К оглавлению...
          КОНСУЛЬТАЦИЯ

Ленинско-сталинский принцип мирного сосуществования
          Советского государства и капиталистических стран
          Батальонный комиссар П. Гулин.

В своем замечательном выступлении на внеочередной Четвертой Сессии Верховного Совета СССР, посвященном вопросу ратификации советско-германского договора о ненападении, товарищ Молотов сказал:
        "В нашей внешней политике с несоветскими странами мы стояли и стоим на базе известного ленинского принципа о мирном сосуществовании советского государства и капиталистических стран".
        Советское правительство при проведении своей внешней политики исходит из ленинско-сталинского учения о победе социализма в одной стране, то-есть из того, что социализм не может сразу победить во всех странах. Он сначала побеждает в одной или нескольких странах и лишь потом, в течение более или менее длительного периода, охватывает остальные. Отсюда следует, что социалистическое государство неизбежно некоторый период будет находиться в капиталистическом окружении. Отношения империалистических государств к социалистическому государству неизбежно должны быть враждебными.
        В.И. Ленин говорил: "Мы живем не только в государстве, но и в системе государств, и существование Советской республики рядом с империалистскими государствами продолжительное время немыслимо. В конце концов либо одно, либо другое победит. А пока этот конец наступит, ряд самых ужасных столкновений между Советской республикой и буржуазными государствами неизбежен. Это значит, что господствующий класс, пролетариат, если только он хочет и будет господствовать, должен доказать это и своей военной организацией.. " (Соч., т. XXIV, стр. 122).
        Эти указания неоднократно напоминал и развивал дальше великий продолжатель дела Ленина товарищ Сталин.
        На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 году товарищ Сталин указывал: "Капиталистическое окружение - это не пустая фраза, это очень реальное и неприятное явление. Капиталистическое окружение - это значит, что имеется одна страна, Советский Союз, которая установила у себя социалистические порядки, и имеется, кроме того, много стран - буржуазные страны, которые продолжают вести капиталистический образ жизни и которые окружают Советский Союз, выжидая случая для того, чтобы напасть на него, разбить его или, во всяком случае - подорвать его мощь и ослабить его.
        Об этом основном факте забыли наши товарищи. А ведь он именно и определяет основу взаимоотношений между капиталистическим окружением и Советским Союзом".
        Из этих указаний Ленина и Сталина следует, что, живя в капиталистическом окружении, мы должны помнить о его враждебности по отношению к нам и быть готовыми ко всяким неожиданностям. Для этого нам надо всемерно укреплять обороноспособность нашей страны - Красную Армию, Военно-Морской Флот, советскую разведку.
        Советский народ в состоянии отразить удары любого врага и ответить на удар двойным и тройным ударом. Но окончательно разделаться с капиталистическим окружением и тем самым добиться окончательной победы социализма мы сумеем только совместными усилиями нашего народа и международного пролетариата.
        Несмотря на коренную противоположность социалистической и капиталистической систем хозяйства, на враждебность капиталистических государств к нашему государству, мы должны по возможности поддерживать мирные отношения с капиталистическими странами до тех пор, пока не созреют условия для ликвидации капиталистического окружения, для окончательной победы социализма. Наша задача, - говорит товарищ Сталин, - "...оттянуть войну, откупившись от капиталистов, и принять все меры к сохранению мирных отношений. Мы не можем забыть слов Ленина о том, что очень многое в деле нашего строительства зависит от того, удастся ли нам оттянуть войну с капиталистическим миром, которая неизбежна, но которую можно оттянуть либо до того момента, пока не вызреет пролетарская революция в Европе, либо до того момента, пока не назреют вполне колониальные революции, либо, наконец, до того момента, пока капиталисты не передерутся между собой из-за дележа колоний. Поэтому сохранение мирных отношений с капиталистическими странами является для нас обязательной задачей" (Ленин и Сталин. Сборник произв., т. III, стр. 227).
        Эти слова, сказанные товарищем Сталиным еще в 1927 году, являются и теперь основой нашей внешней политики. Чем дольше нам удастся сохранить мирные отношения, тем больше успехов мы достигнем в построении социализма в нашей стране, в укреплении ее мощи и обороноспособности. А это имеет огромное значение не только для нашего народа, но и для рабочего класса всего мира. "Строить социализм в СССР, - говорит товарищ Сталин, - это значит делать общее дело пролетариев всех стран, это значит ковать победу над капиталом не только в СССР, но и во всех капиталистических странах, ибо революция в СССР есть часть мировой революции, ее начало и база ее развертывания" (Ленин и Сталин. Сборник произв., т. III, стр. 158).
        В мирном сосуществовании Советского государства и капиталистических стран, облегчающем дело построения социализма в СССР, заинтересованы трудящиеся всего мира.
        Мирное сосуществование двух противоположных систем возможно прежде всего потому, что трудящиеся нашей родины сумели разгромить полчища интервентов и вышвырнуть их за пределы СССР даже тогда, когда Советское государство было слабым и в военном и в хозяйственном отношении, когда интервенты имели союзника в лице полчищ белогвардейцев. Иностранные империалисты уже тогда убедились, что разгромить Советскую Россию вооруженным путем не удастся. Они вынуждены были отложить новую интервенцию до более благоприятных времен. Наступят ли эти более благоприятные для них времена, это уже зависит в значительной мере от нас, от того, насколько мы сумеем укрепить оборонную мощь нашей родины.
        "Нам нужно поэтому помнить, - говорил Ленин, - что мир, с точки зрения всемирно-исторического масштаба, обоснованного гражданской войной и войной против Антанты, конечно, возможен. Но наши шаги к миру мы должны сопровождать напряжением всей нашей военной готовности, безусловно не разоружая нашей армии. Наша армия является реальной гарантией того, что ни малейших попыток, ни малейших посягательств империалистические державы делать не будут, ибо хотя бы они могли рассчитывать на некоторые эфемерные (кажущиеся. - М.Р.) успехи в начале, но ни одна из них не останется без разгрома со стороны Советской России" (Соч., т. XXV, стр. 102).
        Если так мог заявить Ленин в 1920 году, когда наше хозяйство было отсталым и разрушенным, а Красная Армия - исключительно слабо вооруженной, то с тем большим основанием мы это можем заявить теперь, когда мы создали мощное социалистическое хозяйство, сделали непобедимой Красную Армию и Военно-Морской Флот.
        И действительно, Красная Армия разгромила в 1938 году японских самураев в районе озера Хасан, вместе с монгольскими войсками дала наглядный урок японской военщине, посягнувшей на неприкосновенность Монгольской Народной Республики, вызволила из войны народы Западной Украины и Западной Белоруссии.
        Следовательно, печальный опыт первой интервенции и последующих попыток прощупать штыком наши силы, а также растущая мощь Советского государства - вот что прежде всего заставляет капиталистические государства согласиться на мирное сосуществование двух систем, несмотря на всю их ненависть к Советскому государству.
        Второе, что заставляет империалистов мириться с существованием социалистического государства, - это сочувствие и поддержка, которыми пользуется Советское государство со стороны трудящихся капиталистических стран.
        "Что было бы, - говорил товарищ Сталин на VII расширенном пленуме ИККИ в 1926 году, - если бы пролетарии всех стран не сочувствовали и не поддерживали Республику Советов? Была бы интервенция и разгром Республики Советов...
        Что будет, если сочувствие и поддержка Республики Советов со стороны пролетариев всех стран будут усиливаться и нарастать? Это коренным образом облегчит строительство социализма в СССР" (Ленин и Сталин. Сборник произв., т. III, стр. 157).
        Именно поэтому Ленин и Сталин всегда призывали к укреплению интернациональных связей рабочего класса СССР с рабочим классом капиталистических стран.
        Третий фактор, определяющий возможность мирного сосуществования Советского государства и капиталистических стран, - это острые противоречия, существующие между самими империалистическими странами. Эти противоречия не нами созданы. Они существуют в силу законов развития капитализма, в силу крайней неравномерности этого развития в эпоху империализма, в силу острой борьбы между империалистическими странами за рынки сбыта, источники сырья, места для приложения капитала. Борьба эта доходит до вооруженных столкновений, до империалистических войн. Первая такая мировая империалистическая война происходила в 1914-1918 гг. Сейчас начата вторая империалистическая война.
        Эти противоречия между империалистами облегчили победу пролетарской революции в нашей стране и способствовали отражению интервенции 1918-1920 гг. "Мы не могли противопоставить хоть сколько-нибудь равной силы, - говорил Ленин про эту интервенцию, - а оказались победителями. Почему? Потому что между ними не было ни тени единства, потому что одна держава действовала против другой" (Соч., т. XXV, стр. 339).
        Отсюда Ленин и Сталин делают тот вывод, что противоречия между империалистическими странами должны быть тщательно учтены и использованы для оттягивания войны империалистов против Советского Союза, для продолжения мирного сосуществования Советского государства и капиталистических стран.
        В.И. Ленин, руководя Советским государством в первые годы его существования, показал, как надо использовать противоречия между империалистами. Ярким выражением ленинской линии в этом отношении являлось заключение Брестского мира с Германией в начале 1918 года.
        Благодаря Брестскому миру мы получили передышку для организации советского хозяйства и создания Красной Армии, то-есть для подготовки к отражению нападений врагов в дальнейшем.
        В.И. Ленин неоднократно ссылался на заключение Брестского мира как на образец правильной внешней политики Советского государства. Он говорил:
        "Брест знаменателен тем, что в первый раз, в масштабе гигантски-большом, среди трудностей необъятных мы сумели использовать противоречия между империалистами так, что выиграл в конечном счете социализм" (Соч., т. XXV, стр. 499).
        В дальнейшем, когда Советское государство окрепло, создало свою армию, покончило с белогвардейцами и прогнало всех интересов, советское правительство, руководимое Лениным и Сталиным, проводя ту же политику использования противоречий между империалистами, добилось заключения целого ряда выгодных для нас мирных договоров.
        Первым из таких договоров с крупными государствами был договор, заключенный с Германией в Раппало в апреле 1922 года (Брестский договор был аннулирован постановлением ВЦИК после революции в Германии, 13 ноября 1918г.). По этому договору Советская Россия и Германия полностью признали друг друга, восстановили политические и экономические отношения, отказались от взаимных претензий, связанных с убытками, понесенными в империалистической войне. Германия также отказалась от претензий, связанных с национализацией имущества германских граждан в Советской России.
        Чем объясняется такое сближение Германии с Советской Россией? Отнюдь не тем, что в Германии тогда был политический строй, более близкий к советскому, чем в других странах. В Германии у власти стояла контрреволюционная буржуазия, которая вместе с социал-демократами потопила в крови германскую революцию. Но эта самая буржуазия в силу положения, созданного Версальским договором, вынуждена была итти на сближение с Советской Россией. Этот договор был выгоден и для Германии и для СССР. Он отрывал одну из крупнейших стран Европы от антисоветского фронта, который тогда пытались сколотить английские империалисты, и означал установление мирных отношений с одним из крупнейших капиталистических государств Европы. Он создавал базу для развития торговых отношений между Советской Россией и Германией. Этот договор толкнул также и другие капиталистические страны пойти на признание Советского государства и установить с нами торговые отношения. Они боялись, как бы Германия одна не извлекла всех выгод из торговли с Советским Союзом. И это было одним из стимулов к установлению с нами нормальных торговых и политических отношений со стороны других государств.
        Товарищ Сталин всегда придавал большое значение использованию экономической заинтересованности капиталистических стран в поддержании нормальных отношений с СССР, поскольку торговля с нами дает им определенные выгоды. Ярким доказательством великой мудрости сталинской внешней политики СССР является тот факт, что в течение 15 лет, прошедших после смерти Ленина, советское правительство под руководством партии Ленина-Сталина сумело обеспечить народам СССР мирную жизнь, срывая все попытки империалистов организовать новую интервенцию. Ярким выражением этой мудрой сталинской внешней политики является также заключение договора о ненападении с Германией.
        "Главное значение советско-германского договора о ненападении, - говорил товарищ Молотов в своей речи на внеочередной Четвертой Сессии Верховного Совета СССР, - заключается в том, что два самых больших государства Европы договорились о том, чтобы положить конец вражде между ними, устранить угрозу войны и жить в мире между собой. Тем самым, поле возможных военных столкновений в Европе суживается. Если даже не удастся избежать военных столкновений в Европе, масштаб этих военных действий теперь будет ограничен". Дальнейшие события еще раз показали великую мудрость сталинского предвидения. Заключением этого договора советское правительство сумело в самый острый момент, буквально накануне разгара второй империалистической войны в Европе, ликвидировать один из главных очагов войны.
        Значение этого договора тем более велико, что мы его заключили с государством, правительство которого в течение ряда лет относилось к нам враждебно. Это только еще раз показывает, как мудро советское правительство, руководимое нашей великой партией и ее гениальным вождем товарищем Сталиным, проводит ленинскую линию во внешней политике.
        "Политическое искусство, - говорил товарищ Молотов, - в области внешних отношений заключается не в том, чтобы увеличивать количество врагов для своей страны. Наоборот, политическое искусство заключается здесь в том, чтобы уменьшить число таких врагов и добиться того, чтобы вчерашние враги стали добрыми соседями, поддерживающими между собою мирные отношения".
        В этих словах товарища Молотова прозвучала действительно ленинская мудрость нашего правительства, нашей партии, нашего гениального вождя товарища Сталина.
        События, развернувшиеся после заключения советско-германскою договора о ненападении, еще раз показали со всей убедительностью, насколько ленинский принцип мирного сосуществования Советского государства и капиталистических стран, блестяще применяемый товарищем Сталиным, действительно служит делу социализма. До сих пор применение этого принципа в сочетании с укреплением обороноспособности страны, мощи Красной Армии и Военно-Морского Флота, предохраняло нашу страну от войны и обеспечивало нам в течение ряда лет возможность мирного социалистического строительства. В результате нами достигнуты огромные успехи в деле построения социализма.
        Теперь мы являемся свидетелями того, как применение этого же принципа в сочетании с дальнейшим ростом хозяйственной и военной мощи СССР уже дало нам возможность освободить из-под буржуазно-помещичьего гнета трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии. Еще раз перед всем миром продемонстрирован тот факт, что великий Советский Союз является подлинным защитником всех трудящихся и угнетенных.
        Никакая клевета и измышления империалистов и их подголосков из II Интернационала не помешают пробиться в толщу народных масс во всем мире великой правде о том историческом значении, какое имеет освобождение тринадцати миллионов трудящихся, угнетавшихся польскими магнатами.
        Вслед за освобождением народов Западной Украины и Западной Белоруссии ленинско-сталинская внешняя политика Советскою государства одержала ряд новых блестящих побед. 28 сентября в Москве заключен договор о дружбе и границе между СССР и Германией, а также подписан пакт о взаимопомощи между Советским Союзом и Эстонской республикой. 5 октября подписан пакт о взаимопомощи между СССР и Латвийской республикой. 11 октября заключен договор о взаимопомощи между СССР и Литовской республикой. Эти пакты имеют огромное значение для судеб народов Европы и всего мира. Поджигатели войны просчитались. Им не удалось и не удастся столкнуть лбами Германию и СССР. Германия и Советский Союз - крупнейшие государства в Европе, - несмотря на различие их внутреннего режима, положили конец вражде между собой и заключили договор о дружбе. Исключительно важное значение имеют также пакты о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой. Советский Союз получил выход в Балтийское море, а Эстония, Латвия и Литва теперь имеют прочную гарантию от агрессии. Красная Армия в любую минуту готова оказать им помощь. Эти пакты целиком и полностью вытекают из интересов государств, их заключивших. Советское правительство всегда относилось с уважением к суверенным правам других народов и стран. Об этом ярко говорит небывалый в истории факт передачи мощным Советским государством маленькой Литве гор. Вильно и Виленской области.
        Народы всего мира видят в этих договорах яркое выражение мирной внешней политики Советского Союза. Они хорошо понимают, что поле для военных столкновений сузилось. Отныне на востоке Европы установлен прочный мир. Никакими уловками и шантажем никому не удастся скрыть от трудящихся правду о СССР. Народы всех стран знают, что Советский Союз всегда являлся твердым и решительным борцом за мир во всем мире. Он будет и впредь проводить эту мудрую ленинско-сталинскую внешнюю политику, рассчитанную на обеспечение победы коммунизма в нашей стране и во всем мире. Это не значит, что мы теперь полностью гарантированы от опасности войны. Вторая империалистическая война охватила крупнейшие страны Европы. Трудно точно предугадать, как развернутся события. Англо-французские империалисты и их социалистические лакеи взбешены тем, что Советский Союз не дал втравить себя в войну с Германией и что дело социализма явно выиграло от позиции, занятой советским правительством. Они пока только злобно воют и клевещут на СССР. Но они, конечно, будут старался, как только для этого представится возможность, спровоцировать войну против нас. Советское правительство, наш мудрый вождь товарищ Сталин делают все возможное, чтобы не дать втянуть нас в войну. Но если поджигатели войны вынудят нас к этому, мы будем не только обороняться. Мы уничтожим любого врага на его же собственной территории.

Дальше: Финляндия. (Краткая справка).