К оглавлению...
          Кузница сталинских комиссаров
          Полковой комиссар Н. Махлис. (Начальник учебного отдела академии).

В 1919 году по указанию В.И. Ленина и товарища Сталина в Ленинграде создается учительский институт, который впоследствии был реорганизован в Военно-Политическую академию РККА.
        За двадцать лет своего существования Военно-Политическая академия прошла славный боевой путь Она воспитала тысячи беззаветно преданных партии, вооруженных теорией марксизма-ленинизма и знающих военное дело комиссаров.
        Военный комиссар является представителем партии во вверенной ему части. Он облечен огромным доверием и несет полную ответственность за боеспособность части, за политическое и нравственное воспитание бойцов и командиров. Комиссар ленинско-сталинского типа является отцом и душой части. В годы гражданской войны комиссары сыграли исключительно важную роль в строительстве Красной Армии и повышении ее боеспособности. "Без военкома мы не имели бы Красной армии", - говорил В.И. Ленин. В "Кратком курсе истории ВКП(б)" о роли и значении военных комиссаров для нашей армии сказано: "Красная армия имела в своем составе таких незаурядных организаторов и агитаторов, как военные комиссары, которые цементировали своей работой ряды красноармейцев, насаждали среди них дух дисциплины и боевой отваги, энергично пресекали - быстро и беспощадно - изменнические действия отдельных лиц командного состава и, наоборот, смело и решительно поддерживали авторитет и славу командиров, партийных и непартийных, показавших свою преданность Советской власти и способных твердой рукой проводить руководство частями Красной армии" ("Краткий курс истории ВКП(б), стр. 235).
        Слушатели академии принимали активное участие в борьбе с врагами нашей родины белополяками, кронштадтскими мятежниками, белофиннами, басмачами и др. - и покрыли себя неувядаемой славой. Имя бывшего слушателя Евгения Егоровича Макарова, павшего смертью храбрых в боях против белополяков, как и имена других слушателей, погибших за дело социализма, навсегда останется в памяти бойцов и командиров РККА.
        Академия воспитывает у слушателей глубокую большевистскую принципиальность и чувство ответственности перед партией за порученное дело. Товарищи, окончившие академию, понимают, что полученные ими теоретические знания являются только основой, началом, что решающая большевистская закалка происходит на практической работе, в борьбе с трудностями.
        Партия посылает в академию наиболее проверенных, опытных, до конца преданных делу Ленина-Сталина коммунистов, непримиримых борцов за генеральную линию партии.
        В период борьбы с троцкистско-зиновьевской "оппозицией" партийный коллектив Военно-Политической академии единым и сплоченным выступил на защиту генеральной линии нашей партии На фабриках и заводах Ленинграда, в казармах гарнизона, в кубриках кораблей - везде слушатели академии горячо и настойчиво разъясняли массам существо внутрипартийных разногласий, доказывали правильность генеральной линии партии и разоблачали подлую, предательскую роль троцкистов и зиновьевцев. Недаром троцкистско-зиновьевские прихвостни прилагали все силы, вплоть до физического воздействия, к тому, чтобы не допустить на предприятия к рабочим слушателей-ленинцев.
        Товарищ Ворошилов, посетивший академию в 1926 году, о работе академии в этот период сказал:
        "Коммунисты Академии... все время были стойкими сторонниками линии ЦК и постановлений съезда... не случайно, товарищи, что вы... в этот тяжелый момент для партии быстро ориентировались, поняли, почувствовали, где истина, где правда... не случайно вы в дискуссии заняли то положение, которое вы должны были занять, именно потому, что вы являетесь представителями наиболее подготовленных, действительных членов нашей партии".
        Позднее, в день 10-летия Военно-Политической академии (1929 год), вождь ленинградских большевиков, любимец партии С.М. Киров также дал высокую оценку работе академии.
        Сергей Миронович тогда говорил: "Я помню, что из всех шатаний и колебаний в нашей организации вы всегда первые выходили на правильную дорогу и помогали выпрямлять линию и ошибки, которые подчас совершались в нашей организации. Вы были и остались выдержанными, твердыми и неуклонными ленинцами в рядах нашей партии и славной Красной армии".
        Верность партии и великому Сталину, верность советскому народу и социалистической родине - основная традиция академии, которую свято хранят все ее партийные и непартийные большевики. Это то, чем больше всего дорожит академия, за что готов бороться, не щадя своих сил и жизни, каждый член ее коллектива.
        Товарищ Калинин, в 1926 году вместе с товарищем Ворошиловым посетивший академию, подробно остановился на тех целях, которых она должна достигнуть в своей практической работе.
        "Задача Академии, - указывал товарищ Калинин, - на базе марксизма-ленинизма подготовить таких военно-политических работников, которые, усвоивши марксистский метод, сумели бы в интересах социализма, в интересах советского государства использовать свою теоретическую подготовку и практический опыт для подготовки, обучения и руководства красными вооруженными силами... Военным комиссарам нужно усвоить не только теорию марксизма, но и теорию военного дела и военной техники. Когда вы изучите военное дело и его технику, вы сумеете применить марксизм к военному строительству, к делу подготовки армии... Мне бы хотелось, чтобы Академия была той средой, где было бы полное единение работающих, как партийных, так и непартийных. Я бы хотел, чтобы между преподавателями и слушателями было полное взаимодействие в учебной и ученой работе, чтобы работа осталась у всех одним из лучших воспоминаний, чтобы слушатели в своей последующей работе время пребывания в Академии считали лучшим временем своей жизни. Если вы этого достигнете, вы достигнете всех целей, нужных от вас государству".
        Эти задачи в полной мере отвечают и современным требованиям; они не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день.
        Под руководством партии Ленина-Сталина академия к своему 15-летию добилась больших успехов в боевой и политической подготовке и была награждена правительством высшей наградой - орденом Ленина.
        Враги народа, стремившиеся подорвать обороноспособность нашей страны и боеспособность Красной Армии, в первую очередь пытались нанести свой предательский удар на решающем участке - в области подготовки кадров. Понятно, что они не забыли о таком важном для Красной Армии участке, как Военно-Политическая академия, и пытались заслать туда своих агентов. Но советская разведка при помощи партийной организации разоблачила и разгромила агентов гамарнико-булинской банды. Исключительно большую роль в деле воспитания и закалки будущих комиссаров в этот период сыграли партийные собрания и совещания партактива. Парторганизация приобрела огромный политический опыт. Большевики академии были и остались сплоченными и до конца преданными делу партии Ленина-Сталина.
        В конце 1937 года в академии был создан политический отдел, который проделал огромную работу по мобилизации партийной организации и всего состава академии на ликвидацию последствий вредительства, он помог парторганизации широко развернуть внутрипартийную и агитационно-массовую работу. Политический отдел сыграл немалую роль в разрешении главной задачи - большевизации академии.
        Постановление ЦК ВКП(б) и правительства о присвоении академии имени величайшего гения революции В.И. Ленина было встречено всем личным составом с большим подъемом и радостью. Не малую роль в деле улучшения качества учебы вызвал перевод академии в Москву, сердце нашей социалистической родины.
        Выпуск "Краткого курса истории ВКП(б)" и историческое решение ЦК "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)" имели исключительное значение для нашей академии, где основой всей работы, всей учебы является вооружение слушателей теорией марксизма-ленинизма. Они открыли широкие возможности для повышения качества учебы. Благодаря этому и коренной перестройке всего учебного процесса академия добилась в 1939 году серьезных успехов. Достаточно сказать, что во время годовых и государственных экзаменов свыше 90 проц. слушателей получили по всем дисциплинам отличные и хорошие оценки.
        Академия имени В.И. Ленина свято хранит и множит боевые традиции комиссаров гражданской войны, комиссаров ленинско-сталинского типа. В боях у озера Хасан и на границах Монгольской Народной Республики, в боях за освобождение народов Западной Украины и Западной Белоруссии воспитанники академии показали себя умелыми партийными руководителями, волевыми командирами, опытными воспитателями красноармейских масс. Они проявляли образцы выдержки, мужества, доблести и геройства. Многие из бывших и настоящих воспитанников академии награждены орденами СССР.
        Во всех округах, во всех соединениях РККА и РКВМФ можно встретить бывших слушателей академии. Они работают на самых разнообразных участках, многие из них занимают ответственные посты в Красной Армии и Военно-Морском Флоте: зам. наркома ВМФ - корпусной комиссар Игнатьев, члены военных советов - корпусные комиссары Бирюков и Николаев, дивизионный комиссар Захаров и др., начальники пуокров - дивизионные комиссары Лобачев, Пожидаев и др., начальники отделов ПУРККА и ПУРККФ - бригадный комиссар Гуревич, полковой комиссар Видюков, бригадные комиссары Рыбаков, Зайцев, Филаретов, полковой комиссар Прокофьев и др.
        Учебный процесс в академии организован так, чтобы вооружить слушателя - будущего комиссара - марксистско-ленинской теорией, знанием военного дела и опытом партийно-политической работы. В процессе учебы слушатель получает серьезные навыки самостоятельной работы над книгой, что дает ему возможность совершенствовать себя во всех областях после окончания академии.
        Основное внимание уделяется изучению курса "Основы марксизма-ленинизма". Но, кроме этого, слушатели изучают историю СССР, всеобщую историю, политэкономию, философию, мировую экономику, историю международных отношений и внешнюю политику СССР, историю войн и военного искусства и курс партстроительства и партполитработы в РККА. Все эти дисциплины изучаются на основе произведений классиков марксизма.
        Очень большое внимание уделяется военной подготовке слушателей, в частности тактической и огневой, в которой академия добилась серьезных успехов.
        Для каждого слушателя является обязательным изучение одного из иностранных языков. Помимо этого, слушатели академии ведут большую партийно-политическую и агитационно-массовую работу как в частях МВО, так и на предприятиях г. Москвы.
        Только за последние 8 месяцев преподавателями и слушателями академии было сделано свыше 4000 докладов, лекций и бесед на различные темы.
        Всей системой работы и учебы академия воспитывает у слушателей беспредельную преданность партии Ленина-Сталина и социалистической родине, большевистскую настойчивость и напористость в работе.
        Большая работа ведется в академии в области повышения квалификации преподавательского состава и развертывания научно-исследовательской работы.
        К своему 20-летнему юбилею Военно-Политическая академия пришла с серьезными успехами, которых она добилась благодаря повседневному руководству ЦК ВКП(б), наркома обороны товарища Ворошилова, начальника Политического Управления РККА товарища Мехлиса, оказывающих большую помощь академии в ее практической работе.
        Успехи академии имени Ленина - это достижения всей Красной Армии, неразрывной частью которой она является.

Дальше: Пламенный трибун революции - памяти С.М. Кирова.