Много веков назад человечество, вдохновленное первыми успехами своей трудовой деятельности, создало великий героический эпос. В художественном воображении народа тогда возникли типы героев и богатырей, наделенные всей мощью коллективной психики, воплотившие все чаяния и ожидания той исторической поры, когда народ станет хозяином своей судьбы и могуче развернет свой творческий гений. Прометей, Геркулес, Антей - великие мифы древней Греции; Илья Муромец, Святогор и другие - богатыри русских былин; Давид Сасунский, Мгер младший - из армянского эпоса; Джангар - из калмыцкого эпоса; Утеген - сказочный герой казахского народа; Сосруко - Геркулес кабардинского народа - во всех этих эпических типах, созданных народной поэзией, воплощены лучшие черты трудового человечества. Образы этих героев не исчезли из народной памяти, не затуманились, не стерлись. В нашу эпоху величайших героических подвигов советского народа они осветились новым и ярким светом социалистической действительности. Все, что ранее было перенесено в мечту, в художественный вымысел, в образы героев, как желаемое, как заветная народная дума, все это выступило теперь, как осуществленное в реальных, всеми ощущаемых фактах. Сама действительность - повседневная жизнь народа стала героической и поэтической. Она стала почвой для возрождения народного эпоса. И народный эпос советской эпохи вписал новые имена народных героев, совершивших великие военные и трудовые подвиги во славу родины, и поставил имена этих богатырей рядом с именами героических типов народной поэзии прошлого. Но в отличие от типов народной поэзии прошлого, являвшихся созданиями вымысла, мечты, типы, созданные советской народной поэзией, являются в то же время живыми, конкретными историческими личностями. Эти герои не выдуманы. Они существуют в жизни. Они рождены народом в огне Октябрьской революции, в боях с интервентами, в борьбе с врагами народа, в социалистическом строительстве. Любимые герои советского народа Чапаев, Щорс, Амангельды, великие полководцы и вожди Ворошилов, Буденный, Киров, Серго Орджоникидзе стали постоянными образами народной поэзии. И эта могучая плеяда богатырей окружает великих вождей народа, его учителей, основателей социалистического государства, создателей народного счастья, воспитателей героического народа - Ленина и Сталина. Ленин и Сталин не только центральные образы народной поэзии - они душа народной поэзии, ее песня песней. Ленин и Сталин - живое олицетворение духа народа, его характера, помыслов и деяний. В них люди из народа видят себя, свою историю, свою судьбу. Ленин и Сталин в народной поэзии - это образы такой мощи и полноты содержания, что они вбирают в себя все сущее в мире, все, чем живет народ. Сквозь эти образы просвечивается весь мир. Все лучшее, что создано советской народной поэзией, обращено к Ленину и Сталину, освещено этими великими образами, живет ими. В народной поэзии Сталин выступает как великий продолжатель дела Ленина. Сталин - это Ленин сегодня, таким видит его весь советский народ, "Океан да с океаном - братья кровные.
поется в русской народной песне.
"Мы в Сталине видим твои черты,
В произведениях народной поэзии о гражданской войне Сталин везде дан рядом с Лениным, как его ближайший друг, надежнейшая опора, его верная рука. Там, где решается судьба родины, где грозит самая страшная опасность для революции, где нужно было победить во что бы то ни стало, туда Ленин направлял Сталина.
"Ленин услышал, -
"Сталин отважный, солнечно-ясный,
Со своими войсками Сталин подошел к Царицыну "и стал врагу поперек". Далее в поэме, в традиционных тонах эпической былины, изображается жестокая сеча, в которой вместе со Сталиным, под его руководством, бьются с врагами народные богатыри: Ворошилов, Буденный с силой Конной, Фрунзе грозный, Чапаев молниекрылый, Киров отважный, Серго - твердокаменный исполин, Щорс - бесстрашный воин.
"И сильно Ленин обрадовался,
Так воссоздается в поэме образ Сталина времен гражданской войны. Поэма завершается обетом Сталина "Высоко держать и победно нести великое знамя - Ленинизм".
"...В Москве, С особенной поэтической силой клятва Сталина воспета в украинской народной песне "Два сокола". Песня заканчивается словами: "И сдержал он клятву,
И народ сложил тысячи песен, в которых Сталин выступает как создатель, творец народного счастья. "- Кто дал удмуртам счастье,
- Спрашивает внук у деда. И дед ему отвечает: "Сталин принес нам счастье,
Такие песни сложили все советские народы. И везде в этих песнях Сталин предстает как образ осуществленного счастья, расцветшей природы, счастливых, радостных людей и могучей, непобедимой родины.
"Как в колхозе мы живем,
И украинский колхозник, глядя на землю своей цветущей родины, поет о Сталине. "Дал он в руки счастье,
И азербайджанка Джамалиева, оглядываясь на себя и на счастливых своих подруг, обращается к образу Сталина:
"Я вижу: идет по земле караван,
Их ведет великий Сталин. "Он гений и житель народной души,
1) Кош-басши - водитель каравана. 2) Джайляу - место летнего кочевья. В народной поэзии образ Сталина предстает как могучий образ созидания, творчества жизни. Этот образ отражен и в песнях народов о Сталинской Конституции. Творец Конституции воспевается в них как творец нового закона жизни - закона счастья. "Закон, по которому радость приходит,
Образ Сталина всеобъемлющ, - он охватывает собой все стороны жизни советских людей, все достижения нашей родины. На всем виден отпечаток сталинского гения, его мудрой заботы о счастье народа, о благе и мощи советской родины.
"По-иному светит нам
- поют украинские колхозники.
"День за днем я в трудных поисках хожу,
Чтобы ярче выделить образ Сталина, показать его мудрость, силу, величие, народ сравнивает Сталина со всем самым мощным и прекрасным, что есть в природе.
"То не звезды вышли в небо,
Крымские татары сравнивают его образ с морем. В песне таджиков Сталин предстает в образе орла, "у которого есть миллионы верных и смелых орлят..."
"Не мог тебя я и с солнцем сравнить,
Эти возвышенные сравнения, в которых народная поэзия стремится выразить могучие черты великого Сталина, не затемняют реальных и живых черт сталинского облика. Сталин предстает в народных песнях мудрым учителем, воспитателем народа, родным отцом всех трудящихся.
"Глядит - правит страной заботливо
Сталин - это простой советский человек. И эту великую черту вождя народов - его гуманизм, его человечную близость всем простым людям, это величайшее соединение качеств народного вождя и человека из народа просто и ясно выразил в одной из песен Джамбул: "Вчера я рядом с тем сидел,
Образ Сталина овеян всенародной любовью. Самые глубокие, самые сильные чувства любви, преданности, верности обращены к Сталину. Как живая кровь, чувство любви согревает все произведения народной поэзии о Сталине. Но, кроме того, народом создан ряд произведений, содержание которых целиком сосредотачивается на выражении народного отношения к Сталину.
"Жизнь твоя драгоценна!
- поется в кабардинской здравице. "Пусть сладостны будут хлеб его, соль и вода", - поется в татарской песне.
"Над Кремлем звезда сияет.
В Белоруссии поется популярная замечательная песня "Проводы" о том, как "В гости к Сталину Аксинью провожали".
"Не печаль меня, подружка,.
В колыбельных песнях матери поют детям о Сталине. Мордовка поет, качая сына на своих руках: "...Сталин будет первым словом на твоих губах",
"Отличишься на работе
Так образ Сталина пронизывает всю народную поэзию, и везде, где этот образ выступает, он окрашивается живым чувством любви и преданности народа своему великому вождю.
"Идут за тобой
Образ Сталина в народной поэзии выступает как образ народного вождя, в котором исчерпывающе выразился всенародный характер, исторический гений народа. В Сталине проявляют себя типические черты всего народа. Жизнеощущение, судьба, интересы многомиллионных народов Советского Союза с классической полнотой и эпической силой воплотились в индивидуальном облике Сталина.
"Тогда произношу я "Сталин",
Дальше: За большевистское воспитание красноармейцев и младших командиров. |