К оглавлению...
          Лекции в Харьковском ДКА
          Батальонный комиссар Царицын.

В Харьковском Доме Красной Армии за первое полугодие этого года прочитано 123 лекции. Кроме того, ДКА организовал за это время 627 лекций в частях гарнизона и округа. Сюда входят лекции по основам марксизма-ленинизма, текущей политике, военным вопросам, науке и технике, искусству и литературе. Цифры солидные, но это еще не дает права сделать заключение о том, что Харьковский Дом Красной Армии хорошо удовлетворял запросы и нужды частей.
        Тематика лекций по основам марксизма-ленинизма ограничивалась первыми главами "Краткого курса истории ВКП(б)", отставала от изучающих историю. Не все лекции были высоки по качеству. Между тем при наличии хорошей организационной работы можно было бы избежать многих недостатков и прекрасно поставить лекционную работу ДКА.
        Опыт показал, что при внимательном изучении лекторских кадров (военных и гражданских), при условии правильного их использования, при заботе о них, ДКА может располагать большим количеством квалифицированных лекторов.
        Недочеты лекционной работы ДКА объясняются и другими обстоятельствами. Например, политорганы до сих пор еще не изжили вредной привычки присылать свои заявки за 2-3 дня до намечаемой лекции. Многие партийные организации и комиссары частей не включают в свои планы лекционную работу. Секретари партийных бюро часто самоустраняются от подготовки к лекциям, не добиваются того, чтобы на лекцию пришли те, на кого она рассчитана. Многотиражки не помещают извещений о лекциях, а политорганы мало заботятся о том, чтобы посещаемость лекций была высокой. В одной части на докладе "Работа тылов дивизии в наступательном бою" вся аудитория состояла из 7 женщин и 4 младших командиров. Аналогичный случай имел место в одном из воинских учреждений, где профессор Научно-исследовательского института делал доклад на тему "Вопросы клиники и патологии боевых отравляющих веществ".
        В связи c этим заслуживает внимания опыт совместной работы Харьковского ДКА с политотделом одного из крупных лагсборов округа. Обслуживание этого лагсбора лекторскими кадрами проводилось по заранее согласованному плану. Харьковский ДКА и Харьковский обком работников высшей школы провели в лагсборе декаду науки, за время которой было прочитано 59 лекций. Все организационные вопросы декады (транспорт, встреча ученых, место лекции, наглядные пособия, аудитория, учет запросов и т.д.) были продуманы и подготовлены заранее. Ежедневно в лагерь выезжало от 10 до 16 ученых - академиков, профессоров, доцентов, преподавателей. Лекции проходили при больших аудиториях. Лекторы интересно излагали актуальные вопросы истории нашей родины, социалистического строительства, международного положения, достижений советской науки и техники. Лекции читались с учетом запросов частей или отдельных групп военнослужащих. Так, например, лекция на тему "Химическое строение веществ и роль витаминов в питании человека" читалась для работников пищевых блоков лагсбора, а лекция "Новейшие достижения советской хирургии" - для военно-медицинского и ветеринарного состава частей.
        Учет запросов частей, четкая организация, забота и внимание к лекторскому составу обеспечили высокий эффект в работе лекторов. В ряде случаев на лекциях присутствовал весь состав части во главе с командованием.
        Наш полугодовой опыт лекционной работы показал недочеты, характерные и для многих других ДКА. Основные из них - отсутствие постоянной связи с научно-исследовательскими учреждениями, культурно-шефскими комиссиями, обкомом работников высшей школы и местными партийными организациями. Наблюдались факты бездушно-бюрократического отношения к лекторским кадрам как со стороны ДКА, так и со стороны частей. Например, заявка от части принята, лектор выехал, а на месте выясняется, что о заявке успели позабыть или решили лекцию отменить, не поставив об этом в известность ДКА. Или, например, наспех, в приказном порядке, собирают аудиторию, не соответствующую по уровню подготовки теме лекции.
        Мне кажется, что необходимо широко обсудить лекционную работу Домов Красной Армии и навести в ней порядок.

Дальше: Наш партийный кабинет.