К товарищам работникам кухни.
        Вр. и. д. Председателя Совета Шеронов.
        Секретарь Гизатулин.
        Из поступающих словесных заявлений товарищей видно, что число ночных задержаний, в большинстве случаев, падает на трудящихся, - особенно на работников кухни, которые задерживаются после закрытия столовых, ресторанов и т.п. уборкой кухни. Полагая, что задержание одного идущего с работы товарища гораздо важнее задержания сотни гуляющих граждан, Исполнительный Комитет во избежание означенного предлагает администрации столовых, ресторанов и т.п. работы по кухне заканчивать в 10ч. веч., предоставив полчаса на уборку. В случае незаконченности уборки, оставлять таковую до утра. При неисполнении означенного, по заявлению, дело будет передано Военно-Революционному Штабу.


МЕСТНАЯ ЖИЗНЬ.
ПРОТОКОЛЫ
заседания дальне-восточного совета народных комиссаров.

        5 июля 1918г. №202. Гор.Хабаровск.
        Председательствует Краснощеков.
        Присутствуют: Калнин, Коренев, Коковихин, Носов, Генкин, Линнас, Огильви, Никифоров, Федорец и Ермак.
        Слушали:
        Доклад т. Калнина о необходимости открыть специальный кредит по мобилизации и для поддержки советов в сумме полуторамиллионов рублей.
        Постановили:
        Открыть чрезвычайный кредит из доходов государства в размере одного миллиона рублей для оказания поддержки советам края. Открыть 500 тысячный добавочный кредит для военных нужд. Открытый кредит разассигновывается по соответствующим казначействам. Распределение поручается комиссару финансов.
        2. Предложение комиссара труда т. Калнина об утверждении первого варианта постройки арсенальской ветки.
        Утвердить первый вариант.

        6 июля. №203.
        Слушали:
        1. Об отпуске денег для нужд флотилии. Председатель, обрисовывая положение, говорит, что несмотря на то, что смета еще не утверждена, но в виду исключительных условий момента нужно ей отпустить временно 500.000 рублей.
        Постановили:
        Отпустить.
        2. Об Уссурийской железной дороге. В виду разъединения Уссурийской жел. дороги и невозможности платить жалованье рабочим и служащим из главной железно-дорожной кассы - отпустить им кредит на уплату жалованья в 500.000 рублей.
        Отпустить 500.000 рублей из сумм, уже отпущенных Уссурийск. ж.д.
        3. Об интендантских грузах. В связи с происходящими событиями явилась необходимость отправить излишние грузы в места более далекие и безопасные, но наблюдается саботаж со стороны некоторых организаций, боящихся, что Хабаровск останется без продовольствия, хотя здесь оставляется в достаточном количестве.
        Отпустить в распоряжение продовольственных управ и железнодорожных комитетов необходимые продукты для распределения среди населения.
        4. Об общем положении вещей в Сибири и на Дальнем-Востоке и выработки определенного плана действий против контр-революционного движения.
        Товарищ председатель, обрисовывая положение, говорит, что против советской республики в крае и Сибири имеются три фронта. Помимо этого в каждом .городе и деревне есть десятки фронтов. Мы на Дальнем Востоке вступили в период строительства новой жизни и были уверены, что сговоримся с соседними странами. Теперь же все сделанное нами поставлено на карту. Момент самый серьезный. Здесь собались дальсовнарком, члены военн. комис., Центро-Сибири, железнодорожного комитета Уссурийской жел. дор., Амурской речной флотилии, президиум военного комиссариата Дальн. Востока, и пред. Хабаровского совета рабочих и крестьянских депутатов для того, чтобы совместно выработать план действий в дальнейшем.
        Тов. Гейцман (представитель комиссариата иностранных дел Центро-Сибири) на предложение тов. Краснощекова высказаться о том, что нам нужно делать сейчас, говорит, что иностранная советская политика до сих пор выражалась в том, что никакой политики не было, а только вызвать рево-волюцию во всех странах. Теперь же, с точки зрения государственности, нужно ребром поставить вопрос американцам и англичанам: "Что вы собственно от нас хотите, что вы хотите с нами сделать чехо-словацким движением". Может быть мы с ними как нибудь сговоримся. Кроме того, что единый фронт с меньшевиками и правыми социалистами-революционерами, которым нужно указать, что нужно бороться с общим врагом - империалистами, без сомнения помогут выйти из создашегося положения.
        Тов. Половников (представитель военного комис. Центро-Сибири). Забайкальский фронт нами в военном отношении был почти ликвидирован. Гродековские недоразумения тоже ликвидировали, открылся новый фронт в Нижне-Удинске с чехо-словаками. Наши города пали один за другим мирным путем. Инцидент не леквидирован. Остался один способ ликвидации его - это вооруженная борьба. Но теми силами, которые имеются у нас, трудно вести борьбу. У нашей армии много энтузиазма, но она мало технически сорганизована. Чехо-словаки хорошо сорганизованы в военном отношении. Начинающийся раскол в чехо-словацкой армии во Владивостоке есть надежда на наше спасение. Некоторая надежда - это помощь из Европейской России. Если нам удастся продержаться до этой помощи, то мы спасены.
        Кулиныч (представитель чрезвычайной комиссии по разгрузке Владивостока). Нам от владивостокских спекулянтов было известно, что чехо-словаки с русскими белогвардейцами сговорились арестовать совет. Мы предупреждали совет, но он обратил на это очень мало внимания. В дальнейшем он осветил ход событий во Владивостоке.
        Тов. Половников задал несколько технических вопросов.
        Тов. Гейцман. Несколько месяцев тому назад Центро-Сибирь получила директивы от центрального правительства, что через всю Сибирь и Дальний Восток должны проследовать во Владивосток частью вооруженные и просили оказывать им содействие. Советы Сибири протестовали указывая, что и железная дорога не выдержит и продовольствия, нехватит, но из Центра сообщили, что вопрос этот уже решен, что они должны отправиться во Владивосток. Первые эшелоны чехо-словаков встречали манифестациями и митингами и они благополучно проехали. Но следующие эшелоны, которые следовали, начали вести себя совсем не по-дружески. Уже в Челябинске и других городах начались волнения чехо-словаков отчасти без всякого с нашей стороны повода, а отчасти с провокационными целями со стороны наших контр-революц. Затем он разсказывает подробно, о мирной делегации, об участии в переговорах генеральн. американского консула, о выработке мирного договора и отношениях чехо-словаков. Телеграммы от Троцкого о разоружении чехо-словаков в силу требований германского правительства - наглая ложь, таких телеграмм никогда не было. Правда, в некоторых местах, как в Омске, обезоруживали чехо-словаков, несмотря на то, что Центро-Сибирью были даны указания обходиться с ними хорошо и невызывающе. До это были единичные случаи. Японский консул Като, в своей беседе определенно заявил, что Франция совсем не думает принять к себе чехо-словаков, это было определенной Политикой союзников действовать против советской республики. Кроме того шведские и датские консулы также заявили, что с помощью чехо-словаков союзники решили оккупировать Сибирь и занять Сибирскую магистраль и предложили использовать военнопленных, которым грозит опасность быть уничтоженными. Но Центро-Сибирь держалась одного лозунга. "Не признаем" - ни союзников, ни военнопленных.
        Американский консул Геррис заявил: "Откройте фронт с немцами и завтра будет ликвидирован чехо-словацкий конфликт". В заключение говорит, что следовало бы лучше держаться политики непризнания мирного договора с Германией, да и теперь еще не поздно, ибо союзники знают, что одна только советская власть пользуется доверием широких народных масс, а другие партии никаким доверием не пользуются.
        Тов. Краснощеков (председатель Далъсовнаркома). Дальне-восточный совнарком знает, чего хотят иностранцы. Они делают, чтобы Россия опять открыла фронт с Германией или своими силами или разрешила Америке, Англии и Франции открыть фронт. Восточный фронт своими силами. У Японии интересы другие. Ей наплевать на немецкий фронт, она бы ничего не имела, чтобы обанкротилась и Америка, и Англия и Франция, ей хочется захватить Дальний Восток и Сибирь. Чехо-словаки есть последняя ставка иностранцев для уничтожения советской власти в Сибири с тем, чтобы с вновь организующейся Сибирью править. Если разобьем чехо-словаков, то мы покажем иностранцам, что у нас есть еще сила и они должны будут признать советскую власть открытой. Войну иностранцы вести с нами не могут, у них нет военных сил. Есть только у Японии, но ей они не доверяют.
        Тов. Ершов (представитель военного комиссариата Центро-Сибири). Политика ведь может быть хорошая, но в настоящее время не следует слишком говорить об этом, да и вообще политика является соотношением реальных сил. Перед нами должен стоять один вопрос, должны и можем ли мы вести борьбу со всем этим движением. Для меня вопрос ясен - нужно бороться до крайности, но не так вести борьбу, как раньше - разрозненно, а нужен единый центр. Все нужно сорганизовать и концентрировать для того, чтобы дело пошло хорошо. Раз у нас внутренняя война, то все должно пойти для этой войны. Центр должен быть организован и поэтому центру все должно быть подчинено.
        Тов. Гейцман настаивает на необходимости начать переговоры с Америкой через иркутского американского генерального консула и уверен, что успех в этом будет. Политика может сыграть большую роль, чем военные действия.
        Тов. Краснощеков. Нельзя конечно иметь против практического предложения об организации единого военного центра. Нам необходимо из обмена мнений выяснить обстановку борьбы с контр-революцией.
        Тов. Ершов находит необходимым немедленно решить вопрос о создании военного центра. В результате долгих прений вынесено две резолюций:
        1) Делегации военного комиссариата Центро-Сибири.
        Вести безпощадную борьбу с надвигающейся контр-революцией до последней возможности.
        1. Образовать единый военный центр из представителей Дальсовнаркома и Центро-Сибири с неограниченными полномочиями.
        2. Приспособить все хозяйство Сибири для организации сопротивления.
        3. Мобилизовать всех советских работников для военных целей.
        4. Произвести точный учет и распределение всех военных и продовольственных запасов.
        2) Тов. Кулиныча.
        В целях объединения безпощадной борьбы с надвигающейся контр-революцией собрание считает необходимым создание единого объединяющего центра. План организации поручить разработать объединенному заседанию презид. Дальсовнаркома, военного комиссариата Центро-Сибири и военного краевого штаба с тем, чтобы этот проект был утвержден дальсовнаркомом.
        Принята вторая резолюция.


        7 июля 1918г. №204.
        Председательствует Краснощеков.
        Присутствуют: Медведев, Носок, Гапон, Калнин, Коренев и Шабадин и с правом совещательного голоса: Сакович, Линнас и Ермак.
        Секретарь П. Федорец.
        Слушали:
        1) Вопрос о создании единого военного центра для всех фронтов.
        Постановили:
        1. Создать единый военный центр для всех фронтов.
        2. Состав его - 8 человек: 3 представителя от Дальсовнаркома, 3 от Центро-Сибири и 2 от Читы.
        3. Центр передвижной передвигается по всем фронтам.
        4. Прежде всего названный центр обращает все внимание и силы на организацию Ник.-Уссурийского фронта в такой степени, чтобы он мог самостоятельно сопротивляться; военный центр уехать с Ник.-Уссурийского фронта не может.
        5. Полномочия центра в военном отношении самые широкие.
        6. Центр подчиняется и ответственен съезду совнаркомов.
        2) Об избрании представителей от дальсовнаркома.
        Избрать т.т. Краснощекова, Саковича и Носок.
        3) Об отъезде прочих членов Дальсовнаркома.
        Ни один из присутствующих комиссаров не должен уезжать из гор. Хабаровска без особого на то разрешения Дальсовнаркома.
        Поручить тов. Саковичу сорганизовать технический штат, с которым, по утверждении его дальсовнаркомом, выехать немедленно на фронт для его организации.
        Пригласить т.т. Велика, Попова, Кривенко и Лысенко для работы совместно с совнаркомом, с назначением тов. Белина в председатели комиссии, Попова и Кривенко - в транспортный комиссариат, а Лысенко - комиссаром в хабаровский арсенал.


        8 июля 1918г. №205.
        Председательствует тов. Краснощеков.
        Присутствуют: т.т. Гапон, Носок, Медведев, Калнин, Коренев, Линнас, Генкин.
        Секретарствует тов. Шабадин.
        Слушали:
        1) Доклад тов. Краснощекова о внутренней организации образованного постановлением дальсовнаркома от 7 июля с. г. единого военного центра для всех фронтов Сибири.
        Постановили:
        1) Постановление, образованное в заседании 7 июля с. г., коллегии утвердить, а именно:
        а) Самую коллегию назвать "Сибирский главный штаб красной армии, гвардии и флота".
        б) Председателем коллегии состоит тов. Половников, с предоставлением ему общего руководства, товарищами председателя - тов. Краснощеков, которому поручается мобилизационный отдел и тов. Саковича, с назначением его в отдел комплектования пехоты, кавалерии и артиллерии.
        в) Вопрос о секретаре штаба оставить открытым.
        г) В отдел комплектования назначается тов. Белоусов.
        д) В отдел снабжения - тов. Носок.
        е) В состав главного штаба пригласить представителя от Амурской речной флотилии, с правом решающего голоса.
        2) Доклад комиссариата продовольствия, труда и промышленности тов. Калнина.
        2) а) Поручить комиссару продовольствия принять все меры к тому, чтобы добыть из-за границы военные припасы.
        б) Впредь отпуск муки эвакуируемых с прифронтовых местностей, принадлежащей интендантству, производится по соглашению продовольственного комиссариата с окружным военно-хозяйственным комитетом. Самое распоряжение об отпуске муки исходит от военно-хозяйственного окружного комитета.
        в) Отпустить хабаровскому районному кожевенному комитету 10.000 руб. для расплаты по неотложным счетам под обезпечение в виде самой кожи, находящейся в гор. Хабаровске.
        г) Отпустить николаевскому совдепу 3.000 руб. для организации районного кожевенного комитета Сахалина и Охотского побережья.
        3) Доклад тов. Генкина о положении печатного дела в виду единодушно выраженного печатниками желания отправиться на фронт.
        3) Указать товарищам-печатникам, что в виду важности момента в городе должно остаться достаточное количество печатников для обслуживания советских типографий, которые должны сейчас работать на полном ходу, и что добровольцев из числа печатников необходимо набирать сначала за счет штатов частных типографий.
        4) Об отправке типографий на фронт и о назначении редактора для прифронтовой газеты.
        4) Типографию отправить, редактором назначить тов. Нелиуса. Газету "Дальне-Восточные Известия" увеличить вдвое, редактирование "Дальне-Восточных Известий" на время отсутствия тов. Нелиуса поручается товарищам Белину и Генкину.
        5) Доклад комиссара почт и телеграфов тов. Яковлева.
        5) Утвердить временный комитет управления 2-го отдела по перевозке почт.
        6) Доклад тов. Медведева и Гапона об организации отряда красной армии, находящегося специальо в распоряжении дальсовнаркома, для несения караулов при дальсовнаркоме, для сопровождения разсылаемых денег и т.д.
        6) Немедленно приступить к организации отряда для обслуживания специального дальсовнаркома. Вопрос о количестве содержания разрешается президиумом главного штаба.
        7) О заместителе казначея тов. Ляхова.
        7) Временно заведывающим финансовой частью избирается тов. Гапон.
        8) О поездке члена совнаркома на фронт для контакта на. случай, если главный штаб не командирует тов. Краснощекова.
        8) Признать поездку тов. Краснощекова на фронт необходимой, о чем известить президиум главного штаба, дабы он принял это во внимание при решении вопроса о поездке члена президиума на фронт. В случае, если Краснощеков командирован не будет, для ознакомления с положением на фронте и соответствующего доклада дальсовнаркому избирается тов. Калнин.


ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
заседания Дальне-Восточного совета народных комиссаров.

       17 июля 1918г. №210. г.Хабаровск.
        Обсуждали:
        1. Инструкцию действий канонерки Амурской речной флотилии, стоящей у устья реки Сунгари.
        Постановили:
        Руководствоваться прежними директивами и кроме того в виду военного временя в отношении пропуска судов соблюдать следующее: пропускать только те суда, которые будут иметь разрешение на проезд от Дальне-Восточного совета народных комиссаров.
        Таможенный досмотр должен производиться обязательно; пропускать только тех из проезжающих пассажиров, у коих имеются документы, удостоверяющие личность, при этом все пропускаемые пассажиры регистрируются и о них доводится до сведения Дальсовнаркома.
        Провоз оружия допускается только в том случае, если провозящие оружие лица имеют разрешение от советских организаций.
        Подлинный за надлежащими подписями.
        Верно: Секретарь комиссариата Корноух.

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
общего объединенного собрания ломовых и легковых извозчиков.
20 июля 1918г.

        Присутствовало 371 человек. Для обсуждения вопроса по текущему моменту по мобилизации и реквизиции лошадей для штаба красной армии, гвардии и флота.
        1) Доклад был сделан тов. Шумтовым, что лошади нужны для военной цели; если же количество лошадей не будет набрано в Хабаровске и в окрестностях города в крайности будут брать у нас извозчиков, то за какую цену будем отдавать.
        2) Общее собрание просит тов. председателя Тишина пояснения, что им было доложено, что если в крайнем случае будет недохват лошадей, то тов. Тишин просил пойти навстречу штабу красной армии дать лошадей за установленную цену, какая будет выработана общим собранием.
        З) Общее собрание, принимая во внимание ту и другую сторону, что лошади действительно нужны штабу красной армии, но и мы же, извозчики, не можем остаться без лошадей, как это только единственный заработок себе на пропитание, так как посторонних заработков не имеем, то извозчику легковому необходимо иметь 4 лошади. Ломовому извозчику 2 лошади.
        4) В крайнем же случае, если понадобятся лошади извозчиков для штаба красной армии, то собрание постановило лошадей отдать по существующей цене, по соглашению хозяина и выбранной комиссии от союза легковых 8 человек, для более правильного порядка, комиссия должна разсматривать, кому и сколько оставить. Лошади должны быть взяты за чистые деньги на месте, а не под расписку.
        5) У подрядчиков лошадей отобрать и предоставить в распоряжение самой реквизиционной комиссии.
        24 июля 1918г.
        Председатель (подп.) Кувшинов.
        Председатель реквизиционной комиссии Тишин.

В номере
Все Д.Известия
Главная страница

Главлит:           
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена: S.N.Morozoff