К оглавлению...

Нерушимый закон воина страны социализма
          Передовая статья.

Год тому назад указом от 3 января 1939 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил текст военной присяги. Одновременно было утверждено и положение о порядке ее принятия. В положении указывается, что военную присягу принимает каждый военнослужащий при поступлении в ряды Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск пограничной охраны.
        Новый текст военной присяги, установленный взамен текста торжественного обещания, разработан по инициативе товарища Сталина и находится в полном соответствии с Основным законом нашей страны - Сталинской Конституцией. Военная присяга вытекает из Конституции.
        Как и Сталинская Конституция, военная присяга отражает несокрушимое морально-политическое единство советского народа и его сплоченность вокруг партии Ленина-Сталина и советского правительства.
        В военной присяге каждый военнослужащий видит выражение своих чувств: безграничной любви к родине и постоянной готовности защищать Союз Советских Социалистических Республик.
        Указ Президиума Верховного Совета СССР о военной присяге вся Красная Армия встретила с огромным подъемом и воодушевлением. В мудрых словах присяги каждый воин страны социализма нашел яркое и вместе с тем простое, понятное каждому выражение тех высоких и благородных качеств, какими он должен обладать. Как прожектор освещает путь, так и слова военной присяги, этой великой клятвы на верность родине, еще шире и ярче осветили величие тех задач, какие стоят перед каждым бойцом, командиром, политработником, начальником.
        В тексте военной присяги каждый военнослужащий увидел краткий, но исчерпывающий кодекс своего поведения, законченное выражение морального облика воина социализма.
        Вот почему указ Президиума Верховного Совета СССР о тексте военной присяги явился могучим фактором дальнейшего сплочения Красной Армии вокруг партии Ленина-Сталина и советского правительства, еще более укрепил боевую мощь РККА и повысил идейно-политическую сознательность ее личного состава.
        Торжественное обещание принималось коллективно, в строю. Военная присяга принимается индивидуально и скрепляется личной подписью военнослужащего. Этот новый порядок принятия присяги с особой силой подчеркивает достоинство военнослужащего как гражданина и в большей степени говорит о его личной ответственности за свою клятву перед народом и родиной.
        Введение индивидуальной присяги является ярким свидетельством великой сплоченности советского народа. Только в стране, где народ глубоко предан своему правительству, а правительство опирается на народ, может быть введена такая присяга.
        Принимая военную присягу, военнослужащий дает клятву быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным, обязуется строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников, добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей советской родине и рабоче-крестьянскому правительству.
        Принимая военную присягу, военнослужащий заявляет о своей готовности выступить на защиту своей родины и защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
        23 февраля 1939 года, в день XXI годовщины наших вооруженных сил, военную присягу принял весь личный состав Красной Армии, Военно-Морского Флота и пограничной охраны. Военную присягу скрепил своей подписью каждый воин, начиная от Члена Главного Военного Совета товарища Сталина и народного комиссара обороны маршала Советского Союза товарища Ворошилова и кончая рядовым бойцом, стоящим на страже самых далеких рубежей нашей родины.
        После принятия военной присяги личным составом РККА, многие тысячи ее воинов на деле, кровью и жизнью доказали верность своей великой клятве.
        За образцовое выполнение боевых заданий, за геройство и доблесть, проявленные, при выполнении боевых заданий в 1939 году, тысячи бойцов, командиров и политработников награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 31 командиру РККА присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В тот же день орденами и медалями были награждены свыше 900 военнослужащих. 17 ноября Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза 39 командирам, политработникам, бойцам Красной Армии и наградил орденами 24 войсковые части и орденами и медалями 16 145 человек начальствующего состава и красноармейцев, членов семей начальствующего состава и работников госпиталей.
        В боях за социалистическую родину, за ее честь и благосостояние воины Красной Армии сражались так, как требует этого военная присяга.
        Командир отделения тов. Пономарев встретился с группой противника в составе 14 человек. Пономарев вступил с ними в бой. Пока были патроны, он стрелял, а когда патроны вышли, пустил в ход штык и заколол трех врагов. Затем тов. Пономарев схватил винтовку убитого им же врага и из нее продолжал расстреливать нападавших. Когда на помощь тов. Пономареву подоспели товарищи, они увидели десять трупов и четырех врагов, удиравших от раненого Пономарева.
        Тов. Пономарев, ныне Герой Советского Союза, показал, как надо с честью и доблестью выполнять военную присягу.
        Военная присяга звучит грозным предостережением всем врагам нашей родины. Выполняя свои священные обязательства, красные бойцы разгромят и развеют впрах любого врага.
        Военную присягу, этот непоколебимый закон каждого воина РККА, надо повседневно пропагандировать. Во многих частях этого еще нет. Некоторые политработники упускают из виду, что красноармейский состав в наших частях ежегодно меняется, а в ряды начальствующего состава вливается молодежь. Поэтому пропаганда военной присяги является всегда злободневным и необходимым делом. Директивы Политуправления РККА о направлении пропаганды и о воспитательной работе и политических занятиях с красноармейцами и младшими командирами в 1939/40 году дают четкие и ясные указания о том, как надо пропагандировать военную присягу.
        Пропагандируя военную присягу, надо воспитывать бойцов в духе советского патриотизма и любви к родине, в духе постоянной готовности выполнить любой приказ советского правительства и партии Ленина-Сталина. Каждый боец должен глубоко понять, что военную присягу нужно выполнять неуклонно, что ее нарушение, измена родине, является самым тяжким преступлением, которое советскими законами карается беспощадно Бегство с поля боя, сдача в плен живым - это предательство, нарушение военной присяги и измена родине.
        Пропагандируя военную присягу, надо внедрить в сознание каждого бойца, что боевой приказ есть закон, на выполнение которого надо направить все свои силы, не щадя самой жизни. У всех красноармейцев и младших командиров надо воспитывать те политические и моральные качества, о которых сказано в военной присяге и которые характеризуют облик воина страны социализма. Качества эти - отвага и героизм, честность и искренность, дисциплинированность и организованность, высокая культурность в учебе и в быту.
        Пропагандируя военную присягу, надо воспитывать бойцов в духе сохранения военной и государственной тайны и большевистской бдительности, как важнейшего условия победы над врагом.
        Пропагандируя военную присягу, надо воспитывать у бойцов любовь к своему командиру, комиссару и начальнику, непоколебимую веру в их авторитет, беспрекословное выполнение их приказов и распоряжений, воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи в бою.
        Пропагандируя военную присягу, каждый политработник, командир Красной Армии обязан показывать своим подчиненным пример высокого исполнения воинского долга, выполнения военной присяги. Для каждого начальника, руководителя должны стать постоянным руководством слова народного комиссара обороны товарища Ворошилова, сказанные им 23 февраля 1939 года после принятия военной присяги начальниками и военными комиссарами центральных управлений Наркомата обороны:
        "Я знаю, что всякий из вас в любой момент с радостью готов отдать вместе с кровью и самую жизнь за великое дело Ленина-Сталина, за свою Родину, за Народ, за свое Рабоче-Крестьянское Правительство.
        Но этого мало. От нас, руководителей и начальников Красной Армии, требуется гораздо больше. Мы обязаны уметь руководить порученным нам делом, честно, много, организованно работать для того, чтобы наша славная Красная Армия была всегда на высоте стоящих перед ней задач...
        Нужно работать, товарищи, так, чтобы великое историческое дело Ленина-Сталина благополучно и успешно развивалось под надежным щитом Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Оно так и будет. Залогом этому служит наша клятва, наша военная присяга".

Дальше: Военные вопросы в "Кратком курсе истории ВКП(б)".