К оглавлению...

В боях за освобождение Западной Украины
          Старший политрук Г. Галанин.

Танковая часть отправлялась в бой за освобождение трудящихся Западной Украины. В общей колонне танков шла и походная типография красноармейской газеты "Красноармейская звезда". Типография была готова к боевым действиям. В ней лежала заранее нарезанная газетная бумага, были приготовлены колодки для клише, краска в жестяных банках и т.д. Редакция и работники типографии находились в полной боевой готовности.
        - А ведь в подготовке материальной части к маршу, к бою есть доля и нашего участия, - сказал красноармеец-наборщик, стоявший у окна походной типографии.
        - Конечно. Этот листок помог обеспечить материальную подготовку части, - ответил второй товарищ, любовно разглаживая рукой небольшой лист бумаги.
        Листовка, выпущенная редакцией, призывала привести всю технику в боевую готовность и рассказывала, как надо это сделать, как организовать социалистическое соревнование и рациональнее использовать каждую минуту.
        В машине, где помещалась редакция, во время марша шло совещание. Оно было деловым и коротким: каждый сотрудник получил конкретное задание, дав тут же обязательство выполнить его образцово.
        Колонна танков свернула с дороги вправо. Искусно замаскировавшись, танки расположились в густом дубовом лесу, в нескольких километрах от линии боя. Сотрудники редакции разошлись по подразделениям.
        На следующий день утром газета вышла, а за первым номером появился второй, третий. Газета готовила личный состав к бою. Она рассказывала о том, как боец и командир должны на деле осуществлять слова присяги, учила оказывать первую помощь раненому в бою, помещала переданные по радио последние известия, в которых ощущалась особенная нужда. По газетным сообщениям в подразделениях проводились политинформации, громкие читки, беседы.
        Газета призывала своих читателей-бойцов: "За полный разгром врага!", "За родину, за Сталина!" В передовой одного из номеров газеты писалось: "Будем с честью хранить боевые традиции героев-танкистов-хасановцев. Умножим число героев и орденоносцев родины. На деле покажем любовь к родине, партии, Сталину. Вперед, товарищи! С нами весь 170-миллионный народ. С нами трудящиеся всего мира, все передовое, прогрессивное человечество, великий Сталин!"
        Призыв газеты был подхвачен бойцами, командирами и политработниками. Лучшие из них выражали свои чувства и мысли во время бесед, на собраниях, на страницах газеты. Член экипажа братьев Мищенко в своей заметке писал:
        "Братский экипаж поможет рабочим и крестьянам освободиться от эксплуатации , получить им фабрики, заводы, землю. Польских панов будем уничтожать, не щадя своей крови и самой жизни".
        Комсомолец Бондаренко заверял товарищей: "Враг не вырвется, не уйдет из-под моего танка".
        Удвоенного тиража газеты нехватало. Когда газета печаталась, у походной типографии собирались нетерпеливые читатели. Иногда по полевому телефону редакцию торопили: "Ждем газету". Машину, развозившую газеты по частям, бойцы встречали за километр.
        Вот и граница. Передовые части переправились через пограничную реку Збруч. Крестьяне-украинцы радостно встречали свою освободительницу - Красную Армию. Здесь произошла незабываемая сцена. Старик-украинец бросился в объятия наборщика-красноармейца. По измученному лицу старика катились слезы радости.
        - Сынку мий, сынку! - старик целовал красноармейца, гладил ладонью рукав шинели...
        Вокруг работников редакции собирались группы крестьян, освобожденных от панского гнета. Завязывались задушевные беседы. Люди впитывали в себя каждое наше слово, задавали сотни вопросов о СССР и радовались, как дети, когда один из красноармейцев на десятирублевке показал портрет Ленина.
        Когда редакция узнала, что многие из населения Западной Украины читают по-русски, было решено выпустить листовку. К вечеру 10 тысяч листовок были разбросаны с танков и бронемашин по пути дальнейшего следования. Листовка объясняла народу, зачем идет Красная Армия, учила, что делать с панами, как содействовать Красной Армии. В листовке говорилось: "Товарищи украинцы - крестьяне и рабочие! Красная Армия идет в Западную Украину и Белоруссию не как завоеватель чужой земли, а как освободитель ваш от гнета польских панов, генералов... Мы протягиваем вам братскую руку. Содействуйте Красной Армии. Настал час расплаты с вашими поработителями".
        Было выпущено четыре таких листовки. Они призывали крепить братскую дружбу народов, организованно убрать бывшие помещичьи поля, ныне ставшие народными, и т.д.
        Работники редакции большую часть времени проводили на передовых позициях. Здесь редакцией велась большая работа: организовывался материал, шла работа с военкорами, пересылались в редакцию письма, заметки" и т.д.
        Типография располагалась в колонне тыла, которая почти каждую ночь попадала под обстрел. Днем колонна стремительно неслась вперед. На ходу работать было невозможно, поэтому использовали короткие остановки и ночевки.
        Номера газет, выпущенные в бою, звали бойцов на героические подвиги, воодушевляли их на победы. Так, в № 73 газета рассказала о том, как командир тов. Сушкин со своим подразделением разгромил кавалерийский полк врага. В другой статье газета показала беспримерное мужество и выдержку водителя-комсомольца тов. Уклеба, взявшего вдвоем с товарищем в плен до 200 польских солдат с оружием и снаряжением.
        Когда произошел небольшой перебой в боепитании, редакция напечатала обращение к эшелону тыла. В обращении говорилось: "...Красноармейцы и командиры с честью, мужеством и отвагой громят врага на передовой позиции. Они не жалеют ни своих сил, ни своей жизни, выполняя указания партии и правительства... Мы должны быстро и своевременно обеспечить их отличное действие питанием, обмундированием, огнеприпасами, горюче-смазочными материалами, запасными частями и всем, что необходимо для восстановления сил наших товарищей и нашей грозной техники. С честью выполним свою задачу..."
        Газета рассказывала о боевом опыте бойцов и командиров, о работе партийных, комсомольских организаций, красноармейских клубов, говорила о жизни украинцев и евреев в панской Польше. В каждом номере сообщалось о положении на фронте, помещались сообщения ТАСС, РАТАУ.
        В период боев газета сколотила вокруг себя крепкий военкоровский актив. На страницах газеты помещались очерки, стихотворения поэтов и писателей - красноармейцев. Большой популярностью среди бойцов пользовались стихотворения молодого поэта бойца тов. Беренбойм. В газете помещались фото героев фронта.
        Газета не теряла связи и с семьями начальствующего состава, оставшимися на зимних квартирах. Каждый номер газеты собирались читать десятки жен, матерей бойцов и командиров. Газету передавали из дома в дом. Жены командиров написали в газету: "Нас отделяет только пространство, но всей душой мы с вами. Мы гордимся тем, что Вам партия и правительство доверили выполнение боевой задачи - освобождение братских народов Западной Украины и Западной Белоруссии... Если понадобится, и мы готовы в любую минуту принять активное участие в выполнении боевых задач, поставленных партией и правительством..."
        Некоторые номера газеты распространялись и среди населения Западной Украины.
        Газета попадала к читателю тотчас же после выхода из печати. На передовые линии газеты шли танком, броне-автомашиной, мотоциклом, в тылы - автомашиной, на зимние квартиры - с едущими туда.
        Так в боях за счастливую, радостную и полноправную жизнь народов Западной Украины красноармейская фронтовая газета, верная боевым традициям газет времен гражданской войны и боев у Хасана, звала бойцов и командиров к победам, воодушевляла их на великую освободительную борьбу.

Дальше: Моя работа над книгой "Материализм и эмпириокритицизм".