К оглавлению...

Героические традиции Красной Армии
          Комдив А. Яновский.

В капиталистических странах, когда героизма нет - его выдумывают, если героев нет - их создают. Буржуазия вынуждена "делать" героев потому, что подлинный героизм давно похоронен в буржуазном обществе. Не то в нашей Советской стране. Коммунизм и героизм связаны неразрывными узами. Борьба за коммунизм есть героическая борьба. Героическое не может быть сегодня истинно героическим, если не служит делу коммунизма, делу народа. Что может быть выше и благороднее в жизни, чем борьба во имя освобождения всего трудящегося человечества от капиталистического ига? Великие и мудрые вожди пролетариата Ленин и Сталин, воспитывая массы в духе революционного героизма, своей преданностью и беззаветной борьбой за освобождение трудящихся показали великие образцы подлинного пролетарского героизма.
        О героизме, взращенном партией большевиков, о героическом, беззаветном служении народу замечательно сказал товарищ Сталин в своем ответе на приветствия, присланные в день его пятидесятилетия:
        "Ваши поздравления и приветствия отношу на счет великой партии рабочего класса, родившей и воспитавшей меня по образу своему и подобию...
        Можете не сомневаться, товарищи, что я готов и впредь отдать делу рабочего класса, делу пролетарской революции и мирового коммунизма все свои силы, все свои способности и, если понадобится, всю свою кровь, каплю за каплей" ("Правда" от 22 декабря 1929 года).
        Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху народного героизма. Еще в суровые дни 1919 года В.И. Ленин, обращаясь к красноармейцам, говорил: "Для тех, кто отправляется на фронт, как представители рабочих и крестьян, выбора быть не может. Их лозунг должен быть - смерть или победа" (Ленин. Соч., т. XXIV, стр. 499).
        Смерть или победа! С этим лозунгом плохо вооруженные, плохо одетые и обутые бойцы Красной Армии бросались на врага, отлично вооруженного, и, руководимые своими боевыми командирами, своими большевистскими комиссарами, побеждали. В борьбе с озверевшими полчищами белогвардейцев и интервентов бойцы Красной Армии не знали ни страха, ни колебания: они сражались стойко, отважно и самоотверженно, проявляя массовый героизм, совершая подвиги, каких не знал мир.
        Вот яркий пример. В сентябре 1920 года, после ликвидации десанта белых на Кубани, 9 стрелковая дивизия расположилась на отдых. Но отдыхать не пришлось. Угроза Донецкому бассейну со стороны белогвардейских полчищ вынудила высшее командование перебросить 9 дивизию с Кавказского фронта на Южный. Эшелон за эшелоном, днем и ночью шли части дивизии на защиту Донбасса, 28 сентября дивизия сосредоточилась в западной части Донбасса, в районе Гришина-Волноваха, а 29-го перешла в наступление. Белые, поставившие себе задачей овладеть Донбассом, встретили силу, угрожающую свести на-нет одержанные ими успехи. Отсюда понятна та ожесточенность, с которой белые набросились на 9 дивизию. Первый тяжелый удар обрушился на 78 стрелковый полк. В течение двух дней кавалерия противника при поддержке танков вела ожесточенные атаки. 78 полк отразил все атаки, и белые с потерями откатывались на юг.
        Через два дня полчища белых при поддержке танков и авиации обрушились на малочисленный 77 стрелковый полк, стараясь окружить его и выйти в тыл 9 дивизии. Отбить противника полку было не под силу, отступить - значит открыть врагу дорогу к Донецкому бассейну. Командование и партийная организация 77 полка, сознавая великую и ответственную задачу во что бы то ни стало отстоять Донбасс, под грохот пушек провели огромную политическую работу. В результате 77 полк объявил себя ударным. Весь полк до единого красноармейца решил "умереть, но сдержать натиск врага".
        До позднего .вечера длился ожесточенный бой неравных по численности сторон, и 77 полк, хотя и понес большие потери, своих позиций не сдал.
        На другой день с рассветом 9 стрелковая дивизия стремительным движением вперед атаковала белогвардейские полчища. Белые открыли сильный огонь. Но атака ни на минуту не прерывалась; передние цепи скашивались огнем противника, за ними шли следующие. Никто не думал о смерти, все, как один, стремились отстоять Донбасс, стремились вперед, к победе.
        Вот ротный библиотекарь, будучи смертельно ранен пулей, подозвал к себе красноармейца и сказал: "Возьми... сумку с газетами... передай Токмакову..." С этими словами он умер.
        Вот группа пехотинцев столкнулась с группой офицеров. Два красноармейца убиты, но это не останавливает остальных, они вступают в смертельную рукопашную схватку с офицерами; раненый красноармеец падает рядом с раненым офицером; раненый красноармеец ползет к офицеру и дерется с ним до потери сознания. Так могут драться только классово сознательные бойцы со своим непримиримым врагом, посягнувшим на их революционные завоевания; так могут драться только истинные патриоты, любящие свою родину.
        Командующий Южным фронтом Михаил Васильевич Фрунзе отметил героическую борьбу 9 дивизии за Донбасс следующим приказом:
        "На долю войск 9 стрелковой дивизии выпала ответственная задача прикрыть своей грудью подвергнувшийся угрозе разрушения врагами Донецкий бассейн - этот источник света и тепла для всей страны. Полки дивизии, выдержав ряд ожесточенных боев с бешено рвавшимся вперед противником и не взирая на крупные потери, свою задачу доблестно выполнили. Рабоче-крестьянская Россия может гордиться такими своими защитниками; пока в рядах Красной Армии будут такие героические полки, как 77-й, легший костьми на поле брани, ни пяди не уступивший врагу, - она будет непобедима. Именем социалистического отечества объявляю благодарность всем красноармейцам, командирам и комиссарам. Слава 9-й стрелковой дивизии, вечная память погибшим героям, вечная слава живым" (Центр. архив РККА, фонд 198, дело 290).
        Много доблести и массового героизма было проявлено Красной Армией на всех фронтах гражданской войны.
        Первая Конная армия, ведомая сталинским соратником товарищем Ворошиловым и боевым командармом товарищем Буденным, одержала в гражданской войне ряд блестящих, решающих побед, покрыв себя неувядаемой славой. М.В. Фрунзе, говоря о Первой Конной, подчеркивал, что "Вряд ли найдется такой глухой уголок Советского союза, куда бы не дошел слух о подвигах этой славнейшей из славных частей Красной армии... в нашей армии нет других частей, которые бы с такой полнотой, такой яркостью и глубиной отразили в себе, в своих действиях весь характер гражданской войны, характер всей Красной армии..."
        В подвигах Первой Конной нашли свое ярчайшее выражение сила, доблесть, мужество и геройство советского народа, народа-борца.
        Вот как писал об этом в 1922 году товарищ Ворошилов:
        "С восхищением и глубочайшей любовью вспоминаются сказочные герои-конармейцы. Плохо одетые, в холод, в слякоть сохраняли они бодрость духа, веселое настроение, великую уверенность в себя и в свою армию, веру в правоту дела революции. Терпеливости и выносливости этих героев не было конца. Сколько раз; после шестидесяти-восьмидесятиверстных переходов с боем приходилось ночевать под открытым небом, а утром снова в бой, и опять переход, и снова бой и так без конца... После всякого хорошего боя, а их в истории Первой Конной так много, бойцы делались еще выносливее, полки духовно крепче, армия - еще непобедимей, для врага - смертельно страшной".
        Героизм советского народа опрокинул германскую интервенцию, японскую оккупацию Дальнего Востока и три похода Антанты. Этот массовый героизм был вызван в народе партией Ленина-Сталина в то время, когда страна была еще нищей и голодной, плохо вооруженной.
        Советский народ под алым стягом большевистской партии вел самую справедливую войну. Он сражался за свободу и независимость своей великой родины. Он сражался за право самому строить свою жизнь на земле, самому управлять своей судьбой, отвоеванной Великой Октябрьской социалистической революцией у капиталистов и помещиков. И Красная Армия победила потому, что она была верна и предана до конца своему народу, потому, что красноармейцы понимали цели и задачи войны, сознавали их правильность, их справедливость и проявляли в борьбе с врагами беспримерную самоотверженность, невиданный массовый героизм.
        "Красная армия победила потому, что руководящим ядром тыла и фронта Красной армии была партия большевиков, единая своей сплоченностью и дисциплиной, сильная своим революционным духом и готовностью пойти на любые жертвы ради успеха общего дела, непревзойденная своим умением организовать миллионные массы и правильно руководить ими в сложной обстановке" ("Краткий курс истории ВКП(6)", стр. 234).
        Героизм Красной Армии, проявленный в суровые годы гражданской войны, ширится и еще больше развивается сейчас.
        Бои у озера Хасан являются массовым проявлением героизма Красной Армии. В этих боях были показаны самые высокие чувства патриотизма советского народа, мужество и доблесть его защитников.
        Первый отпор японским захватчикам дал отряд советских пограничников под командой лейтенанта Христолюбова.
        31 июля в 2 часа ночи японцы при поддержке своей артиллерии напали на левый фланг отряда. Один из японских снарядов разорвался у самого окопа: осколками снаряда был разбит ручной пулемет, ранен лейтенант Христолюбов и два пулеметчика.
        С лозунгами "За товарища Сталина!", "За родину!" кинулись пограничники в штыковую контратаку. Впереди был лейтенант Христолюбов, раненный осколками снаряда в голову и грудь.
        400 японских солдат с пьяными криками отлетели назад под натиском 70 советских пограничников.
        Японская пехота боится советских штыков, хотя для храбрости японским солдатам была выдана изрядная доза водки. В эту ночь отважные пограничники трижды отбивали атаки врагов.
        Лейтенант Христолюбов, дважды раненый, истекал кровью, временами терял сознание, но не покидал своего поста. Меткие пули дважды раненого пулеметчика Зуева и других бойцов без промаха косили японцев. Бесстрашный комсомолец Лобанов, получив несколько ран, не покидал строя, уничтожая врага, пока японская пуля не оборвала его жизни.
        Неравная борьба продолжалась до рассвета. Запасы патронов кончились, но помощник старшины комсомолец Слободюк, тоже дважды раненый, подбодрял товарищей: "Патронов нехватит - будем душить японцев руками и колоть штыками!"
        На рассвете подошло подкрепление.
        Раненые, бойцы, командиры, комиссары и политработники не покидали поля боя, дрались до потери сознания. Попавшие в госпиталь стремились скорее вернуться в свою часть.
        Во время боев у озера Хасан был ранен красноармеец Чуйков. Его положили в госпиталь. Однако тов. Чуйков решил, что у него имеются еще силы, чтобы принять участие в бою. В госпитале нашлось еще 17 раненых товарищей, которые последовали примеру Чуйкова, и вся группа приняла участие в разгроме японцев у высоты Заозерной.
        Родина по достоинству оценила смелость и инициативу товарища Чуйкова - ему присвоено звание Героя Советского Союза.
        Массовый героизм проявлялся и в выносливости бойцов. Утром 6 августа рота под командой лейтенанта Садовского получила приказ атаковать рощу на высоте Безымянной, занятую японцами. Рота двинулась вперед по открытой болотистой местности, поросшей невысоким камышом.
        Когда японцы открыли сильный артиллерийский и пулеметный огонь, рота рассредоточилась, и бойцы по колено в воде продолжали бесстрашно продвигаться вперед.
        На пути встретилось озеро. Маленькое, невзрачное, но сколько трудностей доставило оно бойцам!
        Свернуть некуда - и справа и слева огонь противника.
        Лейтенант Садовский принимает решение войти в воду и переждать, пока утихнет огонь.
        Бойцы входят в озеро. Вода по грудь, кругом густой камыш, вязкое дно засасывает ноги, нестерпимо кусает мошкара. Чтобы болото не засосало бойцов, лейтенант приказывает им переминаться, не стоять на одном месте. Команда об этом шопотом передается от бойца к бойцу.
        Томит жажда. Командир отдал приказание ни в коем случае из озера воды не пить, так как вода может быть заражена. Это были трудные часы. Искусанные мошкарой, изнывающие от жажды, бойцы стояли по грудь в воде, и ни один из них не поддался усталости. Рота простояла около 4 часов, затем перешла в наступление на высоту Безымянную.
        В преданности родине и партии, в ненависти к старому миру и классовым врагам черпают силы для совершения геройских подвигов тысячи и тысячи людей Красной Армии, весь многомиллионный советский народ.
        Немало героизма проявляли санитары и врачи. Бригвоенврач профессор Ахутин бесстрашно работал во время самых жарких боев. На дивизионном медицинском, пункте профессор Ахутин наладил переливание крови. Это спасло жизнь многим героям Хасана.
        Санитар Кононов нес с поля боя на медицинский пункт раненого. На него напали два японца, но отважный санитар не растерялся: одного японца он застрелил из винтовки, другого заколол штыком. Раненый был благополучно доставлен в безопасное место.
        Самоотверженно работали круглые сутки, ухаживая за ранеными, и боевые подруги командиров. Надежда Глотова кормила раненых на перевязочном пункте, недалеко от места боя. Здесь же, за работой, эта замечательная дочь великого народа, узнала, что ее муж убит в бою.
        Ее муж - лейтенант Глотов - был одним из тех советских патриотов, которые в дни хасановских боев закрепили свою преданность родине вступлением в ряды партии Ленина-Сталина.
        В заявлении лейтенант Глотов писал: "Мне 28-й год, прожил я еще немного, но всю эту небольшую жизнь я честно работал для родины, для народа. Мыслями, всем своим существом я давно в большевистской партий. Теперь, когда я защищаю границы от вражеских полчищ, я хочу быть коммунистом. Прошу принять меня в ряды ВКП(б) - и, если вражеская пуля сразит меня на поле битвы, прошу считать меня большевиком".
        Это заявление разбиралось в окопе на заседании партийного бюро полка под гул японских орудий. Глотова все знали. Знали, как он во главе своего взвода бесстрашно атаковал японцев. Поэтому решение было вынесено быстро: "Принять тов. Глотова кандидатом ВКП(б) по второй категории". Это было 4 августа, а 6 августа в бою за высоту Заозерную кандидат партии Глотов был убит. Его последними словами, обращенными к бойцам своего взвода, были:
        - Вперед! На Заозерную!
        В дни боевых действий в районе озера Хасан вся наша страна - от мала до велика - с гордостью и восхищением следила за блестящими операциями героев Первой Отдельной Краснознаменной армии, защищавшей честь и славу социалистической родины, счастливый и мирный труд ее граждан.
        Проявление частной инициативы бойцов и командиров, сталкивающихся с внезапным изменением боевой обстановки, очень часто решает успех. Без смелости, без решительности и военной хитрости нельзя рассчитывать на победу. Это хорошо помнил, например, майор Войт, когда, оставшись ночевать с двумя бойцами в местечке Буслове (Белорусский фронт), он был неожиданно застигнут польской офицерской бандой, окружившей хату, где находились три смельчака. Приказав бойцам остаться на месте, майор вышел навстречу полякам и невозмутимо сказал:
        - Вы пришли сдать оружие? Правильно поступили, иначе вам грозила бы смерть!
        Уверенный и спокойный голос майора смутил поляков. Они предположили, что в избе немало хорошо вооруженных красноармейцев. Майор и двое бойцов разоружили банду.
        В районе Владимира-Волынского разведчик Нестеренко, следуя впереди подразделения, обнаружил в лесу вооруженный польский отряд в несколько сот человек. Позже выяснилось, что это был целый батальон. Нестеренко решил разведать силы отряда, но в этот момент его увидел польский часовой. Отважный разведчик не растерялся. Он решительно подошел к часовому и громко спросил, где старший офицер. Часовой провел его к офицеру, командующему батальоном. Нестеренко взял винтовку наизготовку и предложил сдать оружие. Офицер подчинился. Подошел второй офицер. Нестеренко и ему предложил сдать оружие. Последний медлил. Тогда Нестеренко, обращаясь к собравшимся солдатам, сказал: "Красная Армия отпускает на свободу всех, кто не сопротивляется. Складывайте оружие!"
        В это время подошло наше подразделение. Солдаты без боя сложили оружие. В плен было захвачено свыше 600 человек, 600 винтовок, 3 пулемета, 100 гранат, несколько тысяч патронов.
        Героизм воинов Красной Армий неизменен. И в годы гражданской войны, и в дни освободительной борьбы на Украинском и Белорусском фронтах, и в дни боев у Хасана и Халхин-Гола воины социализма проявили отвагу, мужество, стойкость, дисциплину, которые рождаются верой в свое святое дело, глубочайшей сознательностью.
        Ни одна армия не может сравниться с армией страны социализма. В этом нет ничего удивительного. На протяжении многих лет Ленин и Сталин воспитывали в трудящихся массах нашей страны смелость и решительность как непременное условие революционного действия и социалистических побед. Смелость и решительность - это закон революции. Закон этот живет и действует в Красной Армии как органическое свойство.
        Советский героизм порождается любовью народа к социалистической родине.
        В стране, где труд стал "делом чести, делом славы, делом доблести и геройства", героика становится нормой поведения каждого гражданина.
        Героизм красноармейцев, пограничников, героизм наших полярников, летчиков, шахтеров, железнодорожников перестал быть личным делом каждого. Вошло уже в славную традицию, стало массовым явлением, когда на место одного погибшего героя выступает его брат, когда друг заменяет выбывшего друга.
        Брат за брата. Товарищ за товарища. Десятки одноколхозников встают на место одного погибшего в борьбе героя. Это движение стало традицией советского народа.
        Существенной особенностью советского героизма является и то, что героизм вызван глубоким гражданским сознанием необходимости совершаемого подвига для социалистического строительства, для укрепления обороноспособности страны.
        Партия большевиков во главе с родным и любимым Сталиным воспитала миллионы прекрасных людей, всегда готовых на подвиг ради чести и славы своей родины.
        Армия, состоящая из таких людей, непобедима.

Дальше: Образование Союза Советских Социалистических Республик.