Другие статьи...

Хроника.
     Фашистское средневековье
     По газетным столбцам. Германия.
     Журнал "Интернациональная литература", №3, 1933г. стр.140-141.

• 28.III. Продолжаются преследования представителей иностранной прессы. Закрыто берлинское представительство одной из руководящих скандинавских газет.

• 29.III. Арестован один из штатных сотрудников американского телеграфного агентства "Интернешенел ньюз сервис", германский подданный Курт Клевенталь.
        Министр просвещения и- пропаганды Геббельс выступил с большой речью о германской фильме , призывая мобилизовать все средства для предупреждения опасности проникновения в народ таких фильм, как "Броненосец Потемкин", "Нибелунги" и др. "Необходимо следить за тем - сказал Геббельс, - чтобы немецкая фильма создавалась исключительно немецкими режиссерами, немецкими артистами и на немецком материале. Не следует считаться с запросами зрителей. Мы достаточно долго пеклись о своем народе и слишком хорошо сами знаем, что ему нужно".

• 31.III. Ряд коммунистических и леворадикальных писателей исключен из Союза защиты немецких писателей ("Шуцфербанд"), Среди них: Э.Э. Киш, Альфред Керр, Отто Леман Русбильдт, Вилли Мюнценберг, Лампель, Бруно Фрей и др.

• 1.IV. Запрещено на шесть месяцев распространение трех чехословацких, двух польских, швейцарской, австрийской газет.

• 2.IV. Конфискованы все ценные бумаги профессора Эйнштейна, отказавшегося от германского подданства.

• 4.IV. Известный германский театральный режиссер Макс Рейнгард устранен от всех должностей за принадлежность к еврейской нации.
        Арестован английский журналист Фрезер.
        Арестован председатель Союза франкфуртских журналистов Лауингер.
        В Бадене распущены спортивные и культурные организации, не только коммунистические, но и социал-демократические.

• 3.IV. В Гамбурге полицией закрыта выставка художников-сецессионистов, ввиду того, что "большинство экспонатов способствует распространению культурбольшевизма".
        Из состава редакции газеты "Берлинер тагеблат" уволены ответственный редактор Теодор Вольф, редактор Бретгольц, известный критик Альфред Керр и др.

• 14.IV. По подозрению в связи с коммунистами лишен кафедры известный профессор Гейдельбергского университета фон Эккарт.
        При обысках в "Городке художников" в Берлине фашистские штурмовики проявили особый вандализм. Все частные библиотеки были свезены в одно место и сожжены. Уничтожено около 60 000 томов.
        Сожжена знаменитая коллекция книг философов XVIII века известного пацифистского деятеля Курта Гиллера.
        В Кайзерлаутерне сожжены сочинения Эриха Ремарка, собранные по всем городским библиотекам.

• 21.IV. В Бреславле конфискованы сочинения Генриха и Томаса Манна, Ст. Цвейга, Як. Вассермана, К. Тухольского и других известных писателей. На сочинения Эмиля Золя наложен арест.

• 22.IV. В Киле изъято из местных библиотек около 2000 "подозрительных" книг.

• 26.IV. В одной только библиотеке крупного берлинского района изъято 2500 книг.
        Комиссия по очистке берлинских городских библиотек от "марксизма и свободомыслия" разослала во все библиотеки "черные" списки тех книг, которые должны быть "вырваны с корнем". Среди предназначенных к уничтожению книг - вся советская литература. Одновременно составлены "белые" списки книг для замены изъятых.
        "Союз изучения Библии" запрещен в Мекленбурге, как "безбожное предприятие", позволявшее себе научное, т.е. критическое освещение текстов, анализ разночтений и т.д.
        В Берлине назначена премия: обнаруживший одну марксистскую или пацифистскую книгу в публичной библиотеке получает один австрийский шиллинг, в школьной библиотеке - два австрийских шиллинга.

• 7.V. Прусский министр народного просвещения Русс сообщил о полном изменении состава прусской академии словесности. Из академии выбывают известные писатели: Келлерман, Томас Манн, Деблин, Франк Фульда, Георг Кайзер, Альфред Момберг, Рудольф Паннвниц, Рене Шикельс, поэт Унру, Вассерман и Франц Верфель. Вместо них в состав академии вводят 14 человек, малоизвестных даже в самой Германии.
        "Фелькишер беобахтер" пишет по этому поводу: "Кто восхищается "грандиозным большевистским экспериментом", как Томас Манн, - для того нет места в германской академии".

• 11.V. В ночь с десятого на одиннадцатое мая в Берлине состоялось торжественное сожжение студентами около 20 000 изъятых из библиотек книг, которые аттестуются национал-социалистической печатью как произведений "бульварной и заборной литературы". В числе сожженных книг: сочинения всех классиков марксизма и ряд беллетристических произведений Эптон Синклера, Эриха Ремарка, Стефана Цвейга, А. Барбюса, Томаса и Генриха Манна и др.
        Сожжение книг на фашистском костре было обставлено особым ритуалом, не уступающим средневековым "кухням ведьм". По мере того, как бросались книги в огонь, специальные глашатаи произносили заклинания.
        Приводим образцы этого "новогерманского" стиля.
        1-й глашатай. Против классовой борьбы и материализма, за народное единство и идеалистическое мировоззрение! Предаю сожжению сочинения Маркса и Каутского.
        2-й глашатай. Против падения нравов! За нравственность, семью и государство! Предаю сожжению сочинения Генриха Манна, Эрнста Глезера и Эриха Кестнера.
        3-й глашатай. Против идейного трепачества и политического предательства! За верность народу и государству! Предаю сожжению сочинения Фридриха-Вильгельма Фэрстера.
        4-й глашатай. Против душуразъедающего размазыванья сексуальных переживаний! Во имя благородства души человеческой! Предаю сожжению сочинения Зигмунда Фрейда.
        5-й глашатай. Против фальсификации нашей истории и развенчанья ее героев! За благоговение перед нашим прошлым! Предаю сожжению сочинения Эмиля Людвига и Вернера Хегеманна.
        6-й глашатай. Против чужеземной журналистики еврейско-демократической чеканки! За ответственную и искреннюю помощь делу национального строительства! Предаю сожжению сочинения Теодора Вольфа и Георга Бернгарда.
        7-й глашатай. Против литературной измены солдатам мировой войны! За воспитание народа в духе истины! Предаю сожжению сочинения Эриха Мариа Ремарка.
        8-й глашатай. Против надругательства над немецким языком! За сохранение ценнейшего сокровища нашего народа! Предаю сожжению сочинения Альфреда Керра.

• 17.V. Всего сожжено, по официальным данным, около 20 миллионов томов "неблагонадежной литературы, стоимостью около 30 миллионов марок.

• 21.V. По данным берлинской политической полиции, в одном только Берлине конфисковано 10 тысяч центнеров марксистской литературы, стоимостью в 100 тысяч марок. Временно эти книги сложены на конюшнях конной полиции. Будет оставлено всего по 25 экземпляров каждой книги при министерской библиотеке - для "доверенных лиц", остальные будут уничтожены.

• 8.VI. Профессор Август Майер, искусствовед о европейским именем, лучший знаток испанской живописи, с марта месяца в тюрьме, только за принадлежность к еврейской нации.

Антифа
        Газета "Арбейтер цейтунг" публикует протест Оскара Мариа Граф

СОЖГИТЕ МЕНЯ!

Я испытал на себе прелести нового режима, как почти все левое, социалистическое крыло немецкой интеллигенции. Во время моей случайной отлучки из Мюнхена полиция явилась на мою квартиру, чтобы арестовать меня. Она конфисковала невосстановимые рукописи, много с трудом собранных материалов и большую часть моих книг. Все это, вероятно, будет сожжено. Мне пришлось покинуть дом, работу, - и что, пожалуй, хуже всего, - родину, чтобы избежать концентрационного лагеря.
        Но самый приятный сюрприз был еще впереди. По сообщению "Берлинер берзенкурьер", я включен в белый список писателей "новой Германии", и все мои книги, за исключением моей основной работы "Мы пленные", рекомендуются к чтению!
        Выходит, что я призван быть одним из выразителей "нового немецкого духа"!
        Ума не приложу - чем заслужил я такое бесчестье.
        "Третья Империя" изгнала из немецкой литературы почти все ценное, она отвергла подлинное немецкое творчество, заставила большую часть своих самых выдающихся писателей искать приюта на чужбине и лишила их возможности печататься в Германии. Спесивая близорукость писателей, держащих нос по ветру, и безудержный вандализм сегодняшних властителей направлены к тому, чтобы с корнем вырвать из нашей литературы и нашего искусства все то, что имеет мировое значение, и заменить общечеловеческое понятие "немецкое" тупоголовым национализмом; тем национализмом, который подавляет каждую мало-мальски революционную мысль, по приказу которого все мои стойкие товарищи подвергаются преследованиям, арестам, пыткам, который, убивает их или доводит до самоубийства!
        И вот, представители этого варварского национализма, который ровно ничего общего с немецким народом не имеет, осмеливаются считать меня своим, включить меня в свой так называемый белый список, который в глазах всего мира не может быть иным, как только черным списком!
        Такого издевательства я не заслужил!
        Вся моя жизнь, все мое творчество дает мне право требовать, чтобы мои книги были преданы чистому пламени костра, а не попали в окровавленные руки коричневых банд и не проникли в их прогнившие мозги!
        Жгите плоды немецкой творческой мысли! Она неугасима, как ваш позор!"
        В ответ на зверства фашистов революционные культурные организации всех стран включились в мощную кампанию протеста против фашистского террора.

Другие статьи...