Заявление товарища В.М. МОЛОТОВА
на прессконференции в Сан-Франциско
САН-ФРАНЦИСКО, 7. (Спец. корр. TACC). На пресс-конференции, на которой присутствовало около 600 корреспондентов США и всех других стран, представленных на конференции в Сан-Франциско, товарищ В. М. Молотов сделал следующее заявление, подытоживающее первую часть работы конференций:
"Теперь можно подвести итог первой части работы конференции. Закончились совещания четырех председателей конференции о поправках к .решениям, принятым в Думбартон-Оксе. При этом достигнуто важное для успеха конференции единодушие. Приступили к работе комиссии и подкомиссии, "в которых представители всех Объединенных наций примут участие в рассмотрении многочисленных старых и новых предложений и поправок. Советская делегация придает главное значение следующим принятым на совещании четырех поправкам:
1. В главе "Цели" теперь специально сказано о соблюдении принципов справедливости и международного права. Здесь сказано также о необходимости уважения поощрении равноправия и самоопределения народов, чему Советский Союз всегда придавал первостепенное значение. К принципам равноправия и самоопределения (народов, провозглашаемым международной организацией безопасности, будет привлечено особое внимание народов в колониях и в подмандатных территориях, что поможет столь (необходимому ускорению осуществления этих; великих принципов. Кроме того, в главе "Цели" теперь сделано указание о поощрении уважения прав человека н основных свобод дли всех, без различия расы, языка, религии и пола.
Такая программа несовместима с участием фашистских стран в организации международной безопасности. Но ведь это вполне естественно, так как страны фашизма, как мы знаем, являются не только центрами черной реакции, но также очагами войны, и они не смогут служить делу миpa и безопасности народов.
Советская делегация не стала настаивать на своем предложении указать, что к важнейшим правам человека должно быть отнесено право на труд и право на образование. Указывалось на целесообразность делать ссылки на те или другие права, но разве непонятно, что, скажем, право на труд имеет особенно жизненное значение (для трудящихся при переходе от войны к миру, когда опасность (массовой безработицы исключительно велика.
2. Как известно, в печати высказывалась мысль о желательности пересмотра договоров, заключенных в годы войны. При этом, видимо, имелись в виду договоры, которые подписаны побежденными агрессивными странами, а также договоры, заключенные между некоторыми Объединенными странами с целью предупреждения возобновления агрессии в послевоенное время со стороны разбитых стран "оси". Нетрудно понять, что указания на необходимость пересмотра указанных выше договоров было бы на руку вражеским странам, которым, конечно, уже теперь хотелось бы расшатать эти договоры и подорвать их силу. Нельзя не видеть и того, что попытка передать указанные договоры на рассмотрение международной организации означала бы нарушение суверенных прав государств, подписавших договоры. Это находилось бы также в прямом противоречии с принципами Думбартон-Окса, подчеркивающим признание суверенных прав государств - членов международной организации безопасности. Понятно, что мысль о пересмотре договоров у нас отвергнута, как несостоятельная.
3. Вопрос о договорах рассматривался еще и с другой стороны. Советский Союз, например, имеет договоры о взаимопомощи с Англией, Фракцией, Чехословакией, Югославией, Польшей. Эти договоры заключены на срок в 20 лет и имеют целью предупредить возобновление агрессии со стороны Германией. Подобные договоры возможны и между другими странами, скажем, между Англией и Францией. Было решено, что такие договоры сохранят свою силу до; тех пор, пока заинтересованные правительства не признают, что "международная организация безопасности действительно сможет взять на себя выполнение указанных в этих договорах задач предупреждения агрессии". Мне кажется, что найдено решение, вполне отвечающее интересам безопасности народов.
4. Заслуживает внимания тот факт, что в отношении Совета безопасности не вносилось никаких предложений, изменяющих eго роль и место в организации. Этим еще раз продемонстрировано единодушие ведущих держав в главном вопросе послевоенной безопасности народов. Создается уверенность, что по этому пути пойдут и другие страны, участвующие в конференции.
5. Только в последние дни появились предложения по территориальной опеке, которые теперь широко обсуждаются в печати. Американские и английские предложения по этому вопросу различны и требуют изучения. Для советской делегации ясно, что с точки зрения интересов международной безопасности мы должны заботиться прежде всего о том, чтобы зависимые страны поскорее (могли выйти на дорогу национальной независимости! Этому должна помочь специальная организация Объединенных наций, которая должно действовать в духе ускорения осуществления принципов равноправия и самоопределения народов. Советская делегация примет активное участие в рассмотрении этого вопроса.
В заключение я хочу выразить уверенность, что конференция сумеет уже в ближайшие две-три недели рассмотреть все основные вопросы. Teперь, когда героизм Красной Армии и армий союзников обеспечил нашу победу в Европе, надо быстро двинуть вперед всю работу конференции и заложить основы в послевоенной организации международной безопасности".
После оглашения письменного заявления В. М. Молотов отвечал на вопросы корреспондентов. На вопрос корреспондента, не скажет ли В. М. Молотов, произойдет ли какое-либо изменение политики Советского Союза по отношению к Японии в связи с наступлением Дня Победы, В. М. Молотов ответил, что советское правительство высказало свое мнение по этому вопросу в начале апреля. На настоятельную просьбу этого корреспондента о том, чтобы В.М. Молотов повторил заявление советского правительства, Молотов заметил, что подобные заявления трудно делать на память, добавив, что если корреспондент этого желает, текст будет прислан в письменной форме. Один корреспондент спросил, следует ли расценивать факт проведения В.М. Молотовым .пресс-конференций, как признак изменения советской политики по отношению к прессе, и подчеркнул, что все присутствующие корреспонденты очень удовлетворены пресс-конференциями, считая, что это является вкладом в общее дело. В. М. Молотов ответил: "Пресс-конференции ничего не означают, кроме того, что они означают, т. е. это информация о работе нашей советской делегации на конференции".
На вопрос, одобрил ли бы В. М. Молотов приглашение Дании в Сан-Франциско, В.М. Молотов ответил, что это зависит не только от него одного, добавив, что присутствие Дании на конференции по безопасности было бы очень желательно.
Был задан вопрос, какова позиция Советского Союза в отношении независимости Кореи с учетом либеральной политики, выраженной Молотовым на конференции, В. М. Молотов ответил: "Этот вопрос необходимо обдумать. Есть время". На просьбу корреспондента комментировать сообщение о том, что в связи с арестом 16 поляков обсуждение польского вопроса было прервано. В. М. Молотов ответил, что, по-видимому, на пресс-конференциях невозможно обойтись без польского вопроса и спросил, не будет ли у
корреспондентов дополнительных вопросов по этому пункту. На вопрос, одобряет ли В. М. Молотов англо-американские предложения о территориальной опеке, В. М. Молотов ответил: "Как американские, так и английские предложения об опеке очень интересны. Мы их изучаем самым внимательным образом и выскажем свое мнение". Был задан вопрос, каково было бы отношение советской делегации, если бы существующее ныне испанское правительство было приглашено на конференцию в Сан-Франциско. В. М. Молотов ответил: "Вопрос настолько простой, что он даже не требует ответа".
После вопроса корреспондента, почему советское правительство не сообщило ранее о факте ареста 16 поляков, В. М. Молотов ответил: "Я отвечаю по польскому вопросу. Союзники успешно разрешили югославский вопрос, хотя это удалось не сразу. Не сомневаюсь, что польский вопрос будет разрешен успешно. Главное, чтобы он был разрешен в соответствии с желаниями самих поляков".
На этом В. М. Молотое закончил пресс-конференцию.
ЗАЯВЛЕНИЕ СТЕТТИНИУСА О ПРИНЯТЫХ ПОПРАВКАХ К ПРЕДЛОЖЕНИЯМ
ВЫДВИНУТЫМ В ДУМБАРТОН-ОКСЕ
САН-ФРАНЦИСКО, 5. (Спец. корр. ТАСС). Стеттениус и другие члены делегации Соединенных Штатов сообщили на пресс-конференции о том, что руководители делегаций четырех стран - организаторов конференции - в результате шести совещаний на протяжении нескольких дней достигли соглашения по ряду поправок к предложениям, разработанным в Думбартон-Оксе.
Среди поправок, по поводу которых четыре державы - организаторы пришли к согласию и приняли решение совместно представить их конференции, находится добавление к главе 1-й программы Думбартон-Окса в виде заявлений о поддержке принципов справедливости, международного права, равных прав н самоопределения народов, а также провозглашение уважения к человеческим правам и основным свободам для всех без различия расы, языка, вероисповедания и пола. В другой поправке предусмотрено, что Совет безопасности может рекомендовать не только процедуры для мирного урегулирования споров, но и фактические условия соглашения, в том случае, когда стороны, участвующие в споре, требуют принятия такой акции.
Стеттениус сообщил, что, кроме того, в соответствии с дополнительной поправкой, принятой 4-мя державами, Совет может впредь до окончательного соглашения предложить участвующим, в споре сторонам действовал в соответствии с мерами, необходимыми для предотвращения осложнения спора.
В другой поправке впервые устанавливается процедура, в соответствии с которой вступает в силу устав международной организации. В поправке предусмотрено, что устав вступает в силу, когда он ратифицируется пятью постоянными членами Совета и простым большинством других; членов организации. В поправке предусмотрено, что такие же правила будут применяться и к дальнейшим поправкам к уставу.
Стеттиннус сообщил, что четыре страны-организаторы пришли также к согласию по поводу поправки:, предусматривающей, что генеральная Ассамблея с согласия Совета безопасности может созвать общую конференцию, чтобы рекомендовать поправки к уставу в любое время в будущем.
Комментируя соглашения, достигнутые четырьмя державами-организаторами в отношении поправок, Стеттиниус оказал:
"Я считаю, что весьма широкое соглашение, столь быстро достигнутое правительствами -организаторами в отношении этих поправок, имеет с огромное значение для успешного исхода нашей деятельности".
Подписание акта о военной капитуляции
Б. АФАНАСЬЕВ, К. СУХИН.
БЕРЛИН, 8 мая. (ТАСС). Пройдут года, десятилетия, столетия. Но день 8 мая 1945 года свободолюбивые народы мира будут вечно помнить и чтить как дату торжества справедливости, как дату победы над гитлеровской Германией.
Берлин. Яркий солнечный день, летний, жаркий. На Темпельгофском аэродроме с сетью бетонированных дорожек, откуда совсем недавно поднимались самолеты со свастикой, сейчас сверкают советские истребители. Немецкие самолеты лежат сейчас в груде металлического лома, в разбитых ангарах. Один за другим поднимаются в небо истребители. Их ведет майор Тюлькин. У летчиков-истребителей почетная задача - встретить в небе самолеты, которые должны прибыть сюда с делегацией Верховного Главнокомандования экспедиционных сил союзников.
Ветер колышет государственные флаги Советского Союза, США и Великобритании. Прибытие делегации ожидается к 14 часам. В 13 часов 50 минут с запада доносится приглушенный гул моторов. Вскоре появляются два "Дугласа". Затем приближается третий. Они делают круги над аэродромом, над Берлином и снижаются для посадки. В 13 часов 58 минут колеса первой машины чертили по земле берлинского аэродрома. Серебристый "Дуглас" останавливается на бетонированной дорожке. Открываются двери и из кабины выходит представитель Верховного Командования экспедиционных сил союзников Главный Маршал авиации Теддер, за ним спускается командующий стратегическими воздушными силами США генерал Спаатс, командующий военно-морскими силами союзников в Европе адмирал Гарольд Бэрроу.
Прибывших приветствует генерал-лейтенант Васильев.
Потом приземляются и два других самолета с остальными делегатами и представителями прессы. Встречать только что прибывших подходят представители советского командования - генерал армии Соколовский, генерал-полковник Берзарин, генерал-лейтенант Боков. Выстраивается почетный караул. Впереди знамена СССР, США и Великобритании. Оркестр исполняет американский, английский и советский гимны. Полковник Лебедев рапортует Главному Маршалу авиации Теддеру о том, что почетный караул построен. Глава делегации вместе с прибывшими обходит почетный караул. Этим парадом, говорит Теддер, нам оказана большая честь. В ответ в честь победы гремит над Берлином красноармейское "ура".
Приходит четвертый "Дуглас". В нем доставлены в Берлин представители командования разгромленной немецкой армии. Вот в сопровождений американских офицеров проходит фельдмаршал Кейтель, генерал-адмирал Ганс Фридебург, генерал-полковник Штумпф. Немцев проводят к автомашинам.
У микрофона выступает Главный Маршал авиации Теддер. Он говорит, что является уполномоченным главнокомандующего Эйзенхауэра. Он очень рад приветствовать советских маршалов и генералов, а также войска Красной Армии и особенно рад потому, что он их приветствует именно в Берлине. Союзники на западе и востоке, сказал он, в результате сотрудничества проделали колоссальную работу.
Союзные делегации и представители советского командования садятся в автомашины. Через весь город они следуют в пригород Карлсхорст. В 14 часов 40 минут на аэродром прибывает из Парижа французская делегация во главе с генералом Делатр де Тассиньи.
БЕРЛИН, 8. (ТАСС). Через полчаса после прибытия самолетов Главный Маршал авиации Теддер нанес визит Маршалу Советского Союза Жукову. Теддер поздравил Маршала Жукова с победой и передал ему белое шелковое знамя с вышитой эмблемой Объединенных сил. Маршал Советского Союза Жуков в свою очередь поздравил представителей союзного командования. Маршала Жукова также посетил и поздравил с победой над фашистской Германией главнокомандующий французской армией генерал Делатр де Тассиньи. Поздравляя Красную Армию от имени де Голля и французского народа, он сказал, что русский народ своей борьбой оказал большую помощь в освобождении Франции. После этого у Маршала Жукова состоялась личная беседа с Главным Маршалом авиации Теддером.
Историческое событие, которое должно свершиться и которого все ждут, должно произойти в сером доме, на углу улиц Цвизелерштрассе и Райнштайнштрассе, где помещалось берлинское военно-инженерное училище. В большом двухсветовом зале - строгая обстановка. Для участников конференции приготовлены длинные столы. Четыре национальных флага-СССР, США, Великобритании и Франции украшают зал.
Глубокий вечер. В зал входят Маршал Советского Союза Жуков, главный Маршал авиации Теддер. За ними следуют к своим местам остальные представители союзных государств, члены делегаций. Кресла, стоящие под национальными флагами, занимают Маршал Советского Союза Жуков; Теддер, Спаатс, Вышинский, Бэрроу, Делатр де Тассииьи. Центральный стол занимают представители союзных держав - генералы Красной Армии, командовавшие частями, овладевшими Берлином. За столом прессы -советские и иностранные журналисты. Один стол пока пуст. Маршал Советского Союза Жукюв обращается к присутствующим.
" - Господа, - говорит Маршал,- мы собрались здесь по уполномочию Верховного Главнокомандования Красной Армии - Заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Жуков, по уполномочило Верховного Главнокомандования экспедиционных сил союзников - Главный Маршал авиации Теддер; здесь также присутствуют генерал-полковник американской армии Спаатс, от французской армии Делатр де Тассиньи - принять условия безоговорочной капитуляции от командования вооруженных сил Германии Я предлагаю приступить к работе и пригласить сюда уполномоченных германского командования.
Затем Маршал отдает приказание:
- Пригласите сюда представителей немецкого верховного главнокомандования для принятия условий безоговорочной капитуляция.
В зал входят генерал-фельдмаршал германской армии Кейтель, генерал-адмирал Фридебург, генерал-полковник Штумпф в сопровождении адъютантов. В абсолютной тишине фельдмаршал Кейтель вместе с сопровождаяощими его занимают приготовленные для представителей немецкого командования места.
Снова говорит Маршал Жуков:
- Господа, сейчас предстоит подписание акта безоговорочной капитуляции. Я обращаюсь к представителям германского верховного главнокомандования с вoпросами, имеют ли они на руках акт, познакомились ли с ним, согласны ли представители германского командования подписать этот акт?
С этими же вопросами к представителям командования немецкой армии обращается Главный Маршал авиации Теддер. Ответа ждут все собравшиеся. Тишина.
- Да, я согласен, - тихо произносит генерал-фельдмаршал немецкой армии Кейтель и передает Маршалу Жукову документ Главной ставки, подписанный гросс-адмиралом Дениц, уполномачивающий Кейтеля, как шефа командования вооруженными силами и одновременно как командующего армии, фон-Фридебург - как командующею военно-морскими силами, Штумпф - как представителя воздушных сил подписать акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил перед Верховным Главнокомандованием советскими вооруженными силами и Командованием союзных экспедиционных сил. Необходимые формальности соблюдены. Маршал Жуков предлагает уполномоченным верховного командования германской армии подойти к столу и подписать акт. Один за другим Кейтель, Фридебург и Штумпф подписывают акт.
Объективы фотоаппаратов и пленка кинокамеры запечатлевают это событие.
Акт подписан. Германия безоговорочно капитулировала. Один экземпляр акта, составленного на трех языках, вручается фельдмаршалу Кейтелю. Маршал Советского Союза Жуков объявляет: немецкая делегация может удалиться.
СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЯТИ ДЕРЖАВ В САН-ФРАНЦИСКО
САН-ФРАНЦИСКО, 7. (ТАСС). 7 мая в Сан-Франциско состоялось совещание представителей пятя держав, на котором было решено назначить подкомиссию для рассмотрения предложений о поправках, представленных странами, не принимавшими участия в конференции в Думбартюн-Оксе. Подкомиссии предложено представить как можно скорее отчет министрам иностранных дел пяти держав. На этом совещании Советский Союз представлял тов. Молотов, Соединенные Штаты - Стеттиниус, Соединенное Королевство - Эттли, Китай - Веллингтон-Ку, Фраицию - Бидо.
Пленение бывшего гитлеровского министра финансов Шахта
НЬЮ-ЙОРК, 7. ((ТАСС). По сообщению корреспондента агентства Юнайтед Пресс, находящегося при американской армии, американцы, заняли итальянский город Альба, близ австрийской границы, захватили там бывшего гитлеровского министра финансов Шахта.
Югославские войска освободили Загреб и Любляну
БЕЛГРАД, 8. (ТАСС). Белградское радио передает сообщение генерального штаба югославской армии о том, что части югославской армий освободили главный город Хорватии Загреб и главный город Словении - Любляну.
ПЛЕНЕНИЕ ГЕРИНГА И КЕССЕЛЬРИНГА
НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Как передает нью-йоркское радио, штаб союзного командования в Париже сообщил, что частями 7-й американской армии сегодня захвачены в плен Герман Геринг и бывший командующий германскими вооруженными силами на западе Альберт Кессельринг.
ИНОСТРАННАЯ ХРОНИКА
Общие потери Канады по март текущего года включительно составили 35.289 - убитыми, 48.658 - ранеными, 4.517 - пропавшими без вести и 8.188 - пленными. (ТАСС).
В Сараево открылся первый конгресс объединенного союза антифашистской молодежи Боснии и Герцеговины.
|
|
|
Главлит: |
|
Выпускающий редактор: |
S.N.Morozoff |
Полоса подготовлена: |
А.Савельев |
|