К оглавлению...
          О советско-германских отношениях
          (Краткая справка).
          М. Наумов.

Характеризуя внешнюю политику Советского Союза, товарищ Сталин в отчетном докладе на XVIII съезде ВКП(б) говорил:
        "Мы стоим за мир и укрепление деловых связей со всеми странами, стоим и будем стоять на этой позиции, поскольку эти страны будут держаться таких же отношений с Советским Союзом, поскольку они не попытаются нарушить интересы нашей страны".
        Заключенный 23 августа с.г. договор о ненападении между СССР и Германией находится в полном соответствии с этой позицией Советского Союза.
        С момента восстановления нормальных дипломатических связей отношения между СССР и Германией регулировались на основе Раппальского договора. Договор в Раппало был заключен 16 апреля 1922 года. В это время в Генуе происходила международная экономическая конференция - первая послевоенная конференция капиталистических государств, на которую была приглашена и Советская Россия. На этой конференции представители Англии и Франции пытались сколотить единый фронт капиталистических держав, направленный против Советской республики. Заключение советско-германского договора наносило серьезный удар этим планам капиталистического окружения.
        Советско-германское сближение диктовалось жизненными интересами обеих стран. Для Советского государства оно вытекало из основных целей политики мира и развития экономических связей с капиталистическими странами. Для Германии сближение с нами было необходимо потому, что после Версаля она находилась в положении изоляции и крайней политической слабости. Еще за год до Раппальского договора обе страны заключили временное соглашение от 6 мая 1921 года о возобновлении торговых сношений. По Раппальскому договору Советская Россия и Германия взаимно признали друг друга де-юре и обязались восстановить между собой дипломатические отношения.
        Раппальский договор укрепил положение обоих государств в международной политике, стабилизировал отношения между ними и создал возможности для быстрого развития экономических отношений. С точки зрения политических взаимоотношений между Советской Россией и Германией большое значение имело взаимное аннулирование старых претензий. В договоре было сказано: "Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции".
        Отдельные статьи договора содержали важные экономические постановления.
        В дальнейшем Раппальский договор создал основу для целого ряда договоров и соглашений, которые способствовала укреплению и расширению политических и экономических связей между обоими государствами.
        Угроза революции в Германии и хозяйственный развал в результате инфляции, достигшей в октябре 1923 года наибольшего развития, вызвали вмешательство международного капитала с целью спасения капиталистического хозяйства в Германии.
        9 апреля 1924 года германскому правительству был вручен план Дауэса. Часть германской буржуазии выступила за изменение внешнеполитического курса в сторону сближения с Англией и Францией и пыталась достигнуть этого с помощью ухудшения германо-советских отношений. Это нашло свое выражение в налете на советское торговое представительство в Берлине, последовавшем 3 мая 1924 года. Полиция обыскала здание торгпредства и нарушила, таким образом, гарантированное еще соглашением 1921 года право экстерриториальности. В ответ на это советское правительство прекратило торговый обмен с Германией. Заказы, предназначенные для Германии, были переданы в другие страны.
        Конфликт был ликвидирован протоколом от 29 июля 1924 года, в котором, между прочим, содержалось следующее заявление: "Германское правительство заявляет, что действия полицейских властей в Берлине 3-го мая, направленные против торгового представительства СССР, явились самовольным выступлением германской полиции". Германское правительство выразило сожаление, обещав наказать организаторов налета и выплатить возмещение за причиненные советской стороне убытки.
        Подписав 16 октября 1925 года Локарнские соглашения, Германия в то же время стремилась сохранить свои отношения с Советским государством. После длительных подготовительных переговоров 21 октября 1925 года был заключен советско-германский торговый договор. Договаривавшиеся стороны принимали на себя обязательство способствовать развитию торгового обмена между обеими странами. Статья 1-я экономического соглашения (договор состоял из ряда соглашений - экономического, железнодорожного, о налогах и т.д.) гласила: "Договаривающиеся стороны будут стремиться к тому, чтобы всячески содействовать развитию взаимных торговых сношений, достигнуть возможной устойчивости товарообмена и, по мере успехов хозяйственного восстановления, довести участие обеих стран во взаимном вывозе и ввозе до довоенного уровня..."
        В 1926 году положение несколько изменилось.
        Внешнеполитическая ориентация германского правительства сильно заколебалась после того, как исчезли надежды, связанные с планом Дауэса. Германия начала искать более тесного сближения с Советским Союзом.
        24 апреля 1926 года в Берлине был заключен между СССР и Германией договор о "дружбе и нейтралитете". Этот договор устанавливал (ст. 2-я), что "в случае, если одна из договаривающихся сторон, несмотря на миролюбивый образ действий, подвергнется нападению третьей державы или нескольких третьих держав, то другая договаривающаяся ч сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжении всего конфликта". В том же договоре указывалось (ст. 3-я), что "если в связи с конфликтом упоминаемого в статье 2-й характера или же когда ни одна из договаривающихся сторон не будет замешана в вооруженных столкновениях, будет образована между третьими державами коалиция с целью подвергнуть экономическому или финансовому бойкоту одну из договаривающихся сторон, другая договаривающаяся сторона к такой коалиции примыкать не будет".
        Договор о нейтралитете был заключен сроком на 5 лет. В июне 1931 года состоялось соглашение о продлении его на два года. При этом было указано, что и по истечении указанного срока договор продолжает автоматически действовать, если не будет заявлено о его расторжении, которое наступает через год после заявления одной из договаривающихся сторон о денонсации.
        Соглашение о продлении договора было ратифицировано Германией в апреле 1933 года, уже после прихода к власти правительства Гитлера.
        На протяжении 1926-1933 гг. реакционные элементы германской буржуазии неоднократно пытались выступать за денонсирование советско-германского договора о нейтралитете. Здесь, несомненно, сказывалась связь германского монополистического капитала с английскими реакционерами, вынашивавшими планы использования Германии в борьбе с Советским Союзом. С другой стороны, укрепление и рост социалистических элементов в СССР и связанная с этим постепенная ликвидация капиталистических элементов в стране толкали отдельные группы германских капиталистов на акты, враждебные Советскому государству.
        Ухудшение германо-советских отношений наступило после прихода к власти в Германии национал-социалистов.
        "Дело в том, - говорил товарищ Сталин в своем докладе на XVII съезде ВКП(б), - что еще перед приходом к власти нынешних германских политиков, особенно же после их прихода - в Германии началась борьба между двумя политическими линиями, между политикой старой, получившей отражение в известных договорах СССР с Германией, и политикой "новой", напоминающей в основном политику бывшего германского кайзера, который оккупировал одно время Украину и предпринял поход против Ленинграда, превратив прибалтийские страны в плацдарм для такого похода, причем "новая" политика явным образом берет верх над старой".
        Натянутость в политических отношениях не замедлила сказаться и на экономических связях. Торговый оборот между СССР и Германией, составлявший в 1931 году 1 100 млн. марок, стал быстро снижаться. Германия, в течение ряда лет занимавшая первое место во внешней торговле СССР, начала с 1935 года опускаться ниже США, Англии и даже таких стран, как Бельгия и Голландия.
        Заключенный 25 ноября 1936 года между Германией и Японией "антикоминтерновский пакт" представлял собою явно враждебный нашему государству акт и, естественно, не мог способствовать улучшению отношений между СССР и Германией.
        Советское правительство, ведя последовательную принципиальную политику неприкосновенности всех государств и независимости всех народов, неоднократно заявляло, что никаких специально враждебных намерений против Германии оно не питает. Еще в 1936 году товарищ Молотов в беседе с редактором французской газеты "Тан" Шастенэ заявил, что советская сторона "считает возможным улучшение отношений между Германией и СССР". На протяжении ряда лет Советский Союз, верный своей политике сохранения всеобщего мира, неоднократно предлагал Германии заключение пактов, могущих ослабить угрозу войны и создать гарантии мирного существования народов в Европе.
        В течение 1934-1935 гг. СССР предлагал Германии заключить региональный пакт (так называемое Восточное Локарно), который создал бы для европейских держав, подписавших этот пакт, обязательство совместного выступления против страны, нарушившей мир, а также оказать помощь стране - жертве нападения. Германия отказалась подписать такой пакт.
        В марте 1934 года, по инициативе правительства СССР, выдвигалось предложение о подписании советско-германского протокола, гарантировавшего независимость прибалтийских государств. Тогда же Германия уклонилась от подписания такого протокола, заявив, что отсутствие у нее "каких-либо притязаний на Прибалтику" настолько очевидно, что не требует заключения тех или иных соглашений.
        Несмотря на глубокое различие политических систем, СССР в своих взаимоотношениях с Германией исходил из двух основных положений советской внешней политики, сформулированных товарищем Сталиным на XVIII съезде ВКП(б):
        "1. Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами;
        2. Соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками".
        Эти слова товарища Сталина явились серьезным предупреждением творцам Мюнхена, которые поощряли и помогали агрессии, "толкая немцев дальше на восток, обещая им легкую добычу и приговаривая: вы только начните войну с большевиками, а дальше все пойдет хорошо" (Сталин). Товарищ Сталин едко высмеял представителей английской и французской реакции, переживающих теперь позорный крах политики "невмешательства".
        В своем докладе на Внеочередной Четвертой Сессии Верховного Совета СССР товарищ Молотов говорил о том, что подписание советско-германского договора о ненападении стало возможным лишь тогда, "когда нам стало ясным желание германского правительства изменить свою внешнюю политику в сторону улучшения отношений с СССР..."
        Происшедший в Германии поворот в смысле желания установить добрососедские отношения с Советским Союзом означает серьезную победу мирной политики СССР. Этот поворот есть одновременно признание возросшей военной и экономической мощи Советского государства, подтверждение того огромного авторитета, которым по праву пользуется СССР на международной арене.
        В своем сообщении о ратификации советско-германского договора о ненападении товарищ Молотов говорил: "...народы Советского Союза и Германии нуждаются в мирных отношениях друг с другом. Советско-германский договор о ненападении кладет конец вражде между Германией и СССР, а это в интересах обеих стран". Дальнейшее улучшение экономических и политических отношений - в интересах как Советского Союза, так и Германии. Не случайно, что заключению договора о ненападении предшествовало подписание 19 августа в Москве торгово-кредитного соглашения между СССР и Германией, переговоры о заключения которого были начаты, по инициативе германского правительства, весной 1938 года.
        В своей речи 31 августа товарищ Молотов так охарактеризовал новое соглашение: "Это было не первое торгово-кредитное соглашение с Германией при существующем правительстве. Но это соглашение отличается в лучшую сторону не только от соглашения 1935 года, но и от всех предыдущих, не говоря уже о том, что у нас не было ни одного столь же выгодного экономического соглашения с Англией, Францией или какой-либо другой страной".
        Подписанный 23 августа в Москве советско-германский договор о ненападении есть естественное развитие имевшегося между обеими странами договора о нейтралитете. Договор создает основу для развития мирных добрососедских отношений между СССР и Германией.
        Статья 1-я договора, гласящая о том, что "Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами", обязательство соблюдать нейтралитет, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий, отказ от участия в группировке стран, прямо или косвенно действующих против одной из договаривающихся сторон, взаимная консультация и обязательство разрешать могущие возникнуть конфликты исключительно мирным путем - все это проникнуто стремлением упрочить мирные отношения между обеими странами.
        Вместе с тем советско-германский договор имеет крупнейшее международное значение. На заседании Верховного Совета Союза ССР 31 августа с.г. товарищ Молотов заявил: "Советско-германский договор о ненападении означает поворот в развитии Европы, поворот в сторону улучшения отношений между двумя самыми большими государствами Европы. Этот договор не только дает нам устранение угрозы войны с Германией, суживает поле возможных военных столкновений в Европе, и служит, таким образом, делу всеобщего мира, - он должен обеспечить нам новые возможности роста сил, укрепление наших позиций, дальнейший рост влияния Советского Союза на международное развитие".

Дальше: Германо-советское коммюнике от 18 сентября 1939г..