К оглавлению...
К ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА

К 15-летию работы тов. Сталина
          "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов"
          Батальонный комиссар А. Балмагия.

15 лет тому назад - 17 декабря 1924 года - вышло в свет замечательное произведение товарища Сталина "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов".
        Гениально обобщив всемирно-исторический опыт нашей партии в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции, товарищ Сталин дал яркий образец творческого подхода к марксизму-ленинизму. Он поднял на новую, высшую ступень стратегию и тактику большевизма, обогатил новым теоретическим вкладом марксистско-ленинскую теорию пролетарской революции.
        Эта работа, так же как и лекции товарища Сталина в Свердловском университете "Об основах ленинизма", имела огромное значение в деле идейного разгрома троцкизма и защиты ленинизма.
        Это было в период ожесточенной борьбы нашей партии против злейших врагов революции - троцкистов, лидеры которых во главе со своим бандитским атаманом Иудой-Троцким уже с первых дней Октябрьской революции состояли платными шпионами у иностранных разведок.
        Свое наступление против партии они начали еще во время болезни Ленина, когда партия встретилась с рядом трудностей восстановительного периода. Смерть вождя нашей партии и мирового пролетариата В.И. Ленина еще больше окрылила их. Сгруппировав вокруг себя все враждебные пролетарской революции элементы, они повели бешеные атаки против большевистской партии. Они стремились подменить ленинизм троцкизмом, навязать нашей партии троцкистскую идеологию.
        Смерть В.И. Ленина, горечь тяжелой утраты еще сильнее сплотили нашу партию вокруг его верного последователя, гениального продолжателя его великого дела - товарища Сталина. Рабочий класс СССР, демонстрируя свою преданность заветам Ленина и большевистской партии, послал в ее ряды своих лучших представителей. Сотни тысяч передовых, беззаветно преданных делу Ленина-Сталина сознательных рабочих пришли тогда в нашу партию.
        Такова та обстановка, в которой выступил товарищ Сталин со своим блестящим произведением "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов", где он разгромил троцкистских фальсификаторов и дал подлинную историю Октября.
        Товарищ Сталин ярко и убедительно показал, как вся практическая революционная деятельность большевиков в период подготовки, организации и проведения Октябрьской социалистической революции являла собой блестящий образец мастерского применения на практике ленинской теории пролетарской революции. Только благодаря тому, что руководящие большевистские кадры овладели теорией марксизма-ленинизма и научились применять ее в различных условиях классовой борьбы пролетариата, нашей партии удалось организовать и возглавить победоносную социалистическую революцию.
        Неуклонно следуя требованиям марксистской диалектики, наша партия всегда строила свою тактику, определяла формы, средства и способы своей борьбы на основе марксистского анализа той конкретной исторической обстановки, которая складывалась на том или ином этапе развития классовой борьбы пролетариата, на основе изучения соотношения классовых сил.
        Именно поэтому товарищ Сталин начинает свою работу с характеристики той чрезвычайно оригинальной и своеобразной обстановки, которая сложилась в России в 1917 году и предопределила, обусловила собой линию поведения нашей партии в этот период.
        Какие же условия обеспечили рабочему классу победу в октябре 1917 года? Товарищ Сталин указывает здесь на три условия внешнего порядка, которые наша партия не могла не учитывать при определении своей тактики.
        Во-первых, это то, что в момент Октябрьского переворота империалистический мир представлял собой две сцепившиеся в смертельной схватке основные группы империалистических хищников, которые настолько были заняты борьбой, что им было не до того, что творится в России. Такое состояние внутри империалистического лагеря имело громадное значение для победы Октябрьской революции, так как "...оно дало ей возможность использовать жестокие столкновения внутри империализма для укрепления и организации своих сил".
        Во-вторых, это то, что к моменту Октябрьской революции трудящиеся массы как России, так и остальных воюющих стран, измученные бедствиями, которые им принесла ненавистная империалистическая бойня, стремились к миру. Единственный выход из войны они видели в пролетарской революции. Это обстоятельство создало Октябрьской революции "...массовое сочувствие как на Западе, среди рабочих, так и на Востоке, среди угнетенных народов".
        И, наконец, в-третьих, это то, что назревший в результате затянувшейся империалистической войны революционный кризис охватил страны как Запада, так и Востока, а это обеспечило нашей революции мощные резервы в ее борьбе с мировым империализмом за пределами нашей страны.
        Но наряду с этими внешними обстоятельствами были и внутренние причины, которые позволили нашей партии сравнительно легко начать пролетарскую революцию.
        Октябрьскую революцию активно поддерживало громадное большинство рабочих нашей страны, ее поддерживали крестьянская беднота и большинство солдат, которые истосковались по миру и земле.
        Октябрьскую революцию возглавляла закаленная в классовой борьбе, опытная, боевая, революционная партия большевиков, тесно связанная с широкими народными массами, способная организовать и повести трудящихся на победоносный штурм капитала.
        Противниками революции выступали более или менее слабая русская буржуазия, помещики, окончательно деморализованные крестьянскими "бунтами", и мелкобуржуазные соглашательские партии меньшевиков и эсеров, которые к этому времени совершенно потеряли влияние в массах трудящихся.
        Товарищ Сталин обращает также внимание и на такие обстоятельства, как громадная территориальная протяженность нашей страны, что давало возможность нашей революции маневрировать в борьбе с врагами, и, наконец, наши колоссальные природные богатства, которые обеспечивали Октябрьской революции достаточные материальные ресурсы (продовольствие, топливо, сырье), необходимые для борьбы с контрреволюцией и для укрепления пролетарской диктатуре.
        Во II главе своей работы, характеризуя две особенности нашей революции, товарищ Сталин разоблачает меньшевистское, враждебное большевизму существо троцкистской теории "перманентной революции" и конкретизирует ленинское учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата.
        Говоря о первой особенности Октябрьской революции, товарищ Сталин дает классическое определение природы новой пролетарской власти как диктатуры рабочего класса. Товарищ Сталин подчеркивает, что она "...есть классовый союз пролетариата и трудящихся масс крестьянства для свержения капитала, для окончательной победы социализма, при условии, что руководящей силой этого союза является пролетариат" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 81).
        Такова, как показывает товарищ Сталин, природа нашего, утвердившегося в результате Октябрьской революции, пролетарского государства, таковы характер и основы нашей пролетарской власти. Такова теория диктатуры рабочего класса, данная товарищем Лениным и блестяще претворенная в жизнь Октябрьской революцией. Это положение и является первой особенностью Октябрьской революции.
        Товарищ Сталин развивает вопрос о резервах и союзниках пролетариата в социалистической революции. Он показывает, что решающим в победе нашей революции было то, что рабочий класс завоевал на свою сторону трудящиеся массы города и деревни, главным образом, миллионные массы крестьянства. Из этого следует важнейший для мирового коммунистического движения вывод о том, что мировая революция не сможет победить без установления революционного союза рабочих передовых стран с угнетенными народами колониальных стран. Это, как указывает товарищ Сталин, и подтверждает, что учение Ленина о диктатуре пролетариата не является чисто "русской" теорией. "Большевизм есть образец тактики для всех" (Ленин).
        Разоблачая троцкизм, товарищ Сталин на ряде ярких фактов показывает ту величайшую пропасть, которая разделяет гениальные положения ленинского учения от предательской теории "перманентной революции". Троцкистская теория "перманентной революции" представляет собой не только недооценку революционных возможностей крестьянского движения, но и ведет к отрицанию ленинской теории диктатуры пролетариата. Это была попытка обречь рабочий класс на пассивность и поражение. "Перманентная революция" Троцкого есть разновидность меньшевизма.
        Товарищ Сталин опрокинул троцкистские измышления. Он наглядно показал, что внутри нашей страны имеются все возможности для построения социалистического общества, и этим самым влил бодрость в ряды трудящихся, вооружил их ясной революционной перспективой и уверенностью в победу социализма.
        Переходя ко второй особенности Октябрьской революции и ее характерным чертам, товарищ Сталин показывает, что "диктатура пролетариата утвердилась у нас, как результат победы социализма в одной стране". Он классически раскрывает и конкретизирует ленинский закон неравномерности экономического и политического развития капитализма в империалистическую эпоху и показывает на основе этого закона возможность и вероятность победы социализма в одной стране и невозможность ее победы одновременно во всех странах. Он показывает, что Октябрьская революция подтверждает правильность этого положения и является блестящим образцом практического претворения гениальных положений ленинской законченной теории пролетарской революции.
        Таким образом, сталинский анализ особенностей Октябрьской революции и обстановки, в которой она произошла, отчетливо вскрыл социалистическую сущность нашей революции, ее внутренний смысл и историческое значение. Этот анализ послужил основой, на которой базировались стратегия и тактика большевиков в период подготовки Октября. В III главе товарищ Сталин показывает некоторые особенности большевистской тактики в этот период.
        Товарищ Сталин указывает, что одним из важнейших условий, обеспечивших в 1917 году перерастание буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, явилась задача завоевания на сторону революции масс трудящихся, задача формирования массовой политической армии для октябрьских боев. Эту задачу большевики и осуществляли в ходе борьбы и столкновений классов.
        Товарищ Сталин показал, что политическая борьба тем и отличается от обычной войны, что здесь нет заранее подготовленной и оснащенной армии. Политическая армия формируется в самой борьбе, в самом ходе классовых боев. Исторические события, происходившие на протяжении всего периода от февраля до октября 1917 года - апрельская манифестация, июньская и июльская демонстрации, выборы в думы, борьба с корниловщиной, выборы Советов, - именно и явились той школой, в которой народные массы получали политическое воспитание и сплачивались вокруг большевиков. Наша партия неизменно возглавляла все стихийно возникавшие наступления революционных рабочих и солдат и оформляла их под большевистскими лозунгами. Во весь период подготовки Октября большевики ни с кем не делили руководства революционным движением. Вся подготовка Октября прошла под руководством одной большевистской партии. Это и обеспечило нам создание массовой политической армии, которая в октябре 1917 года совершила победоносный социалистический переворот.
        Таким образом, "...безраздельное руководство одной партии, партии коммунистов, как основной момент подготовки Октября, - такова характерная черта Октябрьской революции, такова первая особенность тактики большевиков в период подготовки Октября" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 94).
        Характеризуя вторую особенность большевистской тактики в период подготовки Октября, которая обеспечила его победу, товарищ Сталин гениально развивает, обогащает науку о руководстве борьбой пролетариата - большевистскую стратегию и тактику.
        Здесь товарищ Сталин классически формулирует основное стратегическое правило большевизма, которое заключается в признании того, что:
        "1) наиболее опасной социальной опорой врагов революции в период приближающейся революционной развязки являются соглашательские партии;
        2) свергнуть врага (царизм или буржуазию) невозможно без изоляции этих партий;
        3) главные стрелы в период подготовки революции должны быть, ввиду этого, направлены на изоляцию этих партий, на отрыв от них широких масс трудящихся" (там же, стр. 94).
        Целью пролетарской революции являлось свержение господства империалистической буржуазии, а наиболее опасной социальной опорой буржуазии являлись мелкобуржуазные соглашательские партии меньшевиков и эсеров, которые пытались свести революцию к сделке с буржуазией.
        Необходимо было высвободить из-под влияния этих соглашательских партий трудящиеся массы и главным образом многомиллионное крестьянство и сплотить его вокруг рабочего класса и его большевистской партии.
        Эта работа обеспечила политическое воспитание и высвобождение народных масс из-под влияния соглашателей. Это обеспечило большевикам создание революционного союза рабочих и крестьян под руководством пролетариата для свержения капитализма и установления диктатуры рабочего класса.
        Таким образом, единственно правильной и революционной политикой в тот период была политика изоляции мелкобуржуазных соглашательских партий, "изоляция партий меньшевиков и эсеров, как основная линия руководства делом подготовки Октября, - такова вторая особенность тактики большевиков" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 96).
        Переходя к характеристике третьей особенности большевистской тактики в этот период, товарищ Сталин показывает, какими путями была осуществлена большевистская линия на изоляцию соглашательских партий.
        Правильно намечаемые задачи, правильно и вовремя выдвинутые лозунги всегда обеспечивали нашей партии победу в ее борьбе. Таким верным большевистским лозунгом, под которым большевики осуществляли изоляцию соглашателей, был лозунг "Вся власть Советам". Советы стали именно тем рычагом, который облегчил дело политического воспитания рабочих и беднейшего крестьянства, дело их организации и сплочения для решительной схватки с капиталом.
        Революционное движение масс за власть Советов, борьба рабочих, солдат и крестьян за превращение Советов из органов воспитания и организации трудящихся в органы вооруженного восстания, в органы государственной власти означали массовый переход народа на сторону большевиков, означали полную изоляцию меньшевиков и эсеров.
        Большевистская тактика превращения Советов в органы государственной власти обеспечила отрыв миллионов трудящихся от империализма, обеспечила полное банкротство соглашательских партий и подвела массы к диктатуре пролетариата.
        Таким образом, "политика превращения Советов в органы государственной власти, как важнейшее условие изоляции соглашательских партий и победы диктатуры пролетариата, - такова третья особенность тактики большевиков в период подготовки Октября" (там же, стр. 98). Характеризуя четвертую особенность большевистской тактики в период подготовки к Октябрю, товарищ Сталин показывает, как и почему большевистские лозунги приобретали колоссальную организационную силу, становились лозунгами всего народа, лозунгами, подымающими миллионы на беззаветную борьбу за победу революции.
        Марксизм-ленинизм учит, что недостаточно выдвинуть правильный лозунг, необходимо еще, чтобы этот лозунг был поддержан массами, чтобы он был им понятен и близок. Необходимо так формулировать свои задачи, выдвигать такие лозунги, чтобы они облегчали и обеспечивали подвод масс на революционные позиции.
        Но нельзя здесь обойтись одними лишь средствами пропаганды и агитации, здесь необходим еще собственный политический опыт масс, необходимо, чтобы сами массы смогли убедиться в правильности этих лозунгов на своем собственном политическом опыте, чтобы массы в огне революционной борьбы ощутили, проверили, распознали правильность партийной политики.
        На практическом примере отношения большевиков к Учредительному собранию в 1917 году товарищ Сталин показывает существо и значение большевистской тактики.
        В.И. Ленин еще в "Апрельских тезисах" писал, что парламентарная республика была бы шагом назад по отношению к республике Советов. Большевики были несомненными сторонниками советской власти. Однако они предъявили Временному правительству требование немедленного созыва Учредительного собрания. Большевики приняли активное участие в выборах Учредительного собрания; больше того, уже после установления советской власти они созвали его.
        Такая тактика нашей партии объясняется тем, что идея Учредительного собрания была популярна в широких народных массах. В массах жило мнение, что Учредительное собрание может еще разрешить какие-то насущные вопросы их жизни. Чтобы развенчать, дискредитировать эту идею в народе, чтобы массы на собственном политическом опыте убедились в контрреволюционности учредилки и необходимости разогнать ее, большевики считали необходимым показать это учреждение трудящимся во всей его неприкрытой наготе Большевики подвели массы к стенам Учредительного собрания и помогли им воочию убедиться, что это Учредительное собрание не может и не хочет удовлетворить всех их требований - о земле, мире, советской власти.
        Таким образом, "уменье убеждать массы на своем собственном опыте в правильности партийных лозунгов путем подвода этих масс к революционным позициям, как важнейшее условие завоевания на сторону партии миллионов трудящихся, - такова четвертая особенность тактики большевиков в период подготовки Октября" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 101)
        Таковы особенности большевистской тактики, которые обеспечили пролетариату нашей страны освобождение от капиталистического гнета и установление диктатуры рабочего класса.
        В последней, IV главе своей работы товарищ Сталин формулирует великие идеи пролетарского революционного интернационализма, показывает интернациональную природу и колоссальную роль социалистической революции в нашей стране для развития мировой социалистической революции.
        Товарищ Сталин гениально определяет пути дальнейшего развития нашей социалистической революции. Победивший в нашей стране социализм является не самоцелью, а подспорьем и могучим средством для ускорения победы пролетариата в других странах. Октябрьская революция, являясь началом, первым этапом мировой социалистической революции, представляет собой вместе с тем могучую базу ее дальнейшего развертывания.
        "Если верно положение, что окончательная победа социализма в первой освободившейся стране невозможна без общих усилий пролетариев нескольких стран, то столь же верно и то, что мировая революция будет развертываться тем скорее и основательнее, чем действительнее будет помощь первой социалистической страны рабочим и трудящимся массам всех остальных стран" (там же, стр. 104).
        Работа товарища Сталина "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов" имеет громадное историческое значение. Об этом и вообще о значении теоретических выступлений товарища Сталина в 1924 году товарищ Каганович говорил: "...Особенно велика заслуга товарища Сталина в отстаивании теоретических принципиальных позиций ленинизма после смерти Ленина, когда давнишний противник Ленина - Троцкий... обнаглел и атаковал партию по основным вопросам теории и политики... Нужны были железная воля, выдержка, а самое главное - глубокое теоретическое понимание ленинизма, уверенность в своей правоте, чтобы решительно бороться и отбить эти атаки врагов ленинизма".
        Работа товарища Сталина "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов" и теперь зовет трудящихся нашей социалистической родины к новым успехам в деле перехода от социализма к коммунизму.
        Это замечательное произведение вооружает наши братские компартии стратегией и тактикой большевизма, учит коммунистов капиталистических стран, как нужно завоевывать широкие массы трудящихся, как нужно готовить пролетариат и его резервы к решающим схваткам за победу пролетарской диктатуры.

Дальше: Образ сталина в народной поэзии.