К оглавлению...

Утилизация тушек.

До сих пор у нас шла речь о ценности шкурок крота, хомяка, крысы и том вреде, который приносят эти животные.
        Необходимо при организации промысла на этих зверьков помнить еще и об использовании тушек этих зверьков для вытопки из них сала технического, которое идет главным образом для изготовления мыла.
        Почти во всех районах имеются так называемые салотопки Союзутильсырья, Союзкож или Потребкооперации. При организации массового лова надо все тушки после с'емки с них шкурок свозить на салотопку, которая принимает их за плату.
        При организации массового лова этих зверьков можно организовать простейшего устройства походные салотопки (для этого нужен только большого размера котел), которые могут быть прикреплены к бригадам по лову этих зверьков.
        На салотопках должны быть организованы также кадры с'емщиков шкурок для приема непосредственно на салотопках тушек в шкурках, где уже и должна производиться их с'емка. Мы имели уже в ряде районов Союза, к сожалению, такие факты, что несвоевременная обеспеченность кадрами с'емщиков вела и тому, что добытые тушки зверьков погибали вместе со шкурками. Все работники, соприкасающиеся с этим делом, должны это учесть и не повторять старых ошибок.

С'емка, обезжиривание и правка шкурок.

С'емка шкурок крота, хомяка и крысы должна делаться пластом, или, иначе говоря, "ковром".
        С'емка "чулком" крысы водяной понижает качество и цену на 10%, крота на 25°/о, хомяка на 10%. Шкурки, снятые пластом, тем самым оплачиваются дороже.
        С'емка шкурок этих видов зверьков пластом делается следующим образом:
        1) Обрезаются сначала лапки и хвост.
        2) Затем делается вдоль всей тушки надрез по середине брюшка от нижней губы до основания хвоста.
        3) Надрезать губы внутри рта по деснам.
        Сама с'емка шкурки делается уже путем отдирания шкурки от соединительной ткани от хвоста к голове.
        С'емку надо производить осторожно, чтобы не порвать шкурки. Снятую шкурку надо осторожно очистить от жира, кусочков мяса тупым ножем, чтобы не порезать шкурку и не содрать кожу, т. к. если сильно соскоблить и задеть корни волос, то шкурка пойдет в брак, т. к. волос у нее будет теклый.
        От жира надо шкурку очистить очень хорошо (особенно это относится к хомяку, добытому осенью, когда он сильно жиреет),т. к. плохая обезжировка вызывает разложение мездры (горение), которая при выделке на мех разваливается и идет в брак. Плохо обезжиренные шкурки оплачиваются дешевле.
        После с'емки шкурка должна быть расправлена. Растягивать шкурку сильно не надо, иначе у нее волос будет редким и она не будет оплачена как первосортная.
        Для высушивания шкурку прикрепляют к доске мездрой наверх маленькими гвоздиками или булавками, которые прибиваются по краям шкурки, начиная с головки, затем по углам и с боков по краям (см. рис. 10).
        Надо следить, чтобы при растягивании на доске шкурки не было морщин.
        Сушить надо в теплом помещении, где есть движение воздуха (сквозняк) или на воздухе в тени.
        Нельзя сушить шкурки на солнце или на печке.

Рисунки к главе:     Рисунок 10

Цены и правила приемки шкурок.
(выписки из стандарта ОСТ 3762, 3913-3942).

Цены на 1932 год установлены для Нижкрая следующие:

КРОТ.

По волосяному покрову к шкуркам 1-го сорта относятся: шкурки с густым высоким или низким волосом, ровным волосяным покровом по всей площади шкурки; допускается наличие не более одного вихра по середине площади шкурки, не более 2 по краям, а также шкурки со слабо выделяющимися пятнами или узкой каймой, шириной не более 1/2см., иного цвета по краям шкурки.
        К шкуркам 2-го сорта: шкурки с волосяным покровом, менее густым и ровным, допускается наличие на шкурке не болев 3 вихров или небольших пятен иного цвета, или шкурки с широкой каймой иного цвета по краям ее, однако не превышающей 1/2 площади шкурки. Шкурки с плешинами и повреждениями общей площадью до 2 кв. см. вкл., с разрывами или прорезями гв. 2 и до 5 см. вкл., с 4 вихрами или комовой сушки считаются дефектными.
        Шкурки с дефектами, превышающими эти нормы, шкурки площадью менее 40 кв. см., а также поротые по хребту, прелые горелые, молеедистые и с признаками сильной линьки относятся к браку.
        На дефектные шкурки делается скидка с указанных выше цен 50°/о. На шкурки, снятые "чулком", делается скидка 25% с этих цен.
        За комовую сушку или плохую обезжировку делается скидка 20°/о.
        Брак принимается по соглашению сторон, но не свыше, чем за 25% указанных цен.

Технические условия.
        а) Шкурки должны быть: 1) снятыми пластом с продольным разрезом ровно по середине черева, с сохранением меха головы; 2) освобожденными от сухожилий, лап; 3) тщательно обезжиренными, оправленными четырехугольником и высушенными пресно-сухим способом.
        б) Шкурки должны иметь волос, очищенный от грязи, не сваленный.
        в) Мездра должна быть здоровая, не затхлая, не плесневелая.

ХОМЯК.

По волосяному покрову и времени добычи относятся к 1-му сорту: шкурки весеннего и осеннего боя, полноволосые с ровным волосяным покровом и густым подшерстком; мездра чистая. Допускаются шкурки с наличием небольших пятен или синих полосок на мездре; к 2-му сорту: шкурки поздне-весеннего и ранне-осеннего боя, менее полноволосые с редковатым или низковатым волосяным покровом, а также шкурки полуволосые, мездра с темно-синими пятнами и полосками или чистая.
        Шкурки 1-го и 2-го с. с разрывами общей длиной св. 5 см. и до 25 см. вкл., с дырами, плешинами общ. площ св. 4 см и до 25 см. вкл. считаются дефектными.
        Шкурки с пороками, превышающими эти нормы для дефектных, и шкурки площ. менее 200 кв. см., а также горелые, прелые и летнего боя с признаками линьки относятся к браку.
        На дефектные шкурки с указанных выше цен делается скидка 50%.За комовую сушку, плохую обезжировку или сушку делается скидка 20%.
        За с'емку чулком делается скидка 10%.
        На брачные шкурки делается скидка не менее 75% шкурки 1-го сорта крупного размера.

Технические условия.
        Шкурки должны быть: 1) снятыми пластом с продольным разрезом ровно по середине черева, с сохранением целости меха с головы и лап; 2) освобожденными от костей и сухожилий, тщательно обезжиренными; 3) оправленными и высушенными пресносухим способом.

КРЫСА ВОДЯНАЯ.

К 1 сорту относятся: шкурки ранне-весеннего или поздне осеннего боя, полноволосые с ровной частой остью и густым пухом, с чистой мездрой; допускается наличие на мездре небольших синих пятен или полосок; шкурки должны быть 1) снятыми
пластом с продольным разрезом ровно посередине чрева с сохранением целости меха с головы и лап, 2) освобожденными от костей и сухожилий, с обрезанными хвостом и когтями, тщательно обезжиренными; 3) оправленными и высушенными пресно-сухим способом. 2-го сорта нет.
        Шкурки, не отвечающие этим условиям, относятся к дефектным или браку, а именно:
        Шкурки с разрывами общей длиной св. 5 и до 25 кв. см с дырами, плешинами, общей площадью св. 2 и до 25 кв. см., а также шкурки поздне-весеннего боя с редковатыми остью и пухом считаются дефектными.
        Шкурки с пороками, превышающими нормы для дефектных, и шкурки площадью менее 120 кв. см., а также прелые, горелые и молееденые относятся к браку.
        Шкурки летнего боя с признаками линьки, а также шкурки с редкой остью, почти без пуха запрещены к приему.
        За дефектные шкурки делается скидка - 50%
        За комовую сушку, плохую обезжировку и просушку - скидка - 20%
        За с'емку чулком скидка - 10%
        За брак скидка не менее - 75%

АМБАРНАЯ КРЫСА.
        Амбарная крыса не менее 75 кв. см. - 20 коп.
        При сдаче крысы в тушках оплачивается - 15 коп.

Технические условия приемки.
        В целях развития промысла лов амбарной крысы, приемка и сортировка крысы по волосу, сортам и размерам пока не применяется.
        Установлен только минимальный размер 75 кв. см; шкурки с меньшей площадью не принимаются.

ЛИТЕРАТУРА:
        3ворыкин. - Крот и его добывание
        Новиков - Хомяк обыкновенный
        Кузнецов - Второстепенные виды пушнины
        Журналы "Пушное дело", Госстандарт, инструкции и материалы Союзпушнины.•

Конец.