К оглавлению...

ЗАКОНЫ О ЛЕСЕ
Чтение второе.

Дорогая Марина!
        Счастлив ответить на твое последнее письмо, в котором ты пишешь, что у крестьян очень остро стоит вопрос о лесе. Передай своему отцу, что постановлением 11-ой сессии ВЦИК'а от 7 июля 1923 г. утвержден "Лесной Кодекс", который войдет в силу с 1 августа этого же 1923г.
        Постараюсь в этом письме, которое ты прочтешь своему отцу и моему, затем сохранишь у себя, изложить по возможности полнее содержание Лесного Кодекса.
        Весь Лесной Кодекс состоит всего только из 73 статей, разделенных на семь разделов.
        Все леса по этому кодексу составляют собственность рабоче-крестьянского государства и образуют единый государственный лесной фонд. Таким образом, частная собственность на леса, также, как и на землю, отменяется навсегда.
        Однако из этого единого госуд. лесного фонда мемогут быть исключены по распоряжению Наркоема:
        1) лесные участки, приобретенные крестьянскими обществами и товариществами в дореволюционное время в целях расширения землепользования или предоставленные им в законном порядке для той же цели до издания земельного кодекса и 2) незначительные лесные площади вклинивающиеся в земли трудового землепользования и создающие неудобства для ведения сельского хозяйства.
        И то и другое имеется в нашей деревне и ты передай моему отцу, чтобы тот указал на это Волисполкому, дабы своевременно было возбуждено ходатайство.
        Кроме того, единый государственный лесной фонд делится на: 1) леса местного значения и 2) леса общегосударственного значения.
        Крестьян, разумеется, больше всего интересуют леса местного значения.
        К ним относятся: 1) бывшие крестьянские общественные и переселенческие наделы, 2) леса, находившиеся в подворном крестьянском владении (отруба, хутора) и в 3) другие леса, принадлежавшие до национализации лесов сельским обществам и товариществам крестьян и находившиеся в их лесном или подсечном пользовании.
        Такие лесные участки имеются как в нашей, так и в вашей деревне.
        А потому на сходе крестьяне должны этот вопрос обсудить и возбудить соответствующее ходатайство через Волисполком перед Губернским Земельным Управлением о выделении этих лесных участков в леса местного значения.
        Только тогда, после утверждения Наркомзема эти лесные участки могут быть переданы Губземорганами крестьянским земельным обществам, сельско-хозяйственным коммунам или артелям, также, как и земли, в бессрочное пользование.
        На нас, лесопользователей, уже ляжет обязанность: 1) охранять леса от пожаров, самовольных порубок, неправильной пастьбы скота и 2) соблюдать план лесного хозяйства, утверждаемого губернским лесным органом.
        Если мы неправильно поведем лесное хозяйство, то будем привлечены к уголовной ответственности.
        Во-истину нет прав без обязанностей.
        Включение лесных участков в леса местного значения Наркомзем должен произвести в течение двух лет, т.е. к 1 августу 1925г.
        Но нам важно это сделать скорее и потому крестьяне пусть сами не зевают, а действуют, придя на помощь Губ. Земельному Управлению.

Должен прервать письмо, милая Марина, меня вызывает заведующий.
        Предупреждаю тебя: меня командируют далеко, на Кавказ. Перед поездкою заеду в деревню, устрою свои дела и возьму тебя с собою. Вместе дружнее работа пойдет.
        Привет всем, до скорого свиданья.

Петр.

II. Вновь у трудовой пристани.
        В избе Корчагиных многолюдно и шумно.
        Уже третий день, как Петр в деревне. Сегодня вечером собрались крестьяне послушать доклад Петра о лесных законах.
        Петр сидел на стуле возле открытого окна, крестьяне разместились в полукруг на скамейках, табуретах и кроватях.
        - Таковы законы о лесах местного значения - продолжал свою уже получасовую речь Петр.
        Разумеется, не мало заинтересованы крестьяне в лесах общегосударственного значения особенно те, у которых нет лесов местного значения.
        Леса общегосударственного значения, в свою очередь делятся на: 1) леса собственно государственные и 2) леса особого назначения.
        Хозяйство в лесах государственного значения осуществляется лесными органами Наркомзема.
        Наркомзем намечает общий план лесного хозяйства.
        Лесничества представляют сметы отпуска леса на рассмотрение губернских лесных органов, которые в свою очередь в общей губернской сводке представляют на утверждение Наркомзема.
        Отпуск леса по сметам не должен превышать годичного прироста леса.
        Леса мертвые, поврежденные и подлежащие вырубке могут отпускаться сверх сметы.
        Таким образом древесина из лесов государственного значения отпускается: 1) по сметам государственным учреждениям и предприятиям, а также местным учреждениям, 2) в пределах норм трудовым землепользователям, переселенцам, расселенцам, рабочим и служащим и 3) также предприятиям, обрабатывающим древесину.
        Стоимость лесных материалов, отпускаемых на корню, определяется таксами, утверждаемыми СТО (Советом Труда и Обороны).
        Для беднейшего трудового населения (семейств красноармейцев, переселенцев и пр.) по удостоверениям Волисполкома лесничие могут понизить таксу на 50%, а Уездные Земельные Управления на 75%.
        - А совсем бесплатно отпускаться древесина будет? - прервал сына отец Иван.
        - Будет, Губернскими Земельными Управлениями в случае стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.), на общественные надобности (школы, клубы, больницы, мосты), на нужды по лесничеству (возведение построек, проложение дорог), а также на постройку усадеб переселенцам и расселенцам.
        Словом, лесные законы всецело идут навстречу беднейшему трудовому населению.
        Однако ст. 26 Лесного Кодекса, во избежание спекуляции, требует, чтобы отпущенный на корню лес, да и заготовленный уже, расходовался по прямому назначению, а потому запрещает продажу и уступку этого леса другим лицам.
        - А с торгов лес продается? - спросил бывший староста.
        - Продается только в том случае, когда имеется остаток леса из годичной сметы после удовлетворения всех нужд государственных и местного населения.
        Продажа леса с торгов, как и без торгов, производится по особому договору, а рубка леса допускается только по лесорубочным билетам.
        Допускаются также побочные пользования в лесах, что для нас крестьян имеет не маловажное значение.
        - Это какие-такие побочные пользования?
        - А вот, примерно: пастьба скота, сенокошение.
        - О да, это нам нужно.
        - Затем охота, сбор орехов, лесной подстилки и мха, рыбная ловля, а также добыча торфа, глины, песку и камня.
        - И все это бесплатно?
        - Платность или бесплатность устанавливается губернскими земельными органами по утверждении Губисполкома.
        - Надо, значит, ходатайствовать - сказал Иван.
        - Итак, товарищи - продолжал Петр - лес местного значения, который нам отведут, нас удовлетворит мало. Мы должны возбудить ходатайство перед Губземельным Управлением об отпуске нам участка леса из массивов государственного значения.
        - Правильно, правильно...
        - Теперь я все-же хочу познакомить вас с законами, касающимися лесов особого назначения.
        - Валяй... валяй... нам все надо знать... может и оттуда что выкроем...
        Смех.
        - К лесам особого назначения - продолжал Петр свой доклад - относятся, во-первых леса защитные. Это такие леса и кустарники, которые сдерживают пески, снег или берега рек от обвалов и пр. Словом, такие лесные дачи, которых уничтожать, разумеется, нельзя.
        - Ну, разумеется - подтвердил кто-то. - Примерно если срубить лес на правом берегу нашей речки, то берег моментом обвалится.
        - Это, значит, понятно... Во-вторых, учебно-опытные дачи и памятники природы.
        - Ну, разумеется, их тоже валить нельзя - подтвердил тот-же голос.
        - В третьих, горнозаводские леса. Эти леса идут на удовлетворение горнозаводской промышленности.
        - У нас гор и горнозаводской промышленности нет - перебил сына отец. - а потому мы этим делом мало интересуемся.
        - В четвертых, леса городские..
        - Что, же от крестьян будут отнимать и городам передавать?
        - Нет... это те парки, которые раньше стояли на бывшей городской земле, а также дачные поселения.
        - Ну это ладно.
        - В пятых, лесные площади, отданные по концессионному договору.
        - Это как-же?
        - А вот известный лесной участок на известный срок отдается в аренду или концессию, как хотите назовите...
        - Для чего?
        - Для эксплоатации леса... рубить его, сбывать... Для того имеется Главный Концессионный Комитет, который по утверждении Совнаркомом может сдавать в аренду лесной участок на известных условиях коллективу лиц и капиталистам.
        - Опять капиталистам - вздохнул кто-то.
        - В том-то и беда, что для эксплоатации леса необходимы средства - пояснил Петр...
        - А что-же мы с тобою, голоштанники, будем лесом с заграницей торговать что-ли? - обратился бывший староста к вздохнувшему.
        - Оно точно... Только не проштрафимся мы с купцами?...
        - Эти концессии нам, рабоче-крестьянской власти, должны дать большие доходы, иначе договора с иностранными капиталистами не подпишем - пояснил Петр.
        - Ну, тогда ладно.
        - И, наконец, в шестых - к лесам особого назначения принадлежат лесные участки, отведенные для нужд государственных, транспортных и промышленных предприятий.
        - Вестимо... Не сидеть же нашим железным дорогам, фабрикам и заводам без леса...
        - Вот в сущности все, товарищи, о лесах особого назначения.
        - А можно лесные участки переводить в другой вид угодий? - спросил Иван.
        - Можно, исключая защитных, в следующих случаях: 1) для нужд государственных - пример: очищается площадь от леса для железных дорог, во 2) в целях колонизации... для нужд переселенцев или расселенцев и в 3) для улучшения и расширения сельского хозяйства...
        - Вот, вот это самое я и хотел спросить... - живо сказал Иван - у нас вклинилась роща в нашу пашню и ни к чему она собственно... хорошо-бы, лес свалить, очистить от корней и пустить землю под пашню...
        - Можно...
        - Да только осторожно - подсмеялся бывший староста.
        - Да... необходимо только на это испросить надлежащее разрешение...
        - Оно конечно.
        - Теперь мне остается, товарищи, чтобы закончить мой доклад о лесном кодексе, сказать несколько слов об органах управления государственным лесным фондом и об охране лесов..
        - Говори... говори... посмотрим, легко нам будет воровать лес или нет... Смех.
        - Для заведывания лесами образуются лесные органы Наркомзема. Весь государственный лесной фонд делится на лесничества, а лесничества на об'езды и обходы.
        Управление лесами и ведение хозяйства возлагается на лесничих и их помощников.
        Для контроля над ними имеются областные, губернские и районные инспектора, которые ревизуют лесничества.
        Для охраны лесов состоит лесная стража: лесные об'ездчики и лесники.
        Все они вооружены огнестрельным оружием.
        - Это плохо - почесал в затылке один мужичек.
        Все засмеялись.
        - Вот, товарищи, все содержание лесного кодекса... Вы видите, как его легко понять и усвоить.
        - Ну, да, небойсь наизусть его знаешь?
        - Знаю... и каждому из вас советую после моего доклада самому прочитать его. Я привез десятка два экземпляров.
        - Давай... давай...
        - В этой книжке, помимо лесного кодекса, имеются 4 инструкции Наркомзема: об исключении из государственного фонда земель нелесного пользования, о выделении из единого государственного лесного фонда лесов местного значения, о лесных побочных пользованиях и о лесной страже.
        Эти инструкции изданы в развитие соответствующих статей лесного кодекса.
        С ними также необходимо вам познакомиться. Простой литературы о лесных законах, то есть таких книг, которых бы вы поняли, пока не написано, потому что и закон то о лесах вышел только месяц тому назад.
        Петр закончил свой доклад уже давно, а беседа затянулась за полночь.
        Говорили также о том, что общественная обработка земли, к которой общество перешло еще весной, уже дала свои положительные результаты, а в будущем, когда крестьяне попривыкнут к коллективному труду, воздаст сторицею.
        Над лесными участками, которые им будут отведены, пореши ли также работать всем обществом.
        Уговорили Петра использовать свой двухнедельный отпуск перед поездкою на Кавказ так, чтобы с'ездить в Губернское Земельное Управление и возбудить ходатайство о выделении обществу лесов местного значения и известной площади леса из государственного фонда.
        Петр охотно выразил на это свое согласие.
        - Все же ты - коммунист и крестьянин наш... с тобою легче разговаривать будут - уговаривали крестьяне земляка.

III. В командировку.
        Поезд только что тронулся от Ростова на Кавказ. В купэ третьего класса было на удивление свободно.
        Около окошка друг против друга сидели два молодых человека, юноша и девушка, оба здоровые, жизнерадостные, веселые.
        - Еще ночь, Марина, - сказал юноша - и на утро мы увидим снежные вершины Кавказа. Не жаль тебе своей деревни?
        - С тобою не жаль, Петр. Тебе, небойсь, больше жаль с налаженным в деревне делом расстаться.
        - Конечно жаль... да ведь у нас, коммунистов, всюду дела непочатый угол найдется.. Нас то мало, а населения в России сто сорок миллионов насчитывается.
        Петр задумался.
        - Смотри, Марина - указал Петр в окошко - земли то, земли сколько у нас, а плодородная какая.. Ни в одной стране такой и столько земли нет, как в России. И сколько крови пролито за эту землю, Марина, сколько людей замучено, прежде чем досталась она трудовому крестьянству.. Ни одна партия не решалась отнять землю у помещиков и прогнать их. Кто предлагал выкупать у помещиков землю, кто оставить им известный участок земли в собственность. И только наша партия коммунистов (большевиков), когда встала у власти, разрешила раз и навсегда земельный и лесной вопрос, ужичтожив частную собственность на землю и недры ее. Вот за что нас, большевиков, крестьяне и уважают. Примерно твой отец.
        - Он тебя еще за ум уважает, Петр... боюсь, я не угожу тебе - прибавила Марина тихо.
        - Угодишь, Марина.. Я тебя всему научу.. Вместе книги будем читать и новую жизнь строить, новый быт.. Грамоту ты на счастье знаешь, головка у тебя свежая, ничем старым не забитая... Ведь вот не требовала же ты от меня в церкви венчаться, как настаивал твой отец, а просто в Совет пошли, расписались и свадьбе конец,. Вот это то и есть новое в нашей жизни. Отбросить все предрассудки, учиться и работать для окончательного торжества трудящихся масс над несправедливым и прогнившим насквозь капиталистическим строем, вот тот путь, по которому мы с тобою пойдем, Марина.
        И только теперь, когда уничтожена частная собственность на землю, и земля передана в руки трудящихся, только теперь мы, крестьяне, можем создать новую, свободную, счастливую и красивую жизнь.
        Петр крепко держал руку Марины в своей и их глаза горячо встретились во взаимном доверии и любви.

Конец.