300-летие работы великого философа Декарта о методе

        "Рассуждение о методе"
        (1637-1937)
        Е. СИТКОВСКИЙ.
        "Рассуждение о методе" Декарта принадлежит к числу тех замечательных произведений человеческой мысли, которые не только создают славу их творцу, но и надолго определяют характер и направление последующего развития науки.
        Молодая буржуазия начала XVII века, носительница передовых тенденций общественного развития, осознала непосредственную полезность технических изобретений и открытий и связь технического прогресса с прогрессом науки. Знание есть сила, знание увеличивает могущество человека - вот мысль, пронизывающая сочинения теоретиков буржуазии той эпохи. Философия начала XVII века ставит перед собой задачу - отыскать новый метод науки, который соответствовал бы потребностям технического роста и нового капиталистического способа производства.
        Задачу отыскания нового метода науки разрешают два великих философа начала XVII века - Декарт в своем "Рассуждении о методе" и Бэкон в своем "Новом органоне".
        Бэкон является творцом индуктивно-эмпирического метода знания. Познание, по Бэкону, совершается при помощи здорового человеческого восприятия окружающего мира и восходит от единичных конкретных вещей к общим законам.
        Декарт к той же задаче отыскания нового метода наук подошел иначе. В своем "Рассуждении о методе" он явился обоснователем того рационалистическо-математического метода, последователями которого после Декарта выступили Спиноза и Лейбниц.
        Декарту и Бэкону противостоял исконный враг науки - религия. Богословие и тесно связанная с ним схоластика предлагали свое об'яснение мира и свой метод. Они утверждали, что человеческий разум бессилен познать скрытую тайну мира. Силу разума они ограничивали; его задачу они сводили лишь к истолкованию "истин" веры, добытых путем сверхразумного откровения. Единственным пригодным для этого методом они признавали силлогистику - искусство, как говорил Декарт, "выводить из известного известное", да "говорить без смысла о неизвестных вещах вместо того, чтобы познавать их".
        В "Рассуждении о методе" Декарт обрушивается на богословие и схоластику. Мнимой силе религиозного откровения он противопоставляет мощь человеческого разума. "Нет таких отдаленных вещей, - писал Декарт, - которых нельзя было бы достигнуть, и таких сокровенных, которых нельзя было бы открыть". Искать истину не в боге, а в человеке и в великой книге природы - вот к чему призывал Декарт.
        "Из отдельных наук в начале XVII века более всего была развита математика. Сам Декарт был математиком, он открыл приложение анализа к геометрии. Математика, которая работает абстрактным величинами, казалась многим ученым того времени наукой независимой от чувственного.
        Отсюда Декарт сделал такой вывод: подобно тому, как математик силой ума правильно решает математические задачи, так и философ может постичь истину одной чистой силой ума. Эта мысль и легла в основу декартовского метода наук.
        В противоположность Бэкону Декарт отрицал возможность достижения истины путем чувственного опыта. Чувство само по себе является, по Декарту, лишь источником спутанного и неясного знания. А источником ясного и отчетливого знания может быть только разум, независимый от чувств. Для познания истины надо подвергнуть сомнению все показания чувственного опыта, надо отрешиться от них, надо закрыть глаза и заткнуть уши. И тогда останется чистый разум, тогда воссияет "естественный свет" разума, и начнет действовать заложенная в душе человека способность интуиции. Эта способность позволяет ясно и отчетливо, без помощи чувственного опыта, открывать общие принципы знания.
        Математика начинает с аксиом и от них переходит к теоремам, следуя, таким образом, от общих принципов к конкретным следствиям. Такой метод должен быть положен и в основу философского знания. Раньше надо найти "начала философии", первые принципы знания. От них совершается переход к "законам природы" и, наконец, - к конкретным вещам. Таково содержание знаменитых правил метода, которые Декарт приводит в "Рассуждении о методе".
        Подвергая сомнению и отбрасывая данные чувств, я остаюсь, говорит Декарт, как бы наедине со своей мыслью. Я устанавливаю тот факт, что я мыслю, и из него заключаю, что я существую (cogito, ergo sum). Отсюда я усматриваю, что я есть мыслящее существо.
        Как мы видим, Декарт был здесь идеалистом.
        Против учения Декарта об интуиции вели борьбу его современники-материалисты Гоббс и Гассенди. Они доказывали несостоятельность положения Декарта: "я мыслю, следовательно - я существую". С таким же основанием, говорили они, можно из того факта, что "я прогуливаюсь", вывести, что "я есть прогулка". Так материалисты Гоббс и Гассенди критиковали идеалистическое учение Декарта о независимости разума от чувств. Они правильно доказывали, что нельзя отрывать деятельность разума от чувственной деятельности, что нет такого знания, которое в основе своей не имело бы воздействий внешних вещей на чувства человека.
        Однако в своей физике и физиологии Декарт стоял на материалистических позициях. Этими сторонами своего философского учения Декарт вошел в историю материализма.
        Рационалистический метод Декарта, при всех его недостатках, сыграл в условиях XVII века огромную прогрессивную роль. Учение Декарта о способности человеческого разума постигать истину без помощи откровения и религии было ударом по богословию, по схоластике, по средневековому варварству и суеверию.
        В этом - одна из великих заслуг Декарта, автора "Рассуждения о методе".


        БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
        Декарт родился в 1596 году в Турени и происходил из знатного французского аристократического рода. Первоначальное свое образование он получил в королевском замке Ля-Флеш, где находилась высшая аристократическая школа для французской знати. В этой школе, под руководством иезуитов, Декарт изучает древние языки, логику, мораль, физику, метафизику и математику. Из всех дисциплин особое пристрастие он питал к математике.
        По выходе из школы в 1613 году он отправляется в Париж для того, чтобы, по обычаю знатного дворянства, изучить нравы большого света. Однако Декарт внезапно исчезает. Он скрывается в глуши Сен-Жерменского предместья, чтобы в полном уединении предаться научным занятиям.
        Далее, он служит в войсках, сначала в католических, а затем в протестантских, принимает участие в 30-летней войне.
        В 1621 году он покидает армию и примерно в течение 9 лет путешествует по Европе. Когда кончаются годы его странствий, он поселяется в Нидерландах, в передовой по своему экономическому развитию и наиболее свободной стране той эпохи, и в течение почти 20 лет занимается научным творчеством.
        Идеи Декарта получили широкое распространение. Враждебные выступления против него усиливались. В 1649 году Декарт переселяется в Швецию, но не выдерживает сурового климата и в том же году умирает.


Размер: 28,3kB, 348х450x100dpi

РЕНЭ ДЕКАРТ


        Декарт и Спиноза
        Б.СЛИВКЕР.
        Декарт является ярким представителем возрождения философии и науки после тысячелетнего застоя средневековья.
        Декарт мужественно боролся со средневековой схоластикой. И Гегель назвал Декарта героем, влияние которого "на его эпоху и вообще на ход развития философии так велико, что как бы ни было подробно изложение, оно не будет слишком пространным".
        Но, подвергая сомнению всю науку средневековья, Декарт не пришел к разлагающему скептицизму. Он крепко верил во всесилие разума. Даже наличие самого сомнения он рассматривал как акт мысли, как ее торжество. И Декарт сделал самое сомнение исходным пунктом для утверждения неограниченной мощи человеческого разума.
        Спиноза пошел ещё дальше, когда освободил разум от подчинения его божественной воле. Эта вера в безграничную силу и мощь человеческого разума, покоряющего слепые силы природы, была характерна для идеологов капиталистической зари.
        "...В продолжение... длинного периода, от Декарта до Гегеля и от Гоббса до Фейербаха, философов толкала вперед вовсе не одна только сила чистого мышления, как это они воображали. Напротив. В действительности их толкали вперед огромные, все более и более быстрые успехи естествознания и промышленности" (Энгельс).
        Обожествляя и абсолютизируя разум, Декарт оторвал его, однако, от материальной действительности. Для дуализма Декарта это было принципом его философии.
        Дуализму Декарта противостоит материалистический монизм Спинозы.
        Отношение Спинозы к Декарту образно охарактеризовал Гейне: "Великий гений образуется при посредстве другого гения не столько ассимиляцией, сколько трением. Один алмаз полирует другой. Таким образом, философия Декарта ни в коей случае не породила философии Спинозы, а только способствовала ее явлению".
        Важнейшие недостатки Декарта Спиноза видит в том, что он был очень далек "от понимания первопричины и происхождения всех вещей" и не уразумел "истинной природы человеческой души".
        Провозгласив одну единую субстанцию - природу, Спиноза упразднил божественную субстанцию и субстанцию души Декарта тем, что включил их в природу.
        Правда, материалистический монизм Спинозы нас не целиком удовлетворяет. Спиноза пришел к монизму ценой сохранения теологических привесков: даже вывеска бога осталась. Спиноза растворил мир конкретных вещей в единстве абстрактной субстанции. Природа у Спинозы лишена развития.
        Несмотря на это, Спиноза, преодолев дуализм Декарта, сделал шаг всемирно-исторического значения. Своим утверждением, что единство мира заключается в его материальности, Спиноза заложил один из краеугольных камней материалистического монизма. Идеальные и материальные явления принадлежат к единой субстанции и связаны единой ее закономерностью. Поэтому "порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей".
        Вместе с упразднением декартовской божественной субстанции был провозглашен Спинозой и один из важнейших диалектических принципов - causa sui - об'яснение мира из него самого. "Нужно считать, - говорит Энгельс, - огромным достоинством и честью тогдашней философии, что она не поддалась влиянию ограниченной точки зрения тогдашнего естествознания, что она - начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами - настойчиво пыталась об'яснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего".
        Историческое значение Декарта и Спинозы огромно. Они стоят на столбовой дороге развития человеческой мысли, величайшим достижением которой является диалектический материализм.


        Декарт и русская наука
        Б.КУЗНЕЦОВ.
        В 1728 году в Петербург приехал украинский помещик Яков Маркович, большой знаток древних языков, философ, почитатель Бэкона, друг и ученик Феофана Прокоповича - знаменитого сподвижника Петра I. Он навестил Прокоповича, и "тут происходил разговор о сентенции картезианов"1) - вероятно, одна из первых в России дискуссий о философии Декарта.
        К этому времени прошло сто лет с момента опубликования первых работ Декарта. На Западе естественно-научные идеи Декарта не привлекали уже такого большого числа последователей, как в былое время. Новые имена, и прежде всего имя Ньютона, владели умами западноевропейских естествоиспытателей. Борьба против средневековой схоластики в значительной мере потеряла свою остроту для нового поколения ученых.
        Но в России было иное положение. Православная схоластика бешено сопротивлялась развитию светского образования и науки. Об этом свидетельствует множество литературных памятников XVIII столетия. В начале века вышел календарь с перечислением предстоящих бедствий, указываемых затмениями. Подобная астрология дополнялась преследованием новых астрономических взглядов. Систему Коперника, современник Петра Авраамов называл "кознями врага рода человеческого" и "сатанинским коварством". Церковная цензура даже в середине XVIII века запрещала писать о вращении земли вокруг солнца. В "Правилах юношеству", изданных в Москве в 1702 году, предписывалось "... не чести книг еретических, ниже слушати вредословного учения..."
        Против православной схоластики выступали окружавшие Петра поборники просвещения. Сам Петр был сторонником системы Коперника. В том году, когда Маркович беседовал с Прокоповичем о картезианстве, существовало уже два издания проклинаемого церковными мракобесами астрономического трактата Гюйгенса, во многом повторявшего идеи Декарта. В 1724 году была основана Петербургская Академия наук, где работал величайший математик века Леонард Эйлер, который примыкал к Декарту в существенных вопросах. Через несколько лет, в 1730г., Кантемир перевел и снабдил примечаниями книгу Фонтенелла о множественности миров. Сочинение Фонтенелла познакомило русских читателей со взглядами Декарта, к которым близко примыкают астрономические построения Фонтенелла. В примечаниях Кантемира мы находим следующую характеристику самого Декарта:
        "Декарт был французский философ, который древнюю аристотельскую философию столько исправил, что его и ему потом следовавших трудами стали мы яснее разуметь тварь всю"2).
        Для Кантемира, как и для других поборников русского просвещения, в мировоззрении Декарта основным было преодоление средневековой схоластики. Кантемир пишет об исправлении "древней аристотельской философии". Богословы настолько исказили Аристотеля, что его имя стало синонимом средневековой науки - "служанки богословия". Искаженный Аристотель царил и в русских школах.
        Для России XVIII века борьба со схоластикой, свобода науки от религии, материальность мира, неуничтожаемость движения были боевыми идеями. Лучше всего это выразил Ломоносов, писавший: "Славный и первый из новых философов Картезий осмелился Аристотелеву философию опровергнуть и учить по своему мнению и вымыслу. Мы, кроме других его заслуг, особенно за то благодарны, что тем ученых людей ободрил... в правде спорить, и тем самым открыл дорогу к вольному философствованию и к вящему наук приращению"3).
        Ломоносов многим напоминает Декарта. Их сближает глубокая народность научного творчества. Декарт первый начал писать научные труды по-французски, обращаясь не к кастовым кругам ученых с их цеховой латынью, а к своему народу. В России Ломоносов был создателем русского научного языка.
        В самом содержании научных исследований Ломоносова мы встречаем столь характерную для Декарта ненависть к схоластической традиции. Ломоносов никогда не привлекал бога для об'яснения явлений природы. В той картине мира, которую рисовал Ломоносов, не оставалось места для бога. Ломоносов подобно Декарту не допускал привлечения в науку таинственных, скрытых сил. Поэтому в споре картезианцев с ньютонианцами о действии на расстоянии Ломоносов стоял на стороне первых, отрицая мистический "принцип действия на расстоянии", и стремился об'яснить притяжение движением материи. Движение материи объясняет у Ломоносова всю сумму явлений природы.
        Универсальный гений основателя русской науки охватывал астрономию, географию, геологию, физику, химию. Во всех этих областях у Ломоносова, как и у Декарта, руководящей идеей было признание материальности мира и неуничтожаемости движения. Таким образом, Ломоносов воплощал свойственный науке XVII века и в особенности Декарту универсальный охват одной широкой идеей всех областей естествознания.
        Ломоносов стоял на уровне современной ему науки. Он опирался на дифференцировавшееся естествознание XVIII века. Ему удалось найти оригинальные и намного опередившие науку его времени формулировки закона сохранения энергии, закона сохранения материи, химической атомистики и кинетической теории газов.
        XIX век принес новые открытия, подтвердившие и развившие мысль о единстве и материальности мира, о неуничтожаемости материи и движения. Русская наука в лице В. Петрова, Лобачевского, Бутлерова, Менделеева, Лебедева и других сыграла в этом деле значительную роль. В конце прошлого века русский физик и учитель целого поколения русских физиков - Умов, горячий почитатель и пропагандист учения Декарта, подводя итоги научного развития, считал современную физику картезианской по своим тенденциям. И хотя картезианец Умов был на голову выше тех позднейших ученых, которые кичились формальным характером своих построений, он не видел того, что в действительности завоевания науки идут по пути материалистической диалектики.
        В "Материализме и эмпириокритицизме" Ленин цитирует следующие слова Альфреда Корню:
        "...Чем больше мы познаем явления природы, тем больше развивается и точнее становится смелое картезианское воззрение на механизм мира: в физическом мире нет ничего, кроме материи и движения. Проблема единства физических сил... снова выдвигается на первый план после великих открытий, ознаменовавших конец XIX века... Люсьен Пуанкаре в своей книге о "Современной физике" справедливо отмечает, что эта картезианская идея была воспринята и развита энциклопедистами XVIII века..., но ни этот физик, ни А. Корню не знают о том, как диалектические материалисты Маркс и Энгельс очистили эту основную посылку материализма от односторонностей механического материализма".
        Таким образом, старая картезианская идея, объясняющая все мироздание движением материи, идея, получившая блестящее развитие в открытиях Ломоносова и других русских ученых, продолженная и развитая всем мировым естествознанием, очищенная от механицизма основоположниками марксизма, - эта идея входит краеугольным камнем в мировоззрение борющегося и побеждающего рабочего класса.


        1) Яков Маркович - "Дневные записки". М. 1859, ч.I, стр.299.
        2) Фонтенелл - "Разговоры о множестве миров". С французского перевел и потребными примечаниями из'яснил князь Антиох Кантемир в Москве в 1730г., изд. 1502г., стр. 14.
        3) М.В. Ломоносов. Собрание сочинений, т.VI, стр.301-302. Изд. Академии наук.
        4) Соч. Т. ХIII, стр.243. М.-Л. 1928.

        Ренэ Декарт
        М.Митин
        Ренэ Декарт - великий французский философ и математик XVII столетия - оказал огромное влияние на развитие науки. Декарт - родоначальник научного мировоззрения нового времени, создатель аналитической геометрии, автор механистическо-материалистической картины мира.
        XVII век - это век первоначального капиталистического накопления. Буржуазия наносит первые удары феодализму. Рост производительных сил и развитие торговых отношений порождают огромные достижения математики, физики, механики. Молодая растущая буржуазия все больше и больше чувствует уверенность в своих силах. Эта уверенность обусловлена крупными успехами хозяйства и техники. Иначе обстоит дело в области идеологии. Здесь все еще господствует церковь. Ожесточенная борьба католической религии против научного мировоззрения, против свободного научного исследования продолжается с неослабевающей силой. Огнем и мечом инквизиция пытается уничтожить свободную мысль и поддержать падающий авторитет церкви.
        17 февраля 1600 года был сожжен на костре смелый мыслитель, философ, поэт Джордано Бруно. В 1616 году происходит первый процесс над величайшим естествоиспытателем Галилеем. В том же году осуждено церковью учение Коперника. В 1619 году гибнет на костре вольнодумец Лючилио Ванини, автор "Диалогов о природе". В 1633 году Галилей вторично предстает перед судом инквизиции и под страхом смерти отрекается от своего учения.
        В этой обстановке церковного террора прозвучал мужественный голос Декарта.
        Величайшие мыслители и ученые того времени стремились к созданию нового метода, который должен был обобщить научные достижения и заложить прочные основы для дальнейшего прогресса науки. Родоначальник рационализма Декарт точно так же, как и родоначальник эмпиризма Бэкон, видел последнюю цель и задачу науки в господстве человека над силами природы, в познании причин многообразных явлений окружающего мира.
        Исходным пунктом теории познания Декарта было сомнение во всем. Ни показания наших органов чувств, ни содержание наших представлений не могут, по Декарту, дать нам ясные, отчетливые и достоверные знания. Наши восприятия - ненадежный путь для истинного познания. Твердо полагаться мы можем только на мысли, на человеческий разум. Даже сомнение есть мысль. Именно мысль является главным признаком человеческого существования. "Я мыслю, - говорил Декарт, - следовательно, я существую". В этом положении Декарт хочет найти опорную точку всякого знания, единственно достоверный ключ для ясного, ничем не затуманенного познания мира. Декартово сомнение было, однако, глубоко чуждо какому-либо скептицизму. Сомнение служило Декарту не для отрицания силы человеческого разума, а наоборот - для утверждения его.
        Декартовское положение "Я мыслю, следовательно, я существую" - представляет собой идеалистический ответ на основной вопрос философии о соотношении бытия и мышления.
        Для понимания метода Декарта крайне важно понять роль и значение его интуиции. Интуиция, по Декарту, есть отчетливая и ясная точка зрения, рождающаяся из чистого разума, в результате непосредственного умственного созерцания. Она в корне отлична от изменчивых показаний наших органов чувств и обманчивого материала воображения.
        Интуитивизм Декарта глубоко отличен от современного реакционного интуитивизма. Декарт выдвинул свое учение об интуиции в противовес бессодержательному формально-логическому построению - силлогизму, который служил в руках богословов для затемнения истины. В этом смысле учение Декарта об интуиции, несмотря на свой идеалистический характер, означало шаг вперед. Оно отстаивало права науки на свободное исследование. А современные интуитивисты строят реакционные философские системы, направленные против научного мышления, в защиту мистики и мракобесия.
        При оценке обрисованных нами основных положений метафизики Декарта надо учесть одно из высказываний Маркса:
        "Метафизика XVII столетия еще заключала в себе положительное, земное содержание (вспомним Декарта, Лейбница и др.). Она делала открытия в математике, физике и других точных науках, которые казались связанными с нею" т. III, стр. 155).
        Физика Декарта является одним из очень важных этапов в процессе развития материализма.
        Основными понятиями физики Декарта являются материя и движение. Дайте мне материю и движение, - говорил Декарт, - и я построю весь мир. Он полагает, что физическое пространство - материально и заполнено телами. Движение он рассматривает как пространственное перемещение. Декарт считал движение несотворимым и неразрушимым. По словам Энгельса, философия в лице Декарта сделала этот вывод за целых двести лет до естествознания.
        Декарт устанавливает качественную однородность материального мира. Он говорит, что материя неба ничем не отличается от материи земли. Он утверждает, что количество движения во всей вселенной остается одним и тем же. Этим Декарт по существу формулирует закон сохранения энергии, и опять-таки - задолго до естествоиспытателей (Майер, Гельмгольц).
        Многие из положений декартовской физики вошли в современную науку как ее важнейшие исходные пункты.
        Маркс в "Святом семействе" указывает, что существуют два направления французского материализма, одно из которых берет свое начало от Декарта, а другое - от Локка. Дальше Маркс говорит: "В своей физике Декарт приписывает материи самостоятельную творческую силу и механическое движение рассматривает как проявление жизни материи. Он совершенно отделяет свою физику от своей метафизики. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания".
        В метафизике Декарт наряду с субстанцией высшего порядка - богом - признает наличие двух начал: субстанции мышления и субстанции протяжения. А в физике, как указывает Маркс, материя представляет собой единственную субстанцию.
        Этот декартовский дуализм был ярким выражением двойственности и противоречивости эпохи: господство феодализма и рост буржуазии.
        Декарт создает стройную космогоническую теорию. Одной из крупнейших заслуг Декарта было то, что он в своей космогонии исходил из идеи развития. Он формулирует учение о бесконечности мира. Образование комет и планет происходит, по Декарту, в результате вихревого движения частиц материи. Эти принципы в настоящее время кажутся для каждого естествоиспытателя само собой разумеющимися. Но нельзя забывать, что они были высказаны еще в XVII столетии. Здесь гений великого француза блеснул во всей своей яркости.
        Декарт писал: "Чтобы лучше понять природу растений или животных, гораздо предпочтительнее рассуждать так, будто они постепенно порождены из семени, а не созданы богом при начале мира. Мы можем при этом открыть известные принципы, просто и легко понятные; из последних, как из зерна, можем показать происхождение звезд, земли и всего постигаемого нами в видимом мире".
        Историзм в понимании развития мира является оригинальной чертой мировоззрения Декарта. В этом отношении он высоко поднимается над всеми мыслителями и учеными XVII века. Энгельс считал, что "и в новой философии диалектика имела блестящих представителей (Декарт и Спиноза)".
        Большое значение придавал Энгельс декартовским открытиям в области математики и особенно введенной Декартом в математику переменной величине: "Сама математика, - пишет Энгельс, - занимаясь величинами переменными, вступает в диалектическую область, и характерно, что именно диалектический философ Декарт произвел в ней этот прогресс" (т. XIV, стр. 122).
        В другом месте Энгельс указывает, что благодаря введению в математику декартовской переменной величины туда вошли "движение и диалектика".
        Декарт является одним из основателей научной физиологии. Он пытается дать материалистическое об'яснение физиологических процессов. Он рассматривает человеческое тело как сложный механизм, который, в силу воздействия на него окружающего мира, способен совершать разнообразные сложные движения. Декарт был одним из первых, кто понял и оценил великое открытие Гарвея о кровообращении.
        Когда в 1628 году появилась изданная во Франкфурте работа Гарвея "О движении сердца и крови", Декарт немедленно познакомился с ней и дал ей высокую оценку. На основе самостоятельного проведения экспериментальных исследований, анатомирования трупов животных и человека Декарт создает свою схему двигательных реакций. Нервы, по Декарту, служат проводниками: одни - центростремительного движения к мозгу, другие - центробежного, от мозга. Физиологию и психологию Декарт пытается обосновать материалистически. С полный основанием величайший русский физиолог-материалист И.П. Павлов признавал Декарта одним из своих учителей.
        Декарт полностью отрицал сознание у животных. Животные для него - машина. Их жизненные отправления выполняются, по Декарту, как чисто механическое движение.
        Характерно замечание Маркса в I томе "Капитала":
        "...Декарт, с его определением животных как простых машин, смотрит на дело глазами мануфактурного периода в отличие от средних веков, которым животное представлялось помощником человека..."
        Декарт был мужественным борцом против средневекового схоластического мировоззрения, мертвящей церковной догматики и религиозного мракобесия. Он был величайшим представителем философии и науки, который своим учением о методе выразил прогрессивные стремления своего времени. Он был универсальным гением: основателем материалистической физиологии и аналитической геометрии, пролагателем новых путей в космогонии, антропологии, психологии. Мы особенно высоко ценим Декарта как создателя материалистической физики, который предвосхитил многие позднейшие открытия, как одного из непосредственных предшественников блестящей плеяды воинствующих французских материалистов и атеистов XVIII века.
        Декарт был сыном великого французского народа. Недаром Гегель говорил Виктору Кузену: "Ваша нация сделала достаточно для философии, дав ей Декарта". Сейчас народный фронт республиканской Франции по инициативе французской коммунистической партии широко чествует Декарта по случаю трехсотлетия его работы "Рассуждение о методе". Это чествование является крупной политической демонстрацией против фашистского мракобесия, варварства и канибальства .
        300-летие работы Декарта "Рассуждение о методе" привлекает внимание и нашей советской общественности. Изучение трудов этого крупнейшего представителя науки необходимо для усвоения великого культурного наследия прошлого.

В номере
Вся Правда
Главная страница

Главлит:    
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff