К оглавлению...

Военные вопросы в "Кратком курсе истории ВКП(б)"
          Полковой комиссар И. Баканов.

Марксистско-ленинское учение о войнах, особенно о войнах в эпоху империализма, об отношении к ним большевистской партии, о тактике рабочего класса в этих войнах получило свое дальнейшее блестящее развитие в "Кратком курсе истории ВКП(б)". В III, VI, VII, VIII, XI и XII главах "Краткого курса" разработка военных вопросов конкретизирована и поднята на новую, более высокую ступень. Сделан глубокий марксистский анализ важнейших событий за последние годы и особенно второй империалистической войны, как войны за мировое господство, за новый передел мира и сфер влияния. Нанесен решительный удар извращениям ленинско-сталинского учения о характере войн в современный период и неправильному взгляду на большевиков, как на своего рода "пацифистов".
        Мы живем в эпоху величайших мировых войн и пролетарских революций, когда разница между фронтом и тылом все больше стирается, а война захватывает в свою орбиту все без исключения стороны общественной жизни (хозяйство, технику, науку, литературу и т.д.). Война затрагивает интересы всех классов и групп населения как воюющих, так и нейтральных стран. Это особенно ярко проявляется в нынешней войне: мировая торговля расстроена, доставка продуктов первой необходимости для населения объявлена английским империализмом контрабандой и задерживается, спекуляция в странах капитала растет, империалисты на этом наживаются, а трудящиеся массы разоряются и голодают.
        Народы всего мира не хотят империалистической войны. И чем тяжелее бремя милитаризма и войны для народных масс, тем больше их взоры обращаются к великому Советскому Союзу, славный пример которого указывает трудящимся всех стран единственно правильный путь для ликвидации войн - свержение капитализма и установление диктатуры рабочего класса.
        В VI главе "Краткого курса истории ВКП(б)" с особой силой подчеркнуто, что "...войны - неизбежный спутник капитализма. Грабеж чужих земель, завоевание и ограбление колоний, захват новых рынков не раз служили причиной завоевательных войн капиталистических государств. Война для капиталистических стран является таким же естественным и законным состоянием, как эксплуатация рабочего класса" (стр. 154).
        Следовательно, война в человеческом обществе есть исторически общественное, классовое явление. Она не отделима от капитализма. Не природа и биология, а частная собственность на средства производства и деление общества на классы эксплоататоров и эксплоатируемых являются источником и причиной всех и всяких войн. Лишь тогда, когда на всем земном шаре, а не только в одной стране, будет уничтожен капитализм и победит социализм, войны станут невозможными!
        В.И. Ленин в своих трудах неоднократно указывал, что войну нельзя рассматривать как простое нападение и нарушение мира, а потом восстановление этого мира.
        "Война есть продолжение политики иными средствами. Всякая война нераздельно связана с тем политическим строем, из которого она вытекает. Ту самую политику, которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед войной, неизбежно и неминуемо этот же самый класс продолжает во время войны, переменив только форму действия" (Ленин. Соч., т. XXX, стр. 333).
        В классовом обществе были и есть разные классы: рабы и рабовладельцы, крепостные и помещики, рабочие и капиталисты. Одни из этих классов - исторически прогрессивны, революционны, они защищают новые прогрессивные общественные отношения, несут обществу новую революционную власть, передовую культуру и т.д. Другие - исторически реакционные, они защищают старые, отжившие общественные отношения, задерживают рост производительных сил общества.
        Каждый из этих классов имеет свою особую, противоположную другому классу политику. Отсюда и войны, ведущиеся разными классами, бывают разные: войны справедливые, имеющие целью разрушить старые, отжившие порядки и установить новые общественные отношения, и войны несправедливые, имеющие целью укрепить позиции реакционных классов.
        Исходя из этого, в VI главе "Краткого курса истории ВКП(б)" сказано: "...война бывает двух родов:
        а) война справедливая, незахватническая, освободительная, имеющая целью либо защиту народа от внешнего нападения и попыток его порабощения, либо освобождение народа от рабства капитализма, либо, наконец, освобождение колоний и зависимых стран от гнета империалистов, и
        б) война несправедливая, захватническая, имеющая целью захват и порабощение чужих стран, чужих народов".
        Истинный характер войны содержится не в дипломатической ее истории, не в том, кто первый открыл военные действия, или где, на чьей территории в тот или другой момент стоят неприятельские войска, а в том, какая политика осуществляется в войне, какой класс и в каких целях ведет войну.
        "...если бы завтра, - писал Ленин в 1915 году, - Марокко объявило войну Франции, Индия - Англии, Персия или Китай - России и т.п., это были бы "справедливые", "оборонительные" войны, независимо от того, кто первый напал, и всякий социалист сочувствовал бы победе угнетаемых, зависимых, неполноправных государств против угнетательских, рабовладельческих, грабительских "великих" держав" (Соч., т. XVIII, стр. 194).
        Поэтому войну несправедливую ведет не тот, кто первый ее начал, а тот, кто является представителем реакции, контрреволюции, империализма против национально-освободительной борьбы, против пролетарской революции.
        В "Кратком курсе истории ВКП(б)", как и в трудах Ленина, беспощадно разоблачена буржуазная теория "зачинщиков войны", согласно которой несправедливую войну ведет тот, кто первый напал, а справедливую - тот, кто подвергся нападению. Путем разных подтасовок и дипломатических трюков буржуазные политики и их социал-демократические подпевалы "доказывали", что их страна подверглась нападению, поэтому она ведет войну справедливую, а противоположная сторона - несправедливую. Они изо всех сил стараются скрыть от масс правду, что причиной войн в современную эпоху является империализм, а виновниками этих войн - империалисты всех стран.
        История классового общества есть история несправедливых и справедливых войн.
        Войны несправедливые при рабовладельческом строе велись с целью грабежа богатств других народов, с целью приобретения новых рабов и подавления восстания последних. При феодальном строе несправедливые войны велись с целью захвата и грабежа новых земель, государств и народов, а также в интересах подавления крестьянских движений.
        Эпоха империализма характерна невиданными по масштабам варварскими империалистическими войнами за новый передел мира, за порабощение и уничтожение целых народов и стран.
        Одним из наиболее ярких примеров несправедливых войн была первая мировая империалистическая война (1914-1918 гг.). Она велась в интересах крупных империалистических хищников за мировое господство, за передел мира, рынков сбыта и сфер влияния.
        Буржуазия всеми силами и средствами старалась скрыть от народа истинный характер и цели империалистической войны. Она утверждала, что война ведется ради защиты своего народа. Социал-шовинисты "помогали буржуазии натравливать рабочих и крестьян воюющих государств друг на друга под флагом защиты отечества" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 156).
        Только партия большевиков, вооруженная марксистско-ленинской теорией, вскрыла грабительский характер войны и боролась за превращение империалистической войны в войну гражданскую, за поражение своего правительства в этой войне.
        Другим ярким примером несправедливой войны в настоящее время является вторая империалистическая война. В XI и XII главах "Краткого курса истории ВКП(б)" со сталинской глубиной и ясностью показаны причины, характер и особенности этой войны.
        Неравномерное экономическое и политическое развитие капитализма, экономический кризис 1929-1933 гг. и начавшийся в 1937 году новый экономический кризис до крайности обострили "противоречия между империалистическими государствами, между странами-победительницами и странами побежденными, между империалистическими государствами и колониальными и зависимыми странами, между рабочими и капиталистами, между крестьянами и помещиками" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 287).
        Из этих противоречий и возникла новая империалистическая война.
        В XII главе "Краткого курса" и особенно в историческом докладе товарища Сталина на XVIII съезде ВКП(б) полностью разоблачена гнусная политика англо-французских империалистов, стремившихся толкнуть Германию на войну с Советским Союзом. Планы поджигателей войны позорно провалились. Именно поэтому англо-французские и американские империалисты с таким бешенством и негодованием встретили договор о ненападении и договор о дружбе между СССР и Германией. Они не могут помириться с тем, что на смену подогреваемой ими вражде между Германией и Советским Союзом, пришло сближение и установление дружественных отношений.
        Правящие клики Англии и Франции, опасаясь за потерю своего мирового господства и колоний, под флагом борьбы с "гитлеризмом" начали войну против Германии с целью восстановить грабительские условия Версальского мира и ослабить Германию, которая усилилась за последнее время. Они ревностно выступают за дальнейшее разжигание войны, стремятся вовлечь в нее другие народы и страны и тем самым превратить данную войну в мировую бойню.
        Вот почему за последний период изменилось содержание таких понятий, как "агрессия", "агрессор" и т.д. Употребление этих слов в старом смысле, то-есть, как это было до установления дружественных отношений между СССР и Германией и до начала большой империалистической войны в Европе, в настоящее время уже является неправильным. Понятия "агрессия", "агрессор" сейчас получили новое конкретное содержание, приобрели новый смысл.
        Товарищ Молотов в своем докладе о внешней политике Советского Союза 31 октября 1939 года говорил:
        "Не трудно догадаться, что теперь мы не можем пользоваться этими понятиями в том же смысле, как, скажем, 3-4 месяца тому назад. Теперь, если говорить о великих державах Европы, Германия находится в положении государства, стремящегося к скорейшему окончанию войны и к миру, а Англия и Франция, вчера еще ратовавшие против агрессии, стоят за продолжение войны и против заключения, мира. Роли, как видите, меняются".
        Следовательно, английские и французские империалисты являются сейчас агрессорами, так как они хотят войны до победного конца, до осуществления своих империалистических целей. "Не за свободу народов воюют они, а за их порабощение. Не за спасение демократии от фашизма, а за торжество реакции. Не за прочный мир, а за новые империалистические, захваты, чреватые новыми войнами" (из воззвания Исполкома Коминтерна к XXII годовщине Великой социалистической революции).
        Исключительно подлую, предательскую позицию в этой войне занимают социалисты типа Блюма, Ситрина и др., которые выступают за войну до победного конца. Больше того, они помогают своим империалистическим реакционерам громить компартию и революционные профсоюзы, а также открыто призывают к войне против Советского Союза - отечества трудящихся всех стран.
        Для борьбы против империалистической войны, реакции и наступления капитала нужно боевое единство рабочих и трудящихся в каждой стране и во всем мире. Это единство возможно лишь под руководством коммунистов, в беспощадной борьбе против лидеров социал-демократии и других мелкобуржуазных партий, перешедших на службу к империалистам.
        Только партия большевиков и III Коммунистический Интернационал, верные великому учению Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, ведут действительную борьбу против реакции и войны. Эта борьба находит горячий отклик среди передовых и прогрессивных людей во всех странах.
        История также знает десятки и сотни справедливых, освободительных войн, которые велись в интересах народов, культуры, прогресса. Можно назвать такие войны, как разгром Наполеона русскими в отечественной войне 1812 года, американскую войну за независимость в 1776-1782 гг., итальянскую войну 1859 года против австрийского ига, войну абиссинского народа против итальянских захватчиков в 1898 и 1935 гг., войну испанского народа в 1936-1938 гг. и ряд других войн, которые были справедливыми, прогрессивными, ибо они помогали развитию человеческого общества.
        Другим видом справедливых войн являются войны за освобождение колоний и зависимых стран от гнета империализма.
        К числу самых мощных национально-революционных войн угнетенных и зависимых народов на современном этапе относится прежде всего война китайского народа против японского империализма. 450-миллионный китайский народ, сплотившийся в единый национальный фронт, стойко и решительно защищает свою свободу и политическую независимость.
        История классового общества есть история борьбы классов. Гражданские войны между эксплоататорами и экслоатируемыми идут через всю его историю. История рабовладельческого строя есть история войн рабов против рабовладельцев за свое освобождение. Эпоха крепостного права также полна восстаний и крестьянских войн против эксплоататоров-помещиков. История капиталистического способа производства является историей борьбы, восстаний и войн рабочего класса против буржуазии.
        Великая Октябрьская социалистическая революция явилась всемирно-историческим поворотным пунктом в истории развития человеческого общества. Это - величайшая справедливая война против капиталистического рабства.
        В 1916 году, в статье "Военная программа пролетарской революции", Ленин, указывая на невозможность в период империализма одновременной победы социализма во всех странах и возможность победы социализма в одной, отдельно взятой, капиталистической стране, писал: "Это должно вызвать не только трения, но и прямое стремление буржуазии других стран к разгрому победоносного пролетариата социалистического государства. В этих случаях война с нашей стороны была бы законной и справедливой. Это была бы война за социализм, за освобождение других народов от буржуазии" (Ленин. Соч., т. XIX, стр. 325).
        Такую законную и справедливую войну вели рабочие и крестьяне нашей страны под руководством партии Ленина-Сталина в 1918-1920 гг., отбиваясь от белогвардейцев и интервентов.
        В VIII главе "Краткого курса" говорится о том, что это была великая отечественная война "...против нашествия войск иностранной интервенции, против мятежей свергнутых революцией эксплуататорских классов" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 218).
        Красная Армия разбила наголову и выбросила за пределы нашей социалистической родины вооруженные до зубов полчища иностранных интервентов и белогвардейские армии русских помещиков и капиталистов. Эта героическая война являлась продолжением политики революции за дальнейшее упрочение Советского государства.
        В момент полного распада польского государства наше советское правительство протянуло руку помощи проживающим на территории Западной Украины и Западной Белоруссии единокровным братьям-украинцам и братьям-белоруссам. Борьба Красной Армии против польских помещиков и капиталистов за освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии являлась революционной, справедливой борьбой.
        "Красная Армия вступила в эти районы при всеобщем сочувствии украинского и белорусского населения, встречавшего наши войска, как своих освободителей от панского гнета, от гнета польских помещиков и капиталистов" (Молотов).
        СССР ведет политику мира. Нам чужда политика захвата чужих территорий и чужих стран. Но советский народ сумеет защитить свою родину от нападения врагов. И это будет самой справедливой, революционной войной в защиту всего передового человечества. Героические бои частей Красной Армии в районе озера Хасан и на монгольско-манчжурской границе явились хорошим уроком для поджигателей войны и ярким примером для всех друзей мира, как нужно бороться за мир. Но это только "цветики" . Если враги Советского Союза забудут этот урок и осмелятся напасть на нас, то они отведают настоящих "ягодок". Красная Армия всю силу своей техники, всю мощь своей организации, весь героизм своих бойцов, командиров, политработников обрушит на врага и уничтожит его на его же территории.
        "...Эта война будет самой опасной для буржуазии войной. Она будет самой опасной не только потому, что народы СССР будут драться на смерть за завоевания революции. Она будет самой опасной для буржуазии еще потому, что война будет происходить не только на фронтах, но и в тылу у противника. Буржуазия может не сомневаться, что многочисленные друзья рабочего класса СССР в Европе и Азии постараются ударить в тыл своим угнетателям, которые затеяли преступную войну против отечества рабочего класса всех стран... Едва ли можно сомневаться, что вторая война против СССР приведет к полному поражению нападающих, к революции в ряде стран Европы и Азии и разгрому буржуазно-помещичьих правительств этих стран" (Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 433).
        "Коммунисты - не пацифисты, они не против всяких войн. Коммунисты являются защитниками рабочего класса и всех угнетенных масс, а поэтому они не могут быть противниками революционных, национально-освободительных, справедливых войн, целью которых является освобождение народа от рабства капитализма, освобождение колоний и зависимых стран от гнета империализма, защита народа от внешнего нападения и попыток его порабощения. Для уничтожения войн надо уничтожить капитализм, а капитализм уничтожить без революционных войн нельзя. Коммунисты, рабочий класс, угнетенные массы, ведя классовую борьбу против реакционной политики помещиков и буржуазии, борясь против политики угнетения своего народа и народов других стран, не могут не бороться против реакционных империалистических войн.
        Буржуазные пацифисты, проповедуя мир, старались и стараются внедрить в сознание народных масс мысль о возможности мира и мирного развития на базе капитализма, без свержения буржуазии. Коммунисты, разоблачая буржуазных пацифистов, указывали и указывают, что нельзя уничтожить войны без уничтожения классов. "Большевики стояли за активную революционную борьбу за мир вплоть до свержения власти воинствующей империалистической буржуазии" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 160).
        Реакционные, отживающие классы никогда не уходят добровольно с исторической сцены, их можно свергнуть только силой. Исходя из этого, большевики всегда признавали и признают прогрессивную роль революционного насилия, признают законность, прогрессивность и необходимость гражданских войн.
        Но для того, чтобы угнетенные классы могли вести успешно борьбу со своими угнетателями, они должны быть вооружены. Такой вооруженной силой в современных условиях является армия.
        Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин учат пролетариат вести постоянную, активную борьбу за вооружение рабочего класса и угнетенных масс и за обезоружение эксплоататорских, угнетающих классов. Работа большевиков в царской армии по разложению последней является образцом борьбы для коммунистов всех стран по разложению империалистических армий.
        "Нашим лозунгом, - писал Ленин в 1915 году, - должно быть: вооружение пролетариата для того, чтобы победить, экспроприировать и обезоружить буржуазию" (Ленин. Соч., т. XIX, стр. 326). Народы Советского Союза, проводя политику мира, заключая пакты о дружбе и взаимопомощи, вместе с тем непрерывно заботятся об укреплении боевой мощи вооруженных сил страны социализма.
        "Краткий курс истории ВКП(б)" дает единственно научное ленинско-сталинское толкование вопроса о войнах справедливых и несправедливых и об отношении к этим войнам большевиков.
        Глубокое изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" вооружает каждого партийного и непартийного большевика могучим оружием в борьбе за мир против провокаторов войны, за победу социализма во всем мире.

Дальше: Героические традиции Красной Армии.