К оглавлению...

За большевистское воспитание
          красноармейцев и младших командиров
          Полковой комиссар В. Веселов.

Сила Рабоче-Крестьянской Красной Армии прежде всего в ее людях, верных патриотах социалистической Родины, готовых по первому зову нашей партии и правительства выполнить с оружием в руках свой священный долг перед Родиной.
        Поэтому "Воспитание пламенного патриота Социалистической Родины, - говорится в директиве Политуправления РККА, - беспредельно преданного партии Ленина-Сталина и Советскому Правительству, отличного специалиста своего дела, политически грамотного и культурного, готового в любую минуту умело, с достоинством и честью защищать с оружием в руках нашу великую Родину - главная задача в воспитании красноармейца и младшего командира".
        Политическое воспитание красноармейцев - первейшая обязанность всего начальствующего состава, каждой партийной и комсомольской организации. Для решения задач большевистского воспитания бойцов нужно использовать все формы и методы политико-воспитательной работы: политические занятия, печать, социалистическое соревнование, лекции, доклады, беседы, политинформации и т.д. Директива Политического управления предупреждает всех политработников от прошлых ошибок, когда вся воспитательная работа сводилась только к политзанятиям. "Недостаток многих партийно-политических работников, - указывает директива, - заключается в том, что они сводят все политическое воспитание бойца только к политучебе, не понимая того, что политическое воспитание шире, чем только политучеба, а политические занятия - только важнейшая часть всей политико-воспитательной работы".
        Политорганы, комиссары, партийные организации получили подробную программу политико-воспитательной работы, направленную против элементов казенщины, схоластики и политической бесхребетности.
        Политико-воспитательная работа должна быть гибкой, целеустремленной, конкретной, политически заостренной, отображающей специфику особенностей каждого рода войск; она должна исходить из жизни и задач части. Этого можно достичь только тогда, когда воспитанием бойца будет повседневно заниматься весь начальствующий состав.
        Особенно большие и почетные задачи в воспитательной работе возлагаются на политруков, комиссаров, групповодов политзанятий и на партийные организации. Политрук подразделения - центральная фигура во всей политико-воспитательной работе с красноармейцами. Он непосредственный политический воспитатель бойцов. Комиссар части должен не только руководить всей политико-воспитательной работой, но и сам принимать в ней активное участие. Полноценным руководителем части, соединения может быть только тот комиссар, командир и политработник, который повседневно воспитывает бойцов. Главная задача партийной организации состоит в том, чтобы коммунисты и комсомольцы стали на деле большевистскими агитаторами, своим личным примером воспитывали красноармейцев и младших командиров.
        Необходимо решительно искоренить взгляд на групповода только как на преподавателя. Групповод политзанятий должен не только учить, но прежде всего воспитывать красноармейцев и младших командиров.
        Директива Политуправления РККА, определив политзанятия как одну из важнейших форм воспитания бойцов, требует конкретного и оперативного руководства политическими занятиями со стороны политорганов, комиссаров, командиров и партийных организаций и вносит ряд новых моментов в систему политической учебы красноармейцев и младших командиров.
        Красноармейцы третьего года службы и младшие командиры будут изучать "Краткий курс истории ВКП(б)". Здесь огромная роль принадлежит групповодам политических занятий. К их подбору, подготовке и работе с ними нужно отнестись со всей серьезностью, выделяя на эту почетную работу только тех, кто действительною может справиться с этими задачами.
        По директиве Политуправления РККА центр тяжести переносится на самостоятельную работу красноармейцев и младших командиров и на беседу. Чтобы выполнить указания Политуправления РККА, от групповодов потребуется много работы, тщательной и продуманной подготовки к каждому занятию. Сокращение времени на рассказ требует так организовать работу семинара групповодов, чтобы групповоды получали не "накачку", а исчерпывающие указания по организации и методике рассказа.
        Директива Политуправления РККА определяет порядок проведения самостоятельного чтения и подчеркивает, что "самостоятельное чтение проводится обязательно под руководством групповода и его заместителя".
        Это кладет конец таким случаям, когда групповод во время самостоятельного чтения бросал группу на произвол судьбы, уходя с занятий, или был на занятиях, но не руководил самостоятельным чтением.
        При недостатке учебников и пособий каждый групповод должен так организовать работу, так расставить силы, чтобы правильно использовать своего заместителя и отличников политической подготовки - красноармейцев, курсантов и младших командиров. Опыт такой работы уже есть в каждой части, и его нужно полностью использовать.
        В прошлом были случаи, когда на красноармейца или младшего командира, допустившего ошибку при выступлении на беседе, действовали окриком, вместо терпеливого разъяснения прибегали к "проработке". При этих условиях красноармеец не мог поделиться своими сомнениями, не мог разрешить неясного вопроса, носил их в себе или сам доискивался решения. Директива кладет конец таким методам "воспитания".
        Как и в прошлом году, директива обязывает военкомов, инструкторов пропаганды, секретарей партбюро и инструкторов политотделов по пропаганде проводить показательные занятия. Учить групповодов личным примером и показом - такова задача. В прошлом отдельные комиссары и секретари партбюро нарушали это указание, а политотделы, иногда и пуокры, либеральничали, вместо того чтобы заставить выполнять указания Политуправления РККА. Нужно покончить с элементами распущенности и безответственностью и привлекать к дисциплинарной и партийной ответственности всех, кто не только сам не выполняет требований Политуправления РККА, но и способствует этому своей мягкотелостью.
        Частая смена групповодов была одним из главнейших недостатков прошлого учебного года. В отдельных случаях в группе менялось по 7-8 групповодов за год. Иногда групповоды менялись даже без ведома комиссаров частей. Директива Политуправления РККА, запрещая смену групповодов без уважительных причин, указывает и путь к осуществлению этого требования. Каждая смена групповода должна отдаваться приказом по части. Задача политорганов, комиссаров и командиров - неуклонно выполнять это требование, наказывая тех, кто склонен менять групповодов по всякому поводу и без повода, принося этим огромный вред политическому воспитанию бойцов.
        В 1938-39 учебном году, вопреки указаниям Политуправления РККА, отдельные комиссары назначали руководителей семинаров групповодов политзанятий чуть ли не по очереди, не отдавая себе отчет в том, какой вред это наносит подготовке групповодов, а значит и качеству политзанятий. В итоге руководитель по-казенному относился к своему делу, не знал и не мог знать групповодов, а самый семинар превращался в "накачку".
        В этом учебном году состав руководителей семинаров должен утверждаться Комиссаром и начальником политотдела соединения и отдаваться приказом по соединению на весь учебный год. Это обязывает внимательно подобрать руководителей семинаров в начале учебного года. Новый порядок замены групповодов, утверждения руководителей семинаров обязывает командиров частей и соединений конкретнее руководить политучебой, вместе с комиссарами решать основные вопросы политического воспитания красноармейцев и младших командиров.
        Новый порядок проведения семинаров, установленный директивой Политуправления РККА на опыте ряда соединений в различных округах, ставит себе задачей повысить качество семинаров, обеспечить совершенствование методических и педагогических навыков групповодов. Одновременно он требует от руководителя семинара тщательной подготовки к занятию, а от групповодов - обязательной самостоятельной работы и подготовки до семинара. Без осуществления этих требований нельзя добиться такого проведения семинара, такого требует директива.
        Большинство недостатков и ошибок в системе политических занятий в прошлом году объясняется тем, что не все указания Политуправления РККА выполнялись пунктуально. Было много случаев, когда комиссары, инструкторы пропаганды, секретари партбюро "мудрили", придумывали "новое", вместо того чтобы внимательно изучить директиву Политуправления РККА и выполнять ее в практической работе.
        Задача комиссаров, начальников политорганов, всех партийно-политических работников - прежде всего самим внимательно изучить директиву, организовать ее изучение со всеми групповодами, коммунистами и комсомольцами, начальствующим составом, красноармейцами и младшими командирами. Внимательно изучив директиву, усвоив и уяснив каждое ее требование, комиссары, начальники политорганов и другие руководящие партийно-политические работники должны обеспечить неуклонное проведение ее в жизнь.

Конец: К оглавлению.