К оглавлению...

Почему надо развивать промысел добычи
крота, хомяка, крысы водяной, крысы амбарной

Почти каждый из нас знает, какое огромное значение имеет для индустриализации и успешного завершения социалистического строительства нашей страны экспорт. На валюту, получаемую от вывоза и продажи за-границу наших товаров, мы покупаем нужные машины и оборудование для нашей промышленности и сельского хозяйства.
        Однако еще очень многие не знают, что одно из главных мест в нашем экспорте занимают пушнина и мехсырье. С каждым годом экспорт пушнины и мехсырья значительно увеличивается, и наши меховые фабрики выпускают все больше меховых изделий для внутреннего рынка. Однако в основном увеличение нашего экспорта и снабжения внутреннего рынка по пушно-меховым товарам идет не за счет ценных видов пушнины (лисы, соболя, куницы, хоря, белки), а за счет огромного развития кролиководства (маточное поголовье на 1/1-33 г. предусмотрено планом в 10470000 голов) и заготовок так называемых "весенних" или "второстепенных" видов пушнины, хотя они уже теперь в общем плане пушно-меховых заготовок занимают далеко не второстепенное значение. К этим видам относятся главным образом: крот, хомяк, водяная крыса, амбарная крыса. В подтверждение того, что эти виды пушнины имеют уже не второстепенное значение, достаточно указать, что планом заготовок в 1932 г. предполагается заготовить по нашему Союзу:

Крысы водяной - 12500000 шт.
        Крота - 16500000 шт.
        Хомяка - 12000000 шт.
        Крысы амбарной - 4000000 шт.

Если же взять данные за 26/27 гг., то было заготовлено:

Крота - 216000 шт.
        Хомяка - 600000 шт.
        Крысы водяной - 3600000 шт. (округленно),

Несмотря на очень большое распространение этих видов зверьков в СССР, добыча их производится по сравнению с имеющимися возможностями в ряде районов в очень незначительном количестве. К этим районам относится и наш Нижегородский край, где добыча этих зверьков до сих пор носила случайный характер и не была организована.
        Между тем развитие промысла лова весенних видов пушнины имеет большое значение и для нашего сельского хозяйства, так как все перечисленные виды зверьков являются вредителями сельского хозяйства, а особенно хомяк и крыса.
        Слабое развитие этого промысла в Нижегородском крае об'ясняется главным образом незнакомством населения с этими видами зверьков, незнанием той ценности, которую представляют их шкурки и способов их лова. Большое значение имело и отсутствие навыков в ловле капканами, кротоловками, вершами (для амбарной крысы), крысоловками и т. д., которые дают наиболее лучшие результаты лова.

Как организовать лов "весенних" видов пушнины

Заготовку пушнины и мехсырья на территории Нижегородского края производят Союзпушнина, Охотсоюз и потребительская кооперация. Каждый колхоз, совхоз, колхозник, ловецкие бригады, организованные как ими, так и школами, пионер-отрядами, ячейками Осоавиахима, комсомольскими организациями, приступая к организации промысла на "весенние" виды пушнины, должны обратиться к близ находящемуся отделению, райагенту или сборщику Союзпушнины или Охоттовариществу и Сельпо и получить от них необходимые орудия промысла (капканы) и инструкции о способах лова, времени лова того или иного зверька, ценах, порядке сдачи и расчетов, способах с'емки шкурок и т.д. и подписать договор контрактации, предусматривающий эти условия.
        Колхоз должен подписать договор с той организацией, к которой он прикреплен (Союзпушнине, Охоттовариществу или потребобществу), совхозы только с Союзпушниной, а остальные организации и лица с любой из этих трех заготорганизаций.
        Учитывая, что коллективизация нашего сельского хозяйства даст к весне 1932 года новое значительное повышение, решающее значение и ведущую роль в организации, как зимнего охотпромысла в 1932 году, так и заготовки весенних видов пушнины должен иметь колхозный сектор.
        Необходимо своевременно, проведя массовую раз'яснительную кампанию, организовать ловецкую бригаду, выделить из состава бригады ответственное за руководство всей бригадой и технической подготовкой лицо, распределить обязанности между всеми членами бригады, наметить план работ и участки, которые бригадой будут обслужены Очень важно выделить лицо, ответственное за правильную с'емку и правку шкурок и провести заблаговременно несколько инструктивных бесед с членами бригады о способах лова зверьков, времени их линьки, как находить зверьков, как расставлять капканы, ловушки, как и когда проверять ловушку, как снимать шкурки и т.д.
        Так как, кроме механических орудий лова, применяются и более простые способы лова (о чем подробно ниже), необходимо заблаговременно озаботиться подготовкой нужного инвентаря и транспорта.
        Сдачу заготовленных шкурок надо производить немедленно, не задерживая их у себя, заготовительной организации, с которой подписан, контрактационный договор. Всех сдатчиков пушмехсырья заготовительные организации снабжают необходимыми промтоварами, что и должно быть предусмотрено в контрактационных договорах.
        Период лова водяной крысы, хомяка и крота совпадает с проводимыми на селе важнейшими политически-хозяйственными кампаниями - посевной кампанией и уборкой урожая. Все взрослые работоспособные работники на селе в это время заняты этой основной работой. Однако задача очистки полей от вредителей сельского хозяйства, каковыми являются хомяк, крот, крыса, не должна быть забыта, а включена в общий план мероприятий, которые проводятся на селе перед подготовкой к севу и в период сева и уборки урожая. Эта задача облегчается тем, что лов этих зверьков проводится главным образом на полях и лугах, требует небольшой затраты времени и не может отрывать от основных работ, проводимых на поле и лугах. Вместе с этим особое значение приобретает вовлечение в это дело молодежи и малотрудоспособных работников в колхозах и общественных организациях.
        Комсомольцы, школьный актив, пионеротряды, ячейки Осоавиахима должны целиком включиться в эту работу, организуя бригады и походы в поля.
        Ловецкие бригады, организованные колхозниками, школьным активом, комсомольскими организациями, ячейками Осоавиахима, машинно-истребительными станциями Общества по борьбе с вредителями сельского хозяйства (ОБВ), построив свою работу на базе соцсоревнования и ударничества как между отдельными членами бригад, так и между бригадами, должны помнить, что каждая добытая шкурка этих видов зверьков дает государству возможность повысить темпы нашего социалистического строительства и приносит пользу сельскому хозяйству в его борьбе с вредителями.

Дальше: