что он был суров, "в порошок прямо стирал, если проступок и упущение были крупного порядка". Но при всем этом всегда была "... здравая оценка поступка и его результатов... Если в заключение следовало прощение, то потрясенный и уничтоженный виновник уходил потом возрожденным, как после неожиданного горячего, но здорового душа, с внутренним обещанием больше "не грешить".
        Требовательность и строгость не надо отождествлять с голым администрированием, с грубостью, суровыми наказаниями за любой поступок. Требовательность - это выполнение того, что определено по уставу, по закону. Требовательность должна быть везде и во всем, вплоть до мелочей, и только при этом условии она будет силой, воспитывающей массы. Наконец, требовательность только тогда достигнет цели, когда она будет подкреплена проверкой исполнения, правильной оценкой работы, службы и повеления.
        Правильные взаимоотношения и крепкая связь начальника с массами бойцов требуют того, чтобы начальник общался и разговаривал с подчиненными не только в служебной обстановке, но и в обстановке, когда бойцы идут в бой, отдыхают, развлекаются и т.д. Только при этих условиях начальник глубже и разностороннее узнает настроения, думы и характер подчиненных.
        Великие полководцы Красной Армии дают нам прекрасные образцы этой здоровой, подлинно революционной связи между начальниками и массой.
        Чапаев безгранично любил своих бойцов, заботился о них во время отдыха, в походе, в бою. Он был тесно связан с бойцами, отечески обращался с ними, но в то же время был строг, когда дело касалось службы. Заметив однажды расхлябанность и появление мародерства у некоторых бойцов, он созвал экстренное совещание, на котором заявил:
        "Я не потерплю того, што происходит! Я буду расстреливать каждого, кто наперед будет замечен в грабеже... А я попадусь - стреляй в меня, не жалей Чапаева. Я вам командир, но командир я только в строю. На воле я вам товарищ. Приходи ко мне в полночь и заполночь. Надо - так разбуди. Я навсегда с тобой, я поговорю, скажу што надо... Обедаю - садись со мной обедать, чай пью - и чай пить садись".
        Так любил, так жил со своими бойцами легендарный Чапаев.
        Командиры и политработники Красной Армии являются одним из тех передовых отрядов, которые в повседневной работе выковывают коммунистические отношения между людьми, создают новый моральный облик бойцов Красной Армии. Эта задача может быть выполнена ими лишь в том случае, если они сами всей своей деятельностью будут показывать пример внутренней нравственной чистоты и не только в служебной деятельности, но и в личной жизни.
        Старые язвы капитализма - половая распущенность, пьянство, грубость, сплетни, жадность, зависть, лень - порой еще имеют место в командирской среде.
        Ленин нетерпимо относился к половой распущенности и пьянству. Это такие два порока, которые превращают людей в полное ничтожество, а подчас заводят его в сети врагов. Половой распущенности Ленин противопоставлял здоровую семейную жизнь, брак по любви. А любовь вдохновляет человека на творческую деятельность, возвышает его, ближе связывает его с интересами общества, развивает чувство честности, учит ценить и беречь человека.
        Внутренняя собранность и личное достоинство командира имеют прямое отношение к его боевой деятельности. Герой Советского Союза комиссар Пожарский был любим массой не только за доблесть, организаторские способности политработника, но и за исключительную чуткость к человеку и за чистоту в служебной и личной жизни. Не один раз он своим зорким глазом обнаруживал ненормальности в личной жизни командиров и своим участием, помощью, советом исправлял их.
        Партийные организации в своей пропагандистской работе не должны забывать вопросов быта, вопросов коммунистической морали, нравственности. Коммунистическое воспитание есть воспитание человека в широком и полном смысле слова.
        Приняв на себя звание воинов социалистического государства, командиры и политработники Красной Армии должны со всей ответственностью осознать величайшие требования, которые предъявляет к ним советский народ.
        Эти замечательные требования к руководителям ленинско-сталинского типа изложил в своем исключительно ярком и глубоком выступлении перед избирателями Сталинского избирательного округа гор. Москвы товарищ Сталин:
        "Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленинского типа, чтобы они были такими же ясными и определенными деятелями, как Ленин, чтобы они были такими же бесстрашными в бою и беспощадными к врагам народа, каким был Ленин, чтобы они были свободны от всякой паники, от всякого подобия паники, когда дело начинает осложняться и на горизонте вырисовывается какая-нибудь опасность, чтобы они были также свободны от всякого подобия паники, как был свободен Ленин, чтобы они были также мудры и неторопливы при решение сложных вопросов, где нужна всесторонняя ориентация и всесторонний учет всех плюсов и минусов, каким был Ленин, чтобы они были также правдивы и честны, каким был Ленин, чтобы они также любили свой народ, как любил его Ленин".

Народный комиссар обороны маршал Советского Союза товарищ Ворошилов с трибуны Верховного Совета СССР с исключительной силой охарактеризовал роль и значение командного и политического состава в укреплении обороны Советского Союза. Особенно подчеркнул он значение младшего командного состава, который является фундаментом наших вооруженных сил. И действительно, младший командир - большая и прочная опора командования в деле боевого и политического воспитания Красной Армии. Младший командир - первый и непосредственный начальник красноармейцев. Он первый вводит их в курс военной жизни, обучает их, воспитывает и руководит ими.
        Современная Красная Армия состоит из высококультурных и политически развитых бойцов и вооружена высокой и сложной техникой. При этих условиях младшему командиру требуются разносторонние знания, большой организационный опыт, четкие командирские навыки, умение правильно обучить военному делу своих подчиненных и исключительная политическая и моральная выдержка.
        Весь командный и политический состав Красной Армии должен притти на помощь младшему командиру и, исходя из указаний товарища Ворошилова, обеспечить ему надлежащий авторитет.

Дальше: О советско-германских отношениях. (Краткая справка).