К оглавлению...
          Первые итоги
          Старший политрук Д. Борисов.

Овладение основами марксизма-ленинизма - залог высокой и плодотворной работы каждого работника, партийного и непартийного большевика, могучее оружие для повышения партийно-политической работы в РККА. Не овладев этой наукой, нельзя решать задач, вытекающих из обстановки и условий, в которых мы живем. Марксистско-ленинская теория дает нам ясность ориентировки, силу и уверенность в борьбе, обеспечивает победу.
        Партийные и непартийные большевики части, где комиссаром т. Жданов, с огромным воодушевлением взялись за изучение "Краткого курса истории ВКП(б)". Самостоятельное изучение революционной теории стало основным методом работы командиров и политработников.
        Тов. Кулебякин, изучая "Краткий курс", углубленно работал над произведениями Ленина. "Развитие капитализма в России", "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Что делать?", "Две тактики социал-демократии в демократической революции". Сейчас т. Кулебякин основательно, по первоисточникам, изучает диалектический и исторический материализм.
        Тов. Воробьев, зачисленный слушателем Военно-политической академии, также изучил все эти работы Ленина и, кроме того, прочитал ряд художественных произведений: "Анну Каренину", "Войну и мир", "Мертвые души", "В людях", "Мать" и др. Чтение художественных произведений расширило кругозор и пополнило знания т. Воробьева.
        Тов. Шафорост, изучая "Краткий курс", работал над произведением Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", "Диалектикой природы" Ф. Энгельса и над другими трудами классиков марксизма.
        В систему нашей пропагандистской работы прочно вошли и завоевали широкую популярность лекции. В помощь изучающим "Краткий курс истории ВКП(б)" было прочитано 19 лекций. Помимо лекций, по запросам командиров проводились групповые консультации и беседы как в масштабе части, так и в подразделениях.
        Кадры лекторов подбирались нами через лекторское бюро горкома и обкома ВКП(б). Лектора получали инструктаж; им указывалось, на что необходимо в лекции обратить большее внимание. Несколько лекций прочитано и пропагандистами части.
        Кроме лекций, бесед и консультаций по вопросам марксизма-ленинизма, один-два раза в месяц проводились доклады по вопросам международного положения, решениям XVIII съезда ВКП(6), а также о методах шпионско-диверсионной деятельности иностранных разведок.
        Надо, однако, сказать, что сделано нами далеко еще не все для того, чтобы выполнить постановление Центрального Комитета ВКП(б) от 14 ноября 1938 года и директиву Политуправления РККА. В нашей работе есть и немало недостатков.
        Долгое время среди коммунистов и комсомольцев части не было достаточной ясности в понимании вопроса о "контроле" и "руководстве" изучением "Краткого курса истории ВКП(б)". Некоторые товарищи были убеждены, что раз "контроль" и "мелкая опека" постановлением Центрального Комитета ВКП(б) осуждены, то, стало быть, руководить самостоятельной работой каждого незачем. Такое мнение сейчас разбито, но на первых порах оно отразилось на качестве пропаганды.
        Есть еще у нас отдельные товарищи, которые не хотят серьезно работать над собой, переоценивают свои знания. Зазнайство, переоценка своих сил и знаний - вредное, не большевистское явление, и с ним надо бороться.
        В 1939 году мы провели 2 теоретических конференции: первую в масштабе части и вторую в подразделениях.
        Первая конференция проводилась по теме "Борьба за осуществление ленинского плана построения марксистско-ленинской партии - партии нового типа.
        Подготовка к конференции началась за месяц до ее начала. Когда был объявлен план конференции, многие командиры стали приходить за справками и указаниями, выражая желание принять участие в работе конференции. Таким путем были учтены все активно готовящиеся к конференции. Их оказалось 85 человек. К конференции готовились и другие товарищи, но с меньшей активностью.
        Особенно организованно шла подготовка к конференции в подразделении, где комиссаром т. Шаповалов. Разъяснительную работу здесь вел не только комиссар и парторг, но и командир подразделения т. Ломовцев.
        Конференция началась лекцией руководителя на тему "Основы революционного учения К. Маркса и Ф. Энгельса". После этого развернулась широкая товарищеская дискуссия. Участники конференции хорошо подготовились и на конференцию пришли с конспектами, тезисами, первоисточниками. Выступило 28 человек.
        Теоретическая конференция показала значительный идейно-политический и теоретический рост командного и начальствующего состава. Активное участие в конференции приняли товарищи, которые раньше не выступали по теоретическим вопросам перед большой аудиторией.
        Вторая теоретическая конференция по теме "Доклад товарища Сталина и решения XVIII съезда ВКП(б)" проводилась в подразделениях.
        В работе обеих теоретических конференций приняли активное участие 126 человек командного и начальствующего состава. Выступления товарищей на конференциях были насыщены конкретными фактами, примерами из окружающей действительности, увязывались с конкретными задачами дня. Таким образом, цель, поставленная перед теоретическими конференциями, была достигнута.
        Выявился и ряд существенных недостатков. Некоторые военкомы и низовые партийные организации подготовку к теоретической конференции пустили на самотек. Например, в подразделениях комиссаров тт. Тиунова и Орлова срок работы теоретической конференции был изменен ввиду неподготовленности. Эти товарищи недооценили значения проводимой конференции и не развернули настоящей подготовительной работы к ней. Они ограничились вывешиванием плана на видном месте.
        Учтя свои ошибки и по-большевистски перестроив работу, эти подразделения сумели, однако, неплохо провести конференции.
        Изучение марксистско-ленинской теории надо сочетать с непрерывным совершенствованием военных знаний, без чего немыслимо боевое совершенствование Красной Армии.
        За последнее время нами проведен ряд лекций и бесед по военным и военно-техническим вопросам. Лекции и беседы проводились во внеслужебные часы, сопровождались иллюстрациями, чертежами и т.д. На подготовку лекторам давалось 10-15 дней.
        Подбор и постановка лекций по военным вопросам проходят по запросам командного и начальствующего состава. Если по тому или иному запросу нецелесообразно читать лекцию, то проводится беседа или консультация. Наиболее существенные запросы, имеющие отношение ко всем подразделениям, сведены в ориентировочный план части. Наш последний план включал такие темы:

1. Действия бомбардировочной авиации на поле боя.
        2. Методика и практика организации повторного вылета.
        3. Материалы, применяемые в самолето-моторостроении.
        4. Чтение карты и прогноз погоды.
        5. Вооружение скоростных самолетов и проблема воздушных стрельб на современных скоростях и высотах.
        6. Потеря скорости.
        7. Устойчивость самолета при движении на земле.
        8. Винтомоторная группа.

Кроме того, было намечено провести несколько лекций на военно-исторические и военно-санитарные темы.
        Каковы наши недостатки в области пропаганды военных знаний? Военкомы и командиры подразделений еще не взялись по-настоящему за это дело. Нет еще полной ответственности за военную подготовку своих кадров. Недостаточно конкретно развертывается военная пропаганда и агитация на старте, стоянке. Здесь нет необходимой технической литературы, не организована справочная и консультационная работа. А ведь это не так трудно организовать и не требует больших усилий и средств.
        ДКА, клуб, ленинские комнаты не стали еще центрами пропаганды военных знаний и нередко просто оторваны от текущей работы части. Работу этих учреждений нужно коренным образом изменить и перестроить. Наша ближайшая задача - устранить все эти недостатки.

Дальше: Лекции в Харьковском ДКА.