К оглавлению...
К ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА

Товарищ Сталин о военной мощи социалистического государства
          Полковой комиссар П. Белов.

Своим учением о социалистическом государстве, являющемся величайшим теоретическим вкладом в сокровищницу марксизма-ленинизма, товарищ Сталин установил, что одной из важнейших функций социалистического государства, строящего коммунизм в обстановке капиталистического окружения, является оборона страны от нападения извне. Эта функция, как показал товарищ Сталин, вытекает из необходимости защиты социалистического государства от враждебного капиталистического окружения, стремящегося путем военной интервенции свергнуть советскую власть или подорвать мощь страны социализма.
        Исходя из новых законов развития мировой социалистической революции, Ленин гениально предвидел, что победивший в одной стране социализм должен "...вызвать не только трения, но и прямое стремление буржуазии других стран к разгрому победоносного пролетариата социалистического государства. В этих случаях война с нашей стороны была бы законной и справедливой. Это была бы война за социализм, за освобождение других народов от буржуазии" (Ленин. Соч., т. XIX, стр. 325).
        Предвидя неизбежность жестокой борьбы капиталистических государств против первой страны победившего социализма, Ленин указывал на необходимость создания вооруженных сил пролетариата для отражения военного нападения капиталистических государств и для охраны завоеваний социалистической революции.
        В статье "Главная задача наших дней", написанной еще в марте 1918 года, Ленин говорил, что у нас есть природные ресурсы, запас человеческих сил, прекрасный размах, который дала народному творчеству великая революция, "чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей и обильной...
        Идти вперед по этому пути, не падая духом от поражений, собирать камень за камушком прочный фундамент социалистического общества, работать, не покладая рук, над созданием дисциплины и самодисциплины, над укреплением везде и всюду организованности, порядка, деловитости, стройного сотрудничества всенародных сил, всеобщего учета и контроля за производством и распределением продуктов - таков путь к созданию мощи военной и мощи социалистической" (Ленин. Соч.. т. XXII, стр. 376-377).
        Товарищ Сталин, опираясь на эти указания Ленина, развил их в стройную теорию военной мощи социалистического государства, строящего коммунизм в обстановке капиталистического окружения. Товарищ Сталин неоднократно указывал, что по мере роста и укрепления страны социализма и обострения противоречий в лагере империализма возрастает опасность военного нападения на СССР. Именно поэтому наша партия всегда уделяла исключительное внимание поднятию обороноспособности страны, не останавливаясь ни перед какими трудностями, жертвами и препятствиями. Эта задача была тем более грандиозна, что решать ее на первых этапах после окончания гражданской войны приходилось в стране чрезвычайно отсталой в технико-экономическом отношении.
        Товарищ Сталин с исключительной ясностью установил, что экономическая и политическая отсталость царской России была решающей причиной в ее военных поражениях, и указал на необходимость в кратчайший срок ликвидировать эту отсталость. Он говорил: "Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того, чтобы добиться окончательной победы социализма, нужно еще догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении" (Ленин и Сталин. Сборник произведений, т. III, стр. 315).
        Это противоречие между самой передовой властью в мире и отсталой технико-экономической базой не могло не ослаблять военную мощь социалистического государства. Необходимо было в кратчайший исторический срок ликвидировать это противоречие. Этого требовала внутренняя и международная обстановка.
        Историческая заслуга товарища Сталина состоит здесь в том, что он разработал конкретные пути уничтожения вековой отсталости нашей страны. В результате социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства наша страна под гениальным руководством товарища Сталина превратилась в передовую индустриальную державу, могучую в оборонном отношении.
        Огромный рост производительных сил страны, обеспечение ее экономической независимости за годы двух сталинских пятилеток явились базой для коренной технической реконструкции вооруженных сил страны социализма. Интересы повышения обороноспособности потребовали создания мощной оборонной промышленности, мобилизационной подготовки нашей индустрии и всего народного хозяйства, проведения колоссальной работы в области подготовки командно-технических кадров и т.д. В результате завершения технической реконструкции всего народного хозяйства и создания мощной оборонной промышленности Красная Армия, исключительно сильная своим политико-моральным состоянием, вооруженная непобедимым учением Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, стала также сильна своей боевой техникой. По своей технической оснащенности Рабоче-Крестьянская Красная Армия стоит сейчас впереди армий капиталистических стран.
        Товарищ Ворошилов, говоря о прогрессе боевой техники РККА за последние девять лет, привел следующие характерные данные. Количество танков, находящихся на вооружении Красной Армии, с 1930 по 1939 год увеличилось в 43 раза, самолетов - в 6,5 раза, артиллерии тяжелой, средней и легкой - в 7 раз, мелкокалиберной, противотанковой и танковой - в 70 раз, пулеметов ручных и станковых - в 5,5 раза и т.д. Один залп всей артиллерии стрелкового корпуса СССР равен 7 135 килограммам. В одну минуту артиллерия, винтовки, пулеметы, минометы, гранатометы и прочие виды оружия нашего стрелкового корпуса могут выбросить 78 932 килограмма металла. Это на 17 951 килограмм больше, чем может выбросить французский корпус.
        Наша Красная Армия на основе могучего роста тяжелой промышленности и создания оборонной индустрии стала самой механизированной армией в мире. Если в 1930 году на одного красноармейца в среднем приходилось 3,07 механических лошадиных силы, то в 1939 году на одного красноармейца приходится полных 13 механических лошадиных сил.
        Разрешив вопрос технического перевооружения армии и всего народного хозяйства, товарищ Сталин поставил вопрос о кадрах, способных полностью использовать эту технику и двинуть ее вперед.
        "Раньше мы говорили, что "техника решает все". Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой... Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших совхозах и колхозах, на нашем транспорте, в нашей Красной армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она имеет теперь. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 490).
        Это историческое выступление товарища Сталина сыграло огромную роль в деле выращивания кадров, владеющих современной техникой. Наша Красная Армия имеет теперь не только самую передовую современную боевую технику, но и кадры, овладевшие сложной техникой.
        В Красной Армии имеются десятки сухопутных училищ, летных школ, военные академии, специальные факультеты, большое количество вечерних школ, курсов, целая система заочного обучения. Красная Армия является обширным университетом, готовящим кадры командиров, комиссаров, врачей, хозяйственников, специальных научных работников и т.д.
        Рост технической оснащенности Красной Армии, происшедшие изменения в соотношении различных родов войск и отдельных военных специальностей потребовали радикального изменения в организационном построении вооруженных сил страны социализма.
        Как известно, Красная Армия раньше строилась на смешанном принципе: на территориальной и кадровой системах. Такое организационное построение Красной Армии являлось пригодным до тех пор, пока армии капиталистических стран были сравнительно небольшие, а техника не имела еще такого колоссального развития.
        В свете современной обстановки территориальная система встала в противоречие с потребностями обороны государства и перестала соответствовать современному техническому оснащению армии. Это противоречие между системой построения наших вооруженных сил и потребностями обороны государства блестяще было разрешено путем ликвидации территориальной системы и перехода целиком на принцип кадрового строительства вооруженных сил. "Вся наша армия теперь, - говорил товарищ Ворошилов, - строится, обучается и воспитывается на кадровой основе".
        Важнейшим документом в деле строительства и дальнейшего укрепления вооруженных сил социалистического государства, отразившим в себе изменения, происшедшие в жизни армии и флота, является сталинский закон о всеобщей воинской обязанности, принятый внеочередной Четвертой Сессией Верховного Совета СССР. Претворение этого закона в жизнь знаменует собой новую ступень в строительстве вооруженных сил социалистического государства.
        СССР, создав мощную тяжелую промышленность, самое крупное и механизированное в мире сельское хозяйство, обеспечил себе экономическую независимость. Наша социалистическая промышленность может полностью и в любом количестве обеспечить Красную Армию и Военно-Морской Флот всем необходимым вооружением, изготовленным на советских заводах и из советских материалов. СССР по запасам каменного угля, нефти, железной руды, калийных солей, фосфоритов, апатитов стоит на первом месте в мире.
        Социалистическое сельское хозяйство в результате победы сталинского плана коллективизации также способно снабдить Красную Армию сырьевыми и продовольственными ресурсами в достаточном количестве. СССР в настоящее время имеет такие запасы хлеба, с которыми нам не страшны ни засуха, ни внешние политические осложнения. Социалистическое сельское хозяйство дало в 1938 году на 1 миллиард пудов товарного зерна больше, чем сельское хозяйство царской России.
        Наш транспорт, особенно железнодорожный, за годы сталинских пятилеток вырос и окреп и сейчас полностью отвечает тем требованиям, которые предъявляет к нему оборона страны. Подтверждением этому может служить тот факт, что наши железнодорожники с честью и славой справились с задачей обеспечения перевозками армии, действовавшей по освобождению народов Западной Украины и Западной Белоруссии, и армии, защищавшей территорию Монгольской Народной Республики.
        Для успешного ведения современной войны необходимо, чтобы промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д. были так географически размещены по территории страны, чтобы это размещение содействовало росту военного могущества государства.
        За годы двух сталинских пятилеток создана новая география размещения производительных сил в СССР, созданы новые промышленные районы и коренным образом реконструированы старые, предопределившие равномерное размещение промышленности и транспорта по территории страны. Произошли большие сдвиги и в продвижении сельскохозяйственных культур в новые районы: увеличены зерновые посевы на востоке, продвинута пшеница на север, расширены посевы старых и новых технических культур. За годы первой и второй пятилеток создана новая железнодорожная сеть между востоком и западом СССР. Преобладающая часть (70%) вступивших в эксплоатацию новых железных дорог проходит по районам Урала, Сибири, Средней Азии.
        Строительная программа третьей пятилетки, реализуя указания товарища Сталина, предусматривает рассредоточение промышленности по всей стране, комплексное развитие основных экономических районов, создание крупных государственных резервов, прежде всего по топливу, электроэнергии и оборонным производствам. Предусмотрено создание предприятий-дублеров по ряду отраслей машиностроения, нефтепереработки и химии в восточных районах, на Урале и в Поволжье. Намечен переход к строительству небольших и средних предприятий по всем отраслям народного хозяйства, осуждена гигантомания в строительстве. Предусмотрено такое размещение производительных сил, чтобы обеспечить основные экономические очаги страны максимальным количеством ресурсов на месте. Все это имеет весьма важное значение в деле дальнейшего укрепления обороноспособности социалистической родины.
        Обеспечение основных экономических районов на месте топливом, строительным материалом, отдельными видами сырья, а также продуктами широкого потребления позволит переключить в случае необходимости наш транспорт на военную работу, не нарушая обычной жизни страны.
        Не меньшее значение имеет с точки зрения обороноспособности страны создание в третьей пятилетке крупных государственных резервов. Например, создание резервов производственных мощностей позволит без предварительных капитальных затрат увеличить продукцию до размеров, которые необходимы для полного удовлетворения нужд армии военного времени.
        Товарищ Сталин глубоко обосновал преимущество социалистической системы хозяйства и военной организации социалистического государства по сравнению с системой капиталистической. В отличие от буржуазного государства социалистическое государство, выполняя функцию военной защиты от нападения извне, является вместе с тем органом, непосредственно управляющим всей экономикой страны. В его руках сосредоточены все основные средства производства. Это позволяет социалистическому государству в случае войны поднять весь тыл, всю страну на службу интересам фронта, использовать по единому плану огромные материальные и людские ресурсы промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.
        Совершенно иное положение в капиталистических странах. Государство выступает там, как "...институт организации обороны страны, организации охраны "порядка", аппарат собирания налогов. Хозяйство же в собственном смысле мало касается капиталистического государства, оно не в его руках. Наоборот, государство находится в руках капиталистического хозяйства" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 10-е, стр. 601-602).
        Попытка буржуазного государства поставить под контроль хозяйство, мобилизовать его на дело войны, наталкивается на такие противоречия, преодолеть которые буржуазные государства не в силах.
        Все тяготы войны ложатся в капиталистических странах на плечи широких народных масс, в то время, как небольшая кучка крупных капиталистов наживает огромные прибыли на военных поставках.
        Рост обороноспособности страны социализма не наталкивается на противоречия, которые неизбежны при капитализме. Плановый характер экономики позволяет социалистическому государству быстро мобилизовать все народное хозяйство на дело обороны страны, подчинить все его части единой общей цели - полному и окончательному разгрому врага.
        В СССР уничтожены эксплоататорские классы. Это обеспечивает в случае войны стойкий надежный тыл, какого нет и не может быть ни в одной капиталистической стране. "...В случае войны, - говорил товарищ Сталин, - тыл и фронт нашей армии ввиду их однородности и внутреннего единства - будут крепче, чем в любой другой стране, о чем следовало бы помнить зарубежным любителям военных столкновений" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 590).
        Классовые интересы воина Красной Армии и всего советского народа тождественны. Только при социалистической системе хозяйства армия опирается на весь советский народ, на все народное социалистическое хозяйство. В этом сила и непобедимость социалистического государства.
        На основе обобщения более чем двадцатилетнего опыта существования социалистического государства товарищ Сталин разработал вопрос об армии и государстве при коммунизме в условиях капиталистического окружения.
        Маркс и Энгельс говорили, что с переходом в высшую фазу коммунизма постоянная армия и государство должны отмереть. Эти высказывания Маркса и Энгельса были правильны при условии победы социализма во всех странах или в большинстве стран, когда отпадала опасность военного нападения на страны социализма и когда техника вообще и военная техника в частности не получили еще такого гигантского развития, как в настоящее время.
        Исторически дело сложилось, однако, так, что мы в нашей стране, построив социализм, вступили в полосу завершения построения социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму, в то время как капиталистическое окружение продолжает еще существовать и представляет реальную угрозу для нашей страны. Опыт более чем двадцатилетнего существования и развития социалистического государства в обстановке непрерывной борьбы с капиталистическим окружением, а также развитие и усложнение военной техники за последнее десятилетие показали, что формула Энгельса устарела и нуждалась в пересмотре.
        Эту задачу на основе обобщения нового исторического опыта выполнил товарищ Сталин. С изумительной глубиной товарищ Сталин обосновал необходимость постоянной армии, а следовательно, и государства на высшей фазе коммунизма, если к тому времени не будет ликвидировано капиталистическое окружение.
        Отвечая на вопрос, сохранится ли у нас армия и государство при коммунизме, товарищ Сталин говорил:
        "Да, сохранится, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных нападений извне, причем понятно, что формы нашего государства вновь будут изменены, сообразно с изменением внутренней и внешней обстановки.
        Нет, не сохранится и отомрет, если капиталистическое окружение будет ликвидировано, если оно будет заменено окружением социалистическим.
        Так обстоит дело с вопросом о социалистическом государстве" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 606).
        Вот почему, решая задачу постепенного перехода от социализма к коммунизму, партия ни на одну минуту не забывает о дальнейшем развитии и укреплении обороноспособности страны, о том, что осуществлять задачу перехода к коммунизму приходится в обстановке капиталистического окружения, в обстановке новой империалистической войны.
        Большевистская партия, руководимая Лениным и Сталиным, никогда, однако, не сводила вопрос о развитии и всемерном укреплении военной мощи социалистического государства лишь к проблеме обороны социализма (и коммунизма). Решая задачу обороны страны от нападения извне, вооруженные силы социалистического (и коммунистического) общества являются вместе с тем мощным орудием сохранения мира между народами, могучей опорой трудящихся всех стран в борьбе с капиталистическим рабством.
        Красная Армия резко отличается от всех армий капиталистических стран. Товарищ Сталин отметил три особенности нашей Красной Армии, которые делают ее в политическом отношении самой передовой армией в мире. В отличие от всех армий буржуазных государств, являющихся орудием национального угнетения и подавления трудящихся, армия социалистического государства является армией диктатуры рабочего класса, армией братства между народами страны, армией мировой социалистической революции.
        "Этим трем особенностям, - говорил товарищ Сталин, - обязана наша армия тем, что она знает, куда идет, - тем, что она состоит не из оловянных солдат, а из людей сознательных, понимающих, куда итти и за что биться.
        Но армия, знающая, за что она борется, непобедима, товарищи.
        Вот почему наша Красная Армия имеет все основания быть лучшей в мире армией".
        Политические отделы, созданные по инициативе Ленина и Сталина еще в годы гражданской войны, и институт военных комиссаров представляют собой костяк армии, ее цемент. Они сплачивают бойцов и командиров вокруг боевых задач, воспитывают их политически, закаляют их в борьбе с врагами родины.
        Массовый героизм и мужество, проявленные Красной Армией в годы гражданской войны, были результатом огромной воспитательной работы, проводимой в армии комиссарами, политработниками. Коммунисты были образцом героизма и отваги в боях с интервентами и белогвардейцами. Этот героизм преумножен в победоносных боях Красной Армии при защите границ МНР на реке Халхин-Гол, в блестящем решении великой исторической задачи по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии от панского гнета.
        С лозунгами "За Родину", "За Сталина" шли в бой победоносные полки Красной Армии и всегда побеждали. С именем великого Сталина, под непобедимым знаменем Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина Красная Армия в любой момент готова решить любую задачу!

Дальше: Сталин и большевистские комиссары в годы гражданской войны.