К оглавлению...

Красноармейская печать - могучее оружие воспитания
          Батальонный комиссар П. Гулин.

В этом году в ряды бойцов Красной Армии пришло прекрасное пополнение, пришла молодежь, родившаяся и выросшая в годы советской власти, пришли стахановцы фабрик и заводов, передовики колхозных полей, советские служащие и интеллигенты - учителя, агрономы, техники, инженеры и т.д.
        Командиры, комиссары, партийные организации должны быстро ввести молодых красноармейцев в строй, добиться, чтобы они в самый короткий срок овладели сложнейшей боевой техникой и стали полноценными воинами Красной Армии. Большая роль в выполнении этой задачи принадлежит красноармейской печати. С первых же дней прихода и армию молодой боец должен найти в газете ответы на все жизненные вопросы учебы и быта.
        Красноармейская газета обязана конкретными примерами помочь молодому бойцу как можно скорее овладеть военным делом, повысить свои теоретические и общеобразовательные знания, показать, что несокрушимая мощь РККА куется неустанным трудом всего 183-миллионного народа СССР и упорной работой над собой каждого красноармейца в отдельности. Газета должна помочь командованию частей в большевистском воспитании этих замечательных молодых людей, к формировании их мировоззрения. Она должна всемерно развивать политический и культурный кругозор бойцов, рассказывать им о великих победах социализма, о героическом прошлом и настоящем пашен Красной Армии, о богатстве и могуществе нашей родины.
        Газета должна воспитывать красных воинов в духе советского патриотизма, в духе беззаветной любви и преданности к родине, партии Ленина-Сталина, советскому правительству. Она должна развивать стремление стать лучшими стрелками, артиллеристами, танкистами, летчиками, связистами, разъяснять молодым бойцам международные события, повышать их революционную бдительность и настороженность, презрение к врагам, прививать им большевистскую волю и стремление к победе.
        Многие газеты правильно поняли свою задачу и умело освещают на своих страницах вопросы работы с молодыми бойцами.
        Газета Северокавказского военного округа "Красный кавалерист" к приему молодого пополнения начала готовиться еще в сентябре. В передовой от 28 сентября газета писала:
        "В некоторые части нашего округа уже начало прибывать новое пополнение. Осуществляется заветная мечта тысяч и сотен тысяч юношей. Вчерашние рабочие, колхозники, служащие, учащиеся с великой радостью надели красноармейскую форму и с гордостью вошли в великую семью Красной Армии...
        Ни одной минуты на раскачку! В каждом подразделении и части нужно заранее подготовить все: общежитие, классы, ленинские комнаты, учебные пособия, литературу и тетради..."
        Через несколько дней газета выступила с корреспонденцией "Подготовить клубы к приему нового пополнения". Она резко критиковала руководителей клуба N части, в частности тов. Ожогина, за плохую подготовку клуба к приему молодых красноармейцев. В следующих номерах газета печатала корреспонденции о первых днях пребывания молодых бойцов в частях, о их стремлении как можно быстрее овладеть военной техникой.
        14 октября в своей передовой "Младший командир - ближайший товарищ и воспитатель бойцов" газета "Красный кавалерист" писала: "За короткий срок молодой боец должен получить первоначальную военную подготовку. Хорошо изучить уставы РККА, материальную часть винтовки, ручного и станкового пулеметов, отработать подготовительные упражнения из малокалиберной винтовки и первое упражнение начальных стрельб боевым патроном. По строевой подготовке он должен четко отработать основную стойку, повороты на месте и на ходу, учебный и строевой шаг... Приобрести первоначальные навыки штыкового боя, умение хорошо бросать ручную и ружейную гранату, отработать первые упражнения по физической подготовке. Все эти навыки красноармейцу должен дать младший командир". Рассказывая о хороших командирах, газета требовала от них постоянного совершенствования своих командирских знаний и овладения большевизмом. 17 октября газета рассказала читателям, как начал учебу с молодыми бойцами отделенный командир тов. Соколов.
        В корреспонденции о молодом бойце тов. Нескарадюке газета подробно описала, как он готовился к своему первому дежурству, как его провел. Она показала исполнительность, аккуратность, сознание ответственности за порученное дело молодого бойца. Вступив на дежурство, красноармеец Нескарадюк навел прежде всего порядок в тумбочке дневального, прибрал опись имущества подразделения. Затем он заметил, что бойцы курят в неположенном месте, и доложил об этом дежурному; тот принял меры. В последующих номерах "Красного кавалериста" молодой боец находит материал о бдительности и сохранении военной тайны.
        28 октября газета дает большую подборку "Отличная одиночная подготовка бойца - залог успеха в части".
        Газета борется за организованность учебы, за четкий внутренний распорядок.
        Газета печатает серию статей под рубрикой "Храните и множьте великие традиции Красной Армии!".
        Первая большая статья рассказывает об историческом прошлом Красной Армии, а также о ее героизме и славе в период боев у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол и на Белорусском и Украинском фронтах. Она озаглавлена "Боец Красной Армии не сдается в плен". В следующей статье: "Беззаветный героизм первоконников" - рассказывается о героях - бойцах и командирах Первой Конной армии, храбро боровшихся с белогвардейщиной и польскими панами в 1919-1920 гг.
        22 октября "Красный кавалерист" дает отчет о встрече двух поколений: командиров - участников гражданской войны и молодых красноармейцев, только что пришедших в армию. Газета помещает выступления майора тов. Тяпугина и полковника тов. Мартынова о героизме красноармейцев в 1919-1920 гг. Одновременно в газете помещены выступления молодых бойцов, которые обязуются свято хранить боевые традиции Красной Армии.
        Газета "Красный кавалерист" не ограничивается только этой тематикой. 9 октября она даст в помощь молодому бойцу большую статью "Почему надо знать и строго выполнять уставы РККА", а также статьи "Первая помощь пострадавшим в бою", "Лопата - лучший друг бойца", "Русская винтовка", несколько статей в помощь молодым младшим командирам и т.д.
        У газеты есть и много недочетов. Недостаточно внимания уделяется вопросам партийной пропаганды. Упускаются вопросы пропаганды красноармейской присяги, уставов и наставлений. Слабо газета занимается вопросами ближнего боя, взаимной выручки, инициативы, военной хитрости. Выпадают вопросы досуга молодого красноармейца.
        Газета должна по-большевистски критиковать неповоротливых политработников, руководителей клубов, ДКА, которые не могут использовать богатейшие возможности культурного отдыха, широко вовлекать молодых бойцов в художественную самодеятельность, обеспечить их художественной литературой и литературой по военным вопросам.
        Но не все газеты по-серьезному занимаются этими вопросами. Газета "За родину" (Калининский военный округ) за весь месяц ограничилась двумя передовыми и несколькими подборками из небольших заметок. Чувствуется, что газета не сделала серьезных выводов из указания Политического управления РККА о развертывании пропаганды и, в частности, указания о работе с молодыми бойцами. Газета, повидимому, слабо связана с жизнью частей и соединений и не знает действительного положения вещей на месте. Немного лучше обстоит дело в газете "Боец РККА" (Закавказский военный округ).
        Некоторые газеты слабо, поверхностно занимаются вопросами пропаганды и политзанятий с красноармейцами и младшими командирами, не освещают опыт лучших групповодов. Они забывают, что молодые бойцы, недавно пришедшие в армию, больше, чем кто-либо, нуждаются в помощи. Газета "Боец РККА" в течение октября не дала ни одной своей статьи в помощь изучающим историю ВКП(б). Эта газета партийной пропагандой занимается, как правило, от случая к случаю.
        Молодых бойцов надо как можно скорее включить в многогранную общественную жизнь Красной Армии, надо привлечь их к активному участию в избирательной кампании, показать на страницах газеты хороших агитаторов, беседчиков. Однако многие газеты занимаются этими вопросами недостаточно. Они ограничиваются лишь небольшими заметками ("За родину", "Сталинец" и др.).
        Первейшая задача газет - пропаганда Сталинской Конституции, агитация за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, дальнейшее развертывание пропаганды достижений в хозяйственном и культурном строительстве края, области, района, показ опыта партийных организаций, хорошо организовавших агитационно-массовую работу по выборам.
        Газеты должны показывать, как работают для избирательной кампании кино, радио, библиотеки, ленинские комнаты, ДКА, клубы. В газете должны быть ответы на вопросы избирателей, пропагандистские статьи, консультации, статьи о технике выборов, обзоры дивизионных и стенных газет.
        Все эти вопросы, освещаемые красноармейской печатью, повысят уровень политических и общеобразовательных знаний молодого бойца. Они расширят его кругозор и тем самым помогут бойцу овладеть сложным военным делом.

Дальше: Ленинско-сталинский принцип мирного сосуществования.