К оглавлению...

ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУПНОГО
КОНОПЛЕВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Было бы, однако, недостаточным ограничиться задачей коллективизации и производственного кооперирования, коноплеводства. Ибо, как известно, коллективизация, внеся коренные изменения в агротехнику сельского хозяйства в целом и полеводству в частности, оставила коноплеводную отрасль сельского хозяйства на прежнем уровне.
        Причины этого обстоятельства освещены выше. Поэтому наряду с вовлечением в колхозы коноплеводных хозяйств надо во весь рост поставить задачу обеспечения социалистической реконструкции коноплеводства внутри как существующих, так и вновь организуемых колхозов. Конкретно речь идет о специализации колхозов в коноплеводном направлении, о замене дробных необобществленных посевов конопли крупными обобществленными.
        В Средне-Волжском крае выделено 15 административных районов коноплеводного направления. Однако, в практике работы районных организаций этих районов и колхозов это обстоятельство не находит никакого отражения. Это является следствием пренебрежительного отношения к "задворной" культуре конопли, якобы не имеющей никаких перспектив на будущее. В лучшем случае конопля из ведущей культуры превращается во второстепенную и ведется колхозниками исключительно на единоличных началах. Такому положению вещей надо положить конец. Если в данном районе, данном селе признано ведущее значение конопли, то интересам этой культуры должны быть подчинены остальные отрасли сельского хозяйства. Агро-производственный план района и отдельного колхоза в своей основной части должен предусматривать мероприятия по коноплеводству, должен определить место и значение коноплеводства в районе и отдельном колхозе. Специализация колхозов в коноплеводном направлении должна охватить по решению Крайисполкома не только районы с ведущей ролью конопли, но и села других районов товарного коноплеводства. Специализация районов и колхозов на коноплеводной отрасли сельского хозяйства должна найти свое выражение в организации крупных обобществленных посевов конопли. Ликвидация распыленного карликового отсталого, по своей технике коноплеводства, должна пойти по линии организации совхозов, крупных посевов конопли через МТС на пойменных землях, выведение конопли в полевой севооборот, организации общественных запашек на бросовых землях с применением животной тяговой силы и обобществления усадебных коноплянников. Эти мероприятия в широком масштабе будут применяться в Средне-Волжском крае впервые, и у многих может возникнуть вопрос - имеются ли в наличии примеры - опыты к такому решительному изменению физиономии коноплеводства. На этот вопрос надо ответить утвердительно. Многолетние опыты Шатиловской опытной станции, опыт Лунинского района Средне-Волжского края и другие дают положительные результаты организации крупных посевов конопли, в том числе и в полевых севооборотах, замены навоза минеральными удобрениями, механизации уборки конопли и т.д.
        Передовые позиции на фронте социалистической реконструкции коноплеводства должны занять коноплеводные совхозы. Такие совхозы будут организованы в 1931 году почти во всех районах интенсивного коноплеводства и их производственное задание по конопле на 1931 год определяется в 3600 га. Разумеется, что коноплеводные совхозы при посеве, уборке и обработке конопли применят все имеющиеся в распоряжении научно-опытных учреждений достижения, в частности в совхозах будет сосредоточено строительство заводов по первичной обработке конопли. Само собой понятно, что совхозы покажут пример подлинно совершенных социалистических приемов культивирования конопли, и в этом скажется их огромное влияние на окружающие совхозы, коноплеводные хозяйства как об'единенные в колхозы, так и единоличные. В задачу сельской общественности и колхозно-кооперативных систем будет входить оказание всяческого содействия организации этих совхозов и установление повседневной связи совхозов с окружающими его колхозами с целью оказания последними организационной и агротехнической помощи и консультации. Затем примеры решительной большевистской реконструкции коноплеводной отрасли сельского хозяйства должны показать колхозы основных коноплеводных районов. Принимая во внимание, что из 142.000 га контрольного задания посевной конопли в 1931, году - посевы в колхозном секторе составят 92300 га или 65% всех посевных площадей конопли, мы должны признать решающее значение колхозного сектора в исходе всей работы по реконструкции коноплеводства. Поэтому в процессе составления агро-производственных планов колхозов коноплеводных районов и колхозов, специализирующихся на конопле - вопросы коноплеводства должны занять соответствующее место. Здесь агрономия, инструктора-организаторы, колхозный актив должны будут проявить максимум инициативы, настойчивости, ибо придется ломать самые закоренелые устои ведения сельского хозяйства, свившие себе особо прочное место в коноплеводстве. Задача сельской, колхозной, кооперативной общественности будет заключаться в максимальном укрупнении и обобществлении посевов конопли. Конкретно в задачи весеннего сева 1931 года входит - посеять на пойменных землях 6500 га конопли, в полевом севообороте 3.000 га, организовать общественные посевы - запашки на бросовых землях на площади не менее 3.000 га и обобществить путем сведения к одному массиву не менее 25% усадебных коноплянников. Обсуждение и практическая подготовка осуществления этих мероприятий прежде всего натолкнется на неизбежную косность отдельных слоев колхозных хозяйств, а затем разговоры о напряженности кормового баланса и баланса рабочей силы. Возражения первого порядка чаще всего проявятся в вопросах обобществления известной доли усадебных коноплянников и будут обосновываться правом на индивидуальное пользование усадьбой согласно устава с.-х. артели. И надо, конечно, настойчивость и революционную инициативу в вопросах обобществления усадебных посевов конопли в колхозах сочетать с учетом местных особенностей, с известным тактом и осторожностью. Решение этого вопроса на производственных совещаниях колхозов при обсуждении плана весеннего сева, должно покоиться на добровольном согласии на обобществление усадебных коноплянников самих колхозников, на учете рельефа местности и физиономии усадеб с точки зрения возможности организации на усадьбах крупного обобществленного массива посевов конопли. Остальные возражения будут являться признаком недостаточной продуманности. Во-первых: коноплеводство в полевом севообороте в сочетании с клеверосеянием усиливает баланс интенсивных кормов, а тем самым усиливает позиции животноводства. Что касается посевов конопли на поймах, то утрата естественных сенокосов должна покрываться организацией на пойме севооборота, в котором конопля чередовалась бы с сеянными травами. Наконец, надо заявить, что коноплеводство, требуя больших вложений рабочей силы, в общем итоге однако, позволяет по своей природе организовать равномерное и рациональное распределение ее по сезонам. Коноплеводство, поглощая в летнее время лишние рабочие рук и требует в то же время до 60% трудозатрат в зимнее время и с этой точки зрения является культурой чрезвычайно выгодной. Таким образом путем глубокой и настойчивой массовой раз'яснительной работы, подкрепленной более совершенной агротехникой (об этом речь идет ниже) - мы сможем в весну 1931 года вывести колхозы на путь ликвидации отжившего мелко индивидуального малопроизводительного коноплеводства и организации взамен - крупного обобществленного коноплеводства в поле, на поймах и на усадебных землях. Что касается единоличного сектора, то улучшение коноплеводства пойдет главным образом по линии агротехнических улучшений на усадебных землях, по линии соблюдения агроминимума, о чем сказано ниже. Однако, надо принять меры к организации общественных коноплеводных запашек силами хозяйств, состоящих в поселковых производственных об'единениях. Эти запашки должны явиться опорными пунктами поселковых объединений, на которых-бы демонстрировались современные способы культивирования конопли. Таким образом в процессе коллективизации хозяйств районов товарного коноплеводства и подготовки колхозов этих районов к весеннему севу, надо решительно внести мероприятия по обобществлению коноплеводной отрасли сельского хозяйства, - надо превратить культуру конопли из "задворной" в ведущую, путем посевов конопли крупными обобществленными посевами в поле, на пойменных землях и на усадебных коноплянииках. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что обобществление усадебных посевов конопли должно покоиться на принципах добровольного согласия колхозников, на принципах учета и изучения пригодности усадебных земель И сплошной обработке, посеву и уборке, безболезненного удаления хозяйственных построек и межуусадебн. сооружений, мешающих осуществлению крупного обобществленного коноплянника.

Дальше: