К оглавлению...

Неиссякаемый источник знаний
          А. Северный.

Командиры и политработники части, где комиссаром тов. Нерченко, с энтузиазмом изучают сталинский учебник - "Краткий курс истории ВКП(б)".
        Замечательная книга, написанная при ближайшем участии великого Сталина, стала любимой не только среди политработников и командиров, но и бойцов и курсантов, отличников и передовиков боевой учебы.
        Работая над изучением истории ВКП(б), коммунисты и комсомольцы части учатся обобщать факты, делать правильные выводы из тех или иных событий, растут идейно. Многие из них могут уже теперь провести беседу, сделать доклад, основательно разобрать то или иное прочитанное произведение, выступить по определенному вопросу.
        Когда беседуешь с коммунистами и комсомольцами о том, как они работали над изучением истории партии, прежде всего бросается в глаза разносторонность их знаний. По-разному работали курсанты над книгой, а пришли к одному - они стали политически грамотными людьми.

...Ефим Харитоненко - курсант, отличник подразделения, где заместителем политрука тов. Бавыкин. Сын потомственного шахтера и сам в прошлом шахтер, он с увлечением изучает "Краткий курс истории ВКП(б)". Прошел всего год, а Харитоненко стал другим человеком. За этот год у него накопился богатый опыт индивидуальной работы над изучением истории ВКП(б). Это вполне культурный человек, отлично разбирающийся во всех событиях, в совершенстве изучающий военное дело, прекрасно владеющий винтовкой и клинком.
        В части Ефима Харитоненко знают как отличника политической учебы.
        С волнением тов. Харитоненко рассказал о своей работе над изучением истории партии.
        - Не знаю, как для других, - говорил он, - но мне эта книга помогла во многом. Еще работая шахтером и будучи тогда комсомольцем, я не раз принимался за изучение истории партии. Однако опыт двухлетней кружковой работы дал мне очень мало. Я познакомился с историей партии лишь поверхностно. Запомнил отдельные события, факты, но самостоятельно проанализировать эти события не умел. Самостоятельная работа над книгой, конспектом, над произведениями Ленина-Сталина казалась тогда недоступной... "Краткий курс истории ВКП(б)" написан простым языком. Читаешь - и все тебе понятно. Все точно, ясно. А вместе с тем - сколько вопросов, сколько размышлений вызывает каждый раздел, каждая глава! С каждым новым разделом, с каждой новой главой хочется еще больше изучать эту мудрую книгу. У нас в части вы встретите немало командиров и рядовых курсантов-коммунистов, которые уже изучили по 8-10-11 глав "Краткого курса".
        "- Изучение истории партии, - говорил тов. Харитоненко, - я начал с того, что прочитал "Краткий курс истории ВКП(б)" от начала конца. Многие мои товарищи изучают сейчас восьмую главу, я работаю над шестой. Как я работаю? Прежде всего веду подробный конспект, стремлюсь записывать подробно, но сжато. Конспективная запись необходима в работе. В этом отношении мне хорошо помогли лекции инструктора политотдела тов. Голубева. Взяв один из разделов четвертой главы "Краткого курса", тов. Голубев подробно показал нам, как лучше вести конспект, как записывать прочитанное, как обращаться с цитатами, как работать над подлинником и т.д. Но основное все же не в конспекте, а в последовательном, глубоком усвоении прочитанного. Я никогда не отступлюсь от главы прежде, чем не использую всевозможные источники и пока все мне не станет ясным.
        На основе работы над разнообразным материалом я стремлюсь глубоко понять смысл и ход исторических событий. В особую тетрадь "вопросов и ответов" я записываю все вопросы, которые у меня возникают при работе над тем или иным разделом. Ответы на вопросы я ищу в различных книгах. Вот пример. Можно по-разному изучить тот раздел "Краткого курса", где описываются события времен III съезда нашей партии. Можно, например, прослушать лекцию, сходить в Музей революции и прочитать работу Ленина "Две тактики социал-демократии в демократической революции". Я подошел к изучению этого раздела несколько иначе. Прежде чем приступить к изучению работ Ленина и Сталина по данному вопросу, я прочитал Горького "Мать", Чехова "В овраге", Малышкина "Севастополь". Просмотрел ряд других материалов, из которых подробно узнал об истинных причинах трагической судьбы броненосца "Потемкин", о "Кровавом воскресении" 1905 года, о героических боях на Красной Пресне. Как живое, встало передо мною тогда это время России, время первой русской революции. И на этом фоне произведения Ленина и Сталина, над которыми я затем начал работать, стали мне более понятными и помогли усвоить все прочитанное по данному разделу истории.
        Большое значение я придаю технической стороне дела. Я стремлюсь к тому, чтобы у меня под руками были необходимые справочные материалы. У меня имеются, например, специальные папки газетных и журнальных вырезок по всем разделам "Краткого курса". Изучая пятую главу, я постепенно подбирал материал к шестой: подготовлял книги, делал выписки цитат, собирал вырезки из газет и т.д.
        Изучая историю партии, я узнал многое. Раньше, читая газеты и посещая собрания, я все же чувствовал себя как-то неуверенно. Теперь я понимаю, почему это происходило. Я во многом не разбирался или разбирался поверхностно. Но главное - я не умел работать самостоятельно. Другое дело теперь. Недавно по поручению партийной организации я сделал доклад на теоретической конференции. Это был первый серьезный теоретический доклад в моей жизни, и он как бы подвел итог моей работе. Я стал грамотным человеком и почувствовал, что политически вырос. Вот почему я вновь и вновь возвращаюсь к этой любимой книге, ставшей для меня неиссякаемым источником знаний...
        Мне вспомнилось одно замечательное место из четвертой главы: "...Диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию". Какой глубокий смысл в этих замечательных словах! Неправда ли? - горячо говорит тов. Харитоненко. - Каждое слово этого определения подтверждается жизнью. Возьмите деревню, город, возьмите любого человека нашей страны - всюду вы увидите это поступательное движение вперед, этот переход "от старого качественного состояния к новому качественному состоянию"...

Дальше: Не оказывают помощи в изучении истории ВКП(б).