К оглавлению...

Красноармейские фронтовые газеты
          Полковой комиссар М. Телешевский.

Героическая Красная Армия покрыла себя неувядаемой славой на полях гражданской войны, отстаивая в жестоких боях против белогвардейцев и интервентов землю, независимость и свободу многомиллионных народов Советской страны. Мужество и массовый героизм проявили воины Красной Армии в борьбе с провокаторами войны на Хасане и Халхин-Голе, показав всему миру, что границы Советского Союза - на крепком сталинском замке. Сентябрьские дни 1939 года войдут в историю человечества как дни великого освободительного похода Красной Армии, вызволившей из-под панского ярма Западную Украину и Западную Белоруссию.
        Сила Красной Армии - в ее людях, бесстрашных сынах социалистической родины, беззаветно преданных великому делу партии Ленина-Сталина. Ясность цели, непреклонная воля к победе над врагом, беззаветное служение своему народу - вот что составляет политический и моральный облик воина страны социализма. Красная Армия знает, за что она борется. Этим Красная Армия коренным образом отличается от армии любой капиталистической страны, где солдата отгораживают высокой стеной от окружающей жизни, держат в темноте и невежестве, заставляют умирать за интересы эксплоататоров.
        Боец Красной Армии - сын своего народа, полноправный гражданин Советского Союза. Он проходит в Красной Армии замечательную политическую, культурную и военную школу.
        Воспитание пламенного советского патриота, беспредельно преданного партии Ленина-Сталина и советскому правительству, отличного мастера военного дела, политически грамотного и культурного, смелого и бесстрашного в бою, готового в любую минуту умело, с достоинством и честью защищать с оружием в руках вашу великую родину, - такова главная задача воспитательной работы, проводимой в Красной Армии.
        В политическом воспитании бойцов и командиров неизмеримо большая роль принадлежит нашим красноармейским газетам. "Печать - самое острое, самое сильное оружие нашей партии" (И. Сталин). Создатели и руководители Красной Армии, великие гении революции Ленин и Сталин широко использовали печатное слово в борьбе против белогвардейщины и интервентов, в укреплении обороны Советской республики. Товарищ Сталин уделял исключительное внимание фронтовым газетам, помещая в них свои статьи. Одним из первых приказов, подписанных товарищем Сталиным на Царицынском фронте, был приказ об издании ежедневной газеты "Солдат революции".
        Во время гражданской войны фронтовые газеты сыграли огромную роль в воспитании бойцов и командиров Красной Армии. Товарищ Ворошилов писал о газете Первой Конной "Красный кавалерист", что она была "не менее грозным оружием для врага, чем шашки Красной Конницы", что "газета четко, по-большевистски, понятным языком внушала уверенность красноармейской массе, метким сокрушающим словом разила врага".
        Сталинский Центральный Комитет и советское правительство проявляют исключительную заботу о боевом совершенствовании, политическом воспитании и культурном росте бойцов Красной Армии, для чего созданы все условия. Большое внимание уделяется и всемерному развитию печати в Красной Армии. Красноармейские газеты составляют славный отряд большевистской печати.
        В боях против поджигателей войны на Хасане и Халхин-Голе, при освобождении западных белоруссов и украинцев красноармейские газеты действующей Красной Армии показали подлинно большевистские образцы работы. За выдающиеся заслуги в деле политического воспитания частей Красной Армии и укрепления дисциплины в боевой обстановке газета "Героическая красноармейская" награждена орденом "Красная Звезда".
        Красноармейские газеты частей Белорусского и Украинского фронтов, газеты, выходившие в районе боевых действий на Халхин-Голе, выступали верными помощниками командования в деле выполнения боевых заданий партии и правительства.
        В боях за родину, за великое дело партии Ленина-Сталина воины Красной Армии проявили чудеса мужества и отваги. Красноармейские газеты на примерах героизма и мужества воспитывали бойцов в духе советского патриотизма, любви к родине и неуклонного выполнения военной присяги.
        Газета "Сталинский сокол" писала о герое-комиссаре Михаиле Ююкине:
        "Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья черного дыма ложились то ниже, то выше самолетов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание шального снаряда зенитки. Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, летчик дает время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников - один из лучших людей части - сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолет над территорией врага, садится обратно. На соседних самолетах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолет и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника".
        Красноармейские газеты должны внедрить в сознание бойца, что боевой приказ является законом, на выполнение которого в любой обстановке необходимо направить все свои силы, не щадя самой жизни, что трус и паникер - худшие враги и что панику нужно пресекать в корне. Наши фронтовые газеты на ярких примерах показывали, как в боевой обстановке бойцы и командиры, не щадя ни сил, ни самой жизни, выполняли приказ.
        Красноармейские газеты должны выступать как подлинные большевистские организаторы. В боевой обстановке от каждой красноармейской газеты требуется большая оперативность, умение быстро, на ходу обобщать боевой опыт действующих частей и делать его достоянием всех.
        Особенно умело делала это в боевой обстановке газета "Героическая красноармейская". Так, например, обобщая опыт борьбы с противником ночью, газета посвятила этому вопросу целую полосу под общей "шапкой" "Ночью бери врага на штык!" В передовице газета писала:
        "Как действуют ночью наши лучшие бойцы? Они сразу не открывают огня, чтобы не обнаружить себя, а затем берут противника в штыки. Опыт мужественных, отважных, передовых бойцов и командиров показывает, что там, где люди проявляют спокойствие и хладнокровие, где ночью нет и следа паники, - там победа над врагом обеспечена".
        Накануне решающих боев газета вышла со страницей, озаглавленной "Враги боятся штыковой атаки! Крепче удар русским штыком!"
        Рассказами участников боев "Героическая красноармейская" учила всех бойцов и командиров искусству побеждать врага. Газета помещала подборки о взаимной выручке в бою, о боевом содружестве пехоты и танкистов, о том, как метать гранату.
        Огромный боевой опыт накопила в боях с подлым и коварным врагом наша славная сталинская авиация. Газета "Сталинский сокол" выступила с передовой "Боевой опыт должен стать достоянием всех бойцов и командиров", в которой призывала на-коротке, насколько позволяет сложная боевая обстановка, подводить итоги боевого дня. Все новое и ценное, что накопилось за время боев, указывала газета, должно стать достоянием всех летчиков и технического состава. Газета выступила со страницей под общей "шапкой": "Чтобы лучше бить врага, нужно знать его коварную тактику и приемы". В обмене боевым опытом на страницах "Сталинского сокола" участвовали лучшие летчики, проведшие успешно не один десяток воздушных сражений с врагом.
        Изо дня в день газета напоминала летчикам выводы из опыта боев: дерись в группе, не отрывайся от своих, оберегай хвост товарища, в беде иди на выручку товарищу.
        Всякая новая махинация, хитрость врага, разгаданная бойцом или командиром, должна быть доведена до каждого. Это обеспечивает быстрый разгром врага малой кровью.
        Красноармейские газеты должны изо дня в день вести пропаганду и разъяснение военной присяги, напоминая о значении торжественной клятвы, данной воином Красной Армии. Тем более не должны забывать разъяснять военную присягу наши газеты в боевой обстановке, воспитывая у бойцов сознание того, что измена родине - самое тягчайшее преступление, беспощадно караемое советским законом.
        Газеты должны поднимать красноармейское общественное мнение на борьбу против малейшего проявления трусости. Сила общественного воздействия неизмерима. Один из молодых летчиков не проявлял достаточной активности в бою. Ему неоднократно указывал на это командир, но должного воздействия это не имело. Но вот об этом летчике появилась заметка в боевом листке. На следующий же день летчик принес редактору свое социалистическое обязательство и сказал: "Больше обо мне плохого писать не будете". Советский летчик по-большевистски сдержал свое слово. Он стал драться в бою так, как и подобает сталинскому соколу. Указом Президиума Верховного. Совета он награжден орденом "Красное Знамя".
        Идя в бой, воин Красной Армии чувствует и сознает свою огромную ответственность перед великим советским народом и товарищем Сталиным, ибо нет высшей чести, чем служение своему народу, делу великой партии Ленина-Сталина. Кровными узами связана Красная Армия с народам, его постоянную любовь и заботу чувствует каждый боец, командир и политработник.
        На сопке Заозерной, на песчаных барханах Халхин-Гола, на полях Западной Украины и Западной Белоруссии бойцы чувствовали биение пульса своей великой родины, чувствовали любовь и заботу о себе со стороны своего народа, партии и великого Сталина. Резолюции митингов рабочих, колхозников, интеллигенции, подарки и письма советских патриотов шли в действующую Красную Армию. Бойцы, командиры, политработники на марше, в окопах, блиндажах в короткие минуты между боями с особым вниманием читали помещенные в своих красноармейских газетах патриотические документы.
        Пламенные слова, полные любви народа к своей армии, подымали еще выше боевой дух наших бойцов, звали на новые, невиданные подвиги, на полный разгром врага.
        Этот важнейший участок своей работы не забывали наши фронтовые газеты "Красная Армия", "Красноармейская правда" и др. Газеты "Героическая красноармейская" и "Сталинский сокол" часто помещали на своих страницах замечательную переписку советских патриотов. В статье "Родина помнит о нас" газета "Героическая красноармейская" писала:
        "Родина помнит о нас, Родина гордится и восхищается подвигами бойцов Красной Армии. Тысячами нитей народ связан с армией... Эта духовная связь народа со своей армией ярко проявляется в переписке красноармейцев с родными, с земляками на заводах и в колхозах".
        В письмах родные, рабочие, колхозники выражали горячее пожелание бойцам вернуться домой с победой.
        Газета "Сталинский сокол" неоднократно помещала письма жен бойцов и командиров. В одном из писем жена красноармейца тов. Трудова писала комиссару части:

"Передайте моему мужу - пусть он проявляет больше геройства и инициативы в сражении с подлым врагом. Прекрасную родину надо защищать крепко, мужественно и умело, чтобы за это похвалил великий вождь товарищ Сталин. Я комсомолка и готова вступить в боевые ряды Красной Армии, чтобы помогать нашим доблестным бойцам в бою. Прошу сообщить о поведении моего мужа.

Трудова".

Красноармейские газеты должны держать своих читателей в курсе жизни нашей великой родины, освещая многогранную кипучую жизнь страны социализма, отражая на своих страницах ту неиссякаемую любовь, которую проявляет великий советский народ к своей доблестной Красной Армии.
        Огни социалистического соревнования еще ярче зажигаются в боевой обстановке. Наши армейские газеты умело и широко развернули боевое социалистическое соревнование. Бойцы, командиры и политработники брали на себя обязательство мужественно, стойко и умело громить врага до полного его уничтожения. Красноармейские газеты изо дня в день освещали ход соревнования, показывали, как выполняются обязательства в бою. Соревнование сыграло огромную роль в быстрейшем и полном разгроме провокаторов войны.
        Красноармейские газеты занимают почетное место в политическом воспитании бойцов Красной Армии, бесстрашных патриотов социалистической родины. Выступая как коллективный пропагандист и агитатор, наши армейские газеты должны взять на вооружение весь тот богатый опыт, который накопился в боевой обстановке, поднять еще выше качество своей работы.

Дальше: Газета "Красная Армия" на фронте.