К оглавлению...

О воспитательной работе и политических занятиях
          с красноармейцами и младшими командирами РККА в 1939-40 учебном году

I
        Политическим Управлением РККА дана директива о воспитательной работе и политических занятиях с красноармейцами и младшими командирами РККА в 1939-40 учебном году.
        В директиве указано, что главная задача воспитательной работы должна состоять в воспитании пламенного патриота Социалистической Родины, беспредельно преданного партии Ленина-Сталина и Советскому Правительству, отличного специалиста своего дела, политически грамотного и культурного, готового в любую минуту умело, с достоинством и честью защищать с оружием в руках нашу великую Родину.
        Недостаток многих партийно-политических работников заключается в том, что они сводят все политическое воспитание бойца только к политучебе, не понимая того, что политическое воспитание шире, чем только политучеба, а политические занятия - только важнейшая часть всей политико-воспитательной работы.
        Вся политико-воспитательная работа должна преследовать следующие задачи.
        Воспитывать бойцов в духе советского патриотизма и любви к Родине, неуклонного выполнения военной присяги, постоянной готовности выполнить любой приказ Советского Правительства и партии Ленина-Сталина.
        Воспитать у бойцов сознание того, что измена Родине - самое тягчайшее преступление, караемое беспощадно советским законом.
        Внедрить в сознание каждого бойца, что боевой приказ - есть закон, на выполнение которого в любой обстановке необходимо направить все свои силы, не щадя самой жизни.
        Привить бойцу чувство высокой ответственности перед Родиной за свою боевую и политическую подготовку. Воспитывать у красноармейцев и младших командиров политические и моральные качества, соответствующие облику воина страны социализма. Отвага и героизм, честность и искренность, дисциплинированность и организованность, высокая культурность в учебе и в быту должны стать неотъемлемыми качествами каждого красноармейца и младшего командира.
        Сохранение военной и государственной тайны, большевистская бдительность - важнейшее условие для достижения победы над врагом. Особое внимание уделить разъяснению того, что караульная служба - выполнение боевой задачи, что халатность в карауле, дозоре, секрете облегчает действия шпионов, диверсантов, а в боевой обстановке может привести к большим жертвам.
        Каждый красноармеец и младший командир должен знать и выполнять указания Наркома Обороны товарища Ворошилова: "Красная армия должна стрелять лучше всех армий мира. Меткий, хладнокровный и экономный стрелок - это и есть боец Рабоче-Крестьянской Красной Армии".
        Воспитать бойцов в духе любви к своему командиру, комиссару и начальнику, поставленным Рабоче-Крестьянским Правительством, в духе непоколебимой веры в их авторитет, в духе выручки и товарищеской взаимопомощи в бою.
        Воспитать красноармейцев и младших командиров в духе пролетарского интернационализма, братства и содружества народов Советского Союза, готовности выполнить интернациональные задачи Красной Армии.
        Во всей работе по коммунистическому воспитанию бойцов и младших командиров комиссары, политорганы, партийные и комсомольские организации не должны забывать об антирелигиозной пропаганде, проводя ее систематически и увязывая со всей политико-воспитательной работой.
        Политико-воспитательная работа должна быть целеустремленной, гибкой, конкретной, политически заостренной, отражать специфические особенности каждого рода войск.
        Во всей системе политико-воспитательной работы широко использовать:
        Политические занятия, как важнейшую, но не единственную форму большевистского воспитания красноармейцев и младших командиров.
        Печать, как могучее средство воспитания, как незаменимое средство пропаганды и агитации в мирное время и в боевой обстановке. Привить каждому красноармейцу и младшему командиру вкус к газете, к книге, к художественной литературе.
        Социалистическое соревнование, как одну из форм коммунистического отношения к учебе и работе, как могучее средство быстрее овладеть военными и политическими знаниями; в боевой обстановке соревнование принимает форму борьбы за быстрейший захват определенного рубежа противника, за полный разгром врага.
        Лекции, доклады, беседы командиров и политруков с бойцами во внеучебное время по вопросам международного и внутреннего положения Советского Союза, истории народов СССР, на темы военного и воспитательного характера, экономики и вооружения капиталистических стран, по вопросам санитарии и гигиены, коммунистической морали и этики, культуры, антирелигиозной пропаганды, науки и техники.
        Для наиболее подготовленных красноармейцев и младших командиров, которые пожелают изучать историю народов СССР, создать на сугубо добровольных началах кружки в масштабе батальона или полка. Занятия в этих кружках проводить во внеучебное время, привлекая высококвалифицированных пропагандистов. Политорганы, комиссары и политические руководители подразделений должны организовать в часы общеобразовательной подготовки также изучение географии нашей Родили и географии капиталистических стран.
        Политическую информацию в подразделениях по отдельным вопросам международного и внутреннего положения Советского Союза, решениям партии и правительства, вопросам боевой и политической подготовки, разъяснению приказов командования части и соединения. Политическая информация должна держать красноармейцев и младших командиров не только в курсе международных событий, решений партии и правительства, но и в курсе жизни части и подразделений, мобилизуя красноармейцев и младших командиров на повышение дисциплины и устранение недостатков. Политическая информация проводится ежедневно в утренние часы в течение 30 минут политруками и командирами подразделений, работниками политорганов, секретарями партийных и комсомольских организаций, наиболее подготовленными заместителями политруков.
        Кинофильмы на революционные, исторические, военные, антирелигиозные и научные темы. Широко использовать фильмы, показывающие героическое прошлое и настоящее нашей Родины, героику гражданской войны, жизнь и деятельность товарищей Ленина и Сталина, народных героев и пролетарских полководцев. Демонстрации кинофильма должен предшествовать короткий рассказ подготовленного пропагандиста о содержании и значении фильма.
        Революционные, народные и патриотические песни - могучее средство воспитания бойца. Во время следования на занятия, в казарму, в столовую, в часы массовой работы, на походе - всюду необходимо прививать песню.
        Красноармейскую художественную самодеятельность всячески развивать ее во всех частях и подразделениях, рассматривая самодеятельность не только как средство организации веселого и культурного отдыха, но и как одно из средств политико-воспитательной работы.
        Коллективные посещения театров, концертов, музеев, выставок и т.д.
        Массовую физкультурную работу, как одно из средств, воспитывающее волю, смелость, инициативу, выносливость. Особое внимание уделять развитию физкультуры военного характера: стрелковый спорт, гранатометание, лыжи, велосипед, преодоление препятствий, легкая атлетика и т.д.
        Коллективное радиослушание концертов, литературных монтажей, лекций и информации на политические, оборонные и научные темы.
        Технические кружки для изучения автомобиля, танка, трактора, самолета и т.п.
        Общеобразовательную подготовку - для повышения общей культуры красноармейцев и младших командиров. Нужно положить конец недооценке в частях общеобразовательной учебы.
        Коллективные читки газет, книги "Бои у Хасана", брошюр из "Библиотеки красноармейца", политической, научной и художественной литературы; вместе с тем так организовать работу библиотек, чтобы красноармеец мог лично пользоваться необходимой ему книгой.
        Политическое Управление РККА в своей директиве требует, чтобы повседневным воспитанием красноармейцев и младших командиров занимался весь начальствующий состав, каждая партийная и комсомольская организация, рассматривая это как свою первейшую обязанность.
        Политический руководитель роты, батареи, эскадрона является центральной фигурой во всей политико-воспитательной работе с красноармейцами. Обязанность политрука - руководить всей воспитательной работой в своем подразделении, быть самым близким товарищем и авторитетным начальником для каждого бойца своей роты, батареи, эскадрона.
        Комиссар части должен не только руководить всей политико-воспитательной работой, но и сам принимать в ней активное участие. Комиссар должен на деле быть первым пропагандистом и агитатором в части, знать и удовлетворять бытовые, культурные и политические запросы красноармейцев и младших командиров, внимательно изучать настроения и своевременно на них реагировать через всю систему воспитательной работы. Полноценным руководителем части, соединения может быть только тот комиссар, командир и политработник, который повседневно воспитывает бойцов.
        Партийная организация должна принять активное участие в воспитании бойца. Она должна добиться, чтобы каждый коммунист и комсомолец были большевистскими агитаторами и своим личным примером в быту и учебе мобилизовали весь состав части на повышение дисциплины и успешное выполнение задач боевой и политической подготовки.
        Групповод политических занятий должен не только систематически повышать уровень знаний бойца, но и воспитать его в духе требований, предъявляемых воину Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
        Командиры, комиссары, политорганы, партийные и комсомольские организации должны учесть, что из года в год в Красную Армию прибывает все более грамотное и более требовательное по своим запросам пополнение. Это обязывает руководителей особенно серьезно готовиться ко всем беседам и занятиям, повысить их общий уровень.

II ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
        На политических занятиях в 1939-40 учебном году предложено изучать:
        а) с красноармейцами первого и второго года службы и курсантами полковых школ - "Красноармейский политучебник" и вопросы международной и внутренней политики СССР;
        б) с красноармейцами третьего года службы и младшими командирами срочной службы - "Краткий курс истории ВКП(б)".
        С красноармейцами второго года службы, вместо некоторых глав "Красноармейского политучебника", будут изучаться темы, указанные в учебном плане.
        Занятия по вопросам международной и внутренней политики СССР предлагается проводить по программе и по указаниям Политического Управления РККА.
        С красноармейцами первого и второго года службы (независимо от других форм воспитательной работы) проводить не реже одного раза в месяц занятия по специальным темам воспитательного характера, руководствуясь задачами части и примерной тематикой Политического Управления РККА.
        На политические занятия с красноармейцами первого и второго года службы и курсантами полковых школ отведено 250 часов. Занятия проводить: в зимний период - три раза в шестидневку по 2 часа и в летний период - два раза в шестидневку по 2 часа.
        На политические занятия с младшими командирами срочной службы и красноармейцами третьего года службы отведено 200 часов. Занятия как в зимнее, так и в летнее время проводить два раза в шестидневку по 2 часа.
        Политическое Управление РККА разрешает политорганам авиационных соединений увеличить время на политзанятия в зимний период и в нелетные дни. Однако в летний период политические занятия ни в коем случае не должны прекращаться, и общее количество часов, установленное на весь год, должно быть сохранено.
        Группа для политзанятий не должна превышать 25 человек. Категорически запрещается объединять несколько групп в одну.
        Группу для политических занятий с младшими командирами создавать в масштабе подразделения, объединяя младших командиров второго и третьего года службы.
        Заместители и помощники политруков занимаются в обязательном порядке в дивизионных школах партийного актива (на вечернем отделении).
        Методика проведения политических занятий устанавливается следующая: а) краткий рассказ групповода по теме; б) самостоятельное чтение; в) итоговая беседа; г) контрольно-проверочное занятие.
        Темы, на которые отводится 10 и более часов, изучать не в один прием, а по разделам. По каждому разделу обязательны рассказ групповода, самостоятельное чтение и итоговая беседа.
        Рассказ групповода имеет своей задачей кратко разъяснить основные вопросы темы и помочь красноармейцу, курсанту и младшему командиру в самостоятельном чтении.
        Самостоятельное чтение проводится обязательно под руководством групповода и его заместителя, которые не только отвечают на возникающие у красноармейцев, курсантов и младших командиров вопросы, но и учат их самостоятельно работать над книгой и правильно вести запись прочитанного. При отсутствии достаточного количества учебников и пособий рекомендовать коллективные и групповые читки.
        Итоговая беседа проводится в форме активной товарищеской дискуссии всех красноармейцев, курсантов и младших командиров по основным вопросам темы. Задача итоговой беседы - не только выявить степень усвоения темы, но и помочь красноармейцам, курсантам и младшим командирам закрепить и расширить их знания.
        Строго следить за тем, чтобы красноармеец не подвергался "проработке" за допущенную в выступлении ошибку. Действовать не окриком и "проработкой", а терпеливым разъяснением.
        На итоговой беседе никаких оценок не выставлять. На контрольно-проверочном занятии групповод выставляет каждому оценку по четырехбалльной системе: "Отлично", "Хорошо", "Посредственно", "Плохо".
        Военкомы, инструкторы пропаганды, секретари партбюро, а также инструкторы политотделов по пропаганде обязаны не менее одного раза в месяц лично проводить показательные политические занятия и не менее одного раза в шестидневку лично присутствовать на политических занятиях в одной из групп.
        Политрук подразделения обязан в день политических занятий обязательно проверить начало занятий во всех группах и остальное время присутствовать на занятиях в одной из групп.
        Групповодами политических занятий с красноармейцами первого и второго года службы и курсантами полковых школ назначаются лица начальствующего состава и заместители политруков. При недостатке групповодов из начальствующего состава и заместителей политруков разрешается допускать в качестве групповодов действительно политически подготовленных и достойных младших командиров, курсантов и красноармейцев.
        Состав групповодов отдается приказом по части на весь учебный год. Смена групповода может производиться только в крайнем случае (перевод в другую часть, длительная командировка, длительная болезнь). В таком случае приказом по части назначается другой групповод,
        В каждой группе политических занятий назначается заместитель групповода. Проведение политзанятий заместителем групповода разрешается только в случае отсутствия групповода по особо уважительным причинам. Основная задача заместителя групповода заключается в помощи групповоду в его работе, особенно в часы самостоятельного чтения, и работа во внеучебное время с отстающими.
        Групповодами политических занятий с младшими командирами и красноармейцами третьего года службы выделять работников политотдела, политруков, инструкторов пропаганды, комиссаров, секретарей партийных и комсомольских бюро и лучших командиров коммунистов.
        Дни и часы политических занятий в группах младших командиров, где групповодом является политрук подразделения, устанавливаются командиром и политруком подразделения с таким расчетом, чтобы политрук имел возможность посещать политические занятия с красноармейцами своего подразделения.
        Основной формой подготовки групповодов к проведению политических занятий является семинар. Семинар проводить в масштабе части.
        Руководители семинаров и их заместители выделяются из состава военкомов, работников политорганов, инструкторов пропаганды, секретарей партийных бюро частей и наиболее подготовленных политруков и утверждаются комиссаром и начальником политотдела соединения.
        Состав руководителей семинаров объявляется приказом по соединению.
        Установить три типа семинара: а) семинар групповодов, ведущих политзанятия с красноармейцами первого года службы и курсантами полковых школ; б) семинар групповодов, ведущих политзанятия с красноармейцами второго года службы; в) семинар групповодов, ведущих политические занятия с младшими командирами и красноармейцами третьего года службы.
        Семинар проводится следующим порядком: за 10 дней до начала изучения в группах очередной темы руководитель семинара в течение 1 часа излагает групповодам содержание основных вопросов темы и дает указания методического порядка. На следующем занятии (по истечении 5-б дней после первого семинара) руководитель организует активное и всестороннее обсуждение групповодами содержания темы, методики и организации политических занятий.
        Работа семинара должна строиться так, чтобы руководитель к концу семинара излагал основное содержание следующей темы, подлежащей обсуждению.
        Директива Политического Управления РККА составлена с учетом имевших место в прошлом ошибок и недостатков н направлена к их искоренению. Вся система политического воспитания и учебы бойца должна проводиться в соответствии с решением ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)".

Дальше: Учебные планы на 1939-40 уч. год.