Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза
Продолжение доклада товарища Н.С. ХРУЩЕВА
(Начало на 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й стр.)
демагогии, к обману масс фальшивыми баснями о так называемом "свободном мире". Идеологи империализма пытаются приукрашивать антинародные капиталистические порядки. Видные буржуазные деятели почти в каждой своей речи утверждают" что капиталистические страны Запада - это "свободные страны", а капиталистический мир - это "свободный мир".
Да, действительно, в странах капитала имеется свобода, но для кого? Не для рабочих, конечно, вынужденных идти в наем к капиталисту на любых условиях, лишь бы не оказаться среди огромной армии "свободных" от работы людей. И не для крестьян, над которыми висит постоянная угроза "освобождения" от своего хозяйства в результате разорения. И не для интеллигенции, творческая деятельность которой зажата в тиски материальной зависимости от денежного мешка и "духовного руководства" различных комиссии по проверке лояльности. Свобода в капиталистических странах существует лишь для тех, кто имеет деньги, а следовательно, власть.
Политики и идеологи "свободного мира" любят изображать себя сторонниками религиозной морали. Но им из религиозных легенд о Христе должно быть хорошо известно, что когда он увидел, как торговцы, ростовщики и менялы устроили в храме торжище, то он взял бич и изгнал их из храма. (Оживление в зале). Если уж капиталисты прибегают к религиозной морали, то почему же они превратили общество, в котором господствуют, в рай для богатых и в сущий ад для бедных? И это несмотря на то, что, по христианским сказаниям, легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в рай! Так называемый "свободный мир" представляет собой царство доллара, стяжательства и безудержной спекуляции, жестокой эксплуатации миллионов людей во имя обогащения кучки монополистов.
Когда-то буржуазные революции в борьбе с феодализмом выдвинули заманчивые лозунги свободы, равенства и братства, но выдвинуты они были буржуазией прежде всего для того, чтобы оттеснить аристократическую знать и проложить дорогу капиталу. По мере укрепления своей власти буржуазия все больше отбрасывала эти лозунги.
Ныне империалисты, хотя и продолжают спекулировать лозунгами равенства, братства и свободы, все чаще переходят к открытой диктатуре. В капиталистических странах появляются зловещие признаки натиска реакции и фашизма. Именно на этот реакционный путь встала Западная Германия, где запрещена коммунистическая партия, подвергаются гонению демократические силы и предоставляется полная свобода фашистским и реваншистским организациям. Линия на открытую диктатуру определилась во Франции, где попираются демократические права и завоевания народных масс. Натиск реакции во Франции, славившейся своими демократическими традициями, внушает тревогу всем поборникам демократии и прогресса. Военные перевороты в Пакистане и Таиланде показали, что развертывается наступление на демократические завоевания народов, добившихся национальной независимости. Силы реакции активизируются и в ряде других капиталистических государств.
Налицо, таким образом, не отдельные факты, а ясно выраженная общая тенденция, характерная для многих стран капиталистического мира.
Реакционные силы прибегают к старому антинародному средству - к свертыванию демократических порядков, к насаждению правительств "сильной руки". Но теперь, как и в период установления фашистской диктатуры в Италии и Германии, тенденция к открытой диктатуре монополистической буржуазии является выражением не силы, а слабости буржуазии. В то же время нельзя забывать, что в условиях ничем не ограниченной диктатуры реакция получает больше возможностей развернуть репрессии и террор, подавлять всякое оппозиционное движение, обрабатывать в нужном ей духе массы, заражать их ядом шовинизма, развязать себе руки для военных авантюр. Поэтому народы должны быть бдительными, всегда готовыми дать отпор наступлению реакции и угрозе возрождения фашизма.
В представлении миллионов людей фашизм обычно связывается с именами Гитлера и Муссолини. Однако нельзя исключать, что фашизм может возродиться в других формах, а не в прежних, уже скомпрометированных в глазах народов.
Теперь, когда существует могучий лагерь социализма, когда рабочее движение имеет большой опыт борьбы с реакцией, когда повысилась организованность рабочего класса, народы имеют больше возможностей преградить дорогу фашизму. Против фашизма можно и нужно объединить самые широкие слои народа, все демократические, подлинно национальные силы. В связи с этим важно до конца преодолеть сектантскую ограниченность, которая может помешать мобилизации масс на борьбу против реакции и фашизма. Единство демократических сил, в первую очередь рабочего класса, - это самая надежная преграда на пути фашистской опасности.
Кто тормозит дело единства рабочего класса? Империалистическая реакция и ее пособники в рабочем движении, такие, например, антикоммунистически настроенные лидеры социал-демократии, как Ги Молле и Спаак. Этих главарей антикоммунизма мы всех поименно знаем и не на них рассчитываем, когда говорим о единстве действий рабочего класса. Большинство в рядах социал-демократических партий составляют сторонники мира и социального прогресса, хотя они представляют себе путь к нему иначе, чем мы, коммунисты. Именно в борьбе против реакции и фашизма коммунистам и социал-демократам следовало бы найти общий язык. Настала пора представителям всех течений рабочего движения, отбросив прочь фокусников антикоммунизма, сесть за один стол и выработать взаимно приемлемую платформу для совместных действий рабочего класса в защиту своих интересов, в защиту мира.
Непременным условием дальнейших успехов коммунистических и рабочих партий является идейное и организационное укрепление их рядов, дальнейшее сплочение на основе марксизма-ленинизма, упрочение братских интернациональных связей.
Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1957 года продемонстрировали полное единство взглядов братских партий. Декларация Совещания единодушно одобрена всеми коммунистическими и рабочими партиями и стала хартией интернационального единства мирового коммунистического движения. В Декларации осужден ревизионизм, как главная опасность, я также догматизм и сектантство. Правильность выводов Декларации полностью подтверждена жизнью. И мы руководствуемся ими в настоящее время.
После ноябрьских Совещаний произошла дальнейшая консолидация сил внутри каждой коммунистической партии, еще больше сплотилось все международное коммунистическое движение. Ревизионистам не удалось сбить с марксистско-ленинского пути ни одной братской партии. За ними пошли лишь жалкие группки оппортунистов и растерявшиеся под огнем классового врага одиночки. Эта накипь, загрязнявшая чистый источник коммунистического движения, в ходе борьбы всплыла на поверхность и была выброшена вон.
Утверждения ревизионистов опровергнуты жизнью, практикой борьбы рабочего класса, всем ходом общественного раз-; вития. Опрокинуты основные тезисы ревизионизма - об изменении характера капитализма, о бескризисном развитии капиталистической системы, о мирном врастании капитализма в социализм и так далее.
Международное коммунистическое движение осудило взгляды и политику югославских ревизионистов. Руководители Союза коммунистов Югославии пытаются изобразить дело так, будто марксистско-ленинские партии начали против них идеологическую борьбу потому, что они отказались присоединиться к Декларации. Но это - насквозь фальшивое утверждение. Именно югославские руководители в противовес Декларации выступили со своей ревизионистской программой, в которой повели атаку на марксистско-ленинские позиции международного коммунистического движения. Спрашивается: могли ли марксисты пройти мимо этих фактов? Конечно, нет. Поэтому все партии, стоящие на позициях марксизма-ленинизма, выступили с принципиальной критикой программы Союза коммунистов Югославии.
Наша позиция в отношении взглядов югославских руководителей ясна. Мы ее не раз излагали со всей откровенностью. А вот югославские руководители крутят, фальшивят, бегут от правды.
Югославские руководители стремятся скрыть суть своих расхождений с марксистами-ленинцами. А эта суть состоит в том, что югославские ревизионисты отрицают необходимость международной классовой солидарности, отходят от позиций рабочего класса. Они пытаются уверить всех и вся, что в мире существуют два блока, два военных лагеря. Но ведь всем известно, что социалистический лагерь, объединяющий социалистические страны Европы и Азии, - это не военный лагерь, а содружество равноправных народов в борьбе за мир и лучшую жизнь для трудящихся, за социализм и коммунизм. (Бурные аплодисменты). Другой лагерь - это лагерь империалистов, стремящихся любой ценой сохранить строй гнета и насилия, угрожающий человечеству войной. Не мы выдумали эти лагери, а они сложились в ходе общественного развития.
Югославские руководители утверждают, что они стоят вне блоков, стоят над лагерями, хотя в действительности они входят в балканский блок, объединяющий Югославию, Турцию и Грецию. Две последние страны, как известно, являются членами агрессивного блока - НАТО, а Турция, кроме того, входит в Багдадский пакт. Лидеры Союза коммунистов Югославии очень обижаются, когда мы говорим им, что они сидят на двух стульях. Они уверяют, что сидят на своем, югославском стуле. Но почему-то этот югославский стул очень поддерживается американскими монополиями! И именно поэтому от "внеблоковой" позиции, от нейтралитета, который так афишируют руководители Союза коммунистов Югославии, основательно попахивает духом американских монополий, которые подкармливают "югославский социализм". История классовой борьбы не знала еще примера, чтобы буржуазия материально или духовно содействовала своему классовому врагу, помогала строить социализм.
Самой лучшей проверкой правильности курса руководства страной являются успехи в развитии народного хозяйства, в подъеме культуры и благосостояния народа. Мы, советские коммунисты, считаем наш путь к социализму, указанный великим Лениным, верным. Идя по нему. Советский Союз достиг таких побед, которые потрясают весь мир. По пути Октябрьской революции, по пути Ленина пошли все страны народной демократии и также добились замечательных успехов.
А кто добился наименьших результатов? Это как раз та партия и та страна, руководители которой расхваливают свой так называемый югославский путь как единственно верный. Народ рассуждает так: лучший путь тот, который дает возможность в короткие сроки получить максимальные экономические и политические результаты. Если же сравнить жизненный уровень народов социалистических стран, то, как показывают опубликованные экономистами материалы, этот уровень поднимается в Югославии значительно медленнее. Сама югославская практика опровергает теоретические "открытия" югославских ревизионистов.
Если Югославия отстает в своем развитии, если она не идет, а вихляет по социалистическому пути, то ответственность за это всецело ложится на ревизионистскую, антимарксистскую линию руководства Союза коммунистов Югославии, которое имеет свой особый взгляд на роль партии в строительстве социализма. Югославские ревизионисты принижают роль партии и, по сути дела, отрицают ленинское учение о партии как руководящей силе в борьбе за социализм.
Марксистско-ленинские партии с тревогой наблюдают за тем, что происходит в Югославии, Братские народы Югославии ценой больших жертв добились при поддержке СССР, освобождения от немецких и итальянских оккупантов, свергли иго собственной буржуазии и встали на путь социализма. А теперь политика югославских руководителей, направленная на противопоставление Югославии социалистическому лагерю и международному коммунистическому движению, может привести к потере социалистических завоеваний югославского народа.
Мы питаем самые дружеские чувства к братским народам Югославии, к югославским коммунистам - героям подпольной и партизанской борьбы. По ряду вопросов внешней политики у нас общий язык. Мы будем и впредь развивать с Югославией торговлю на взаимовыгодной основе. Мы будем стремиться сотрудничать с Югославией по всем вопросам борьбы против империализма, за мир, по которым наши позиции будут совпадать.
А как будет обстоять дело по партийной линии? Все будет зависеть от Союза коммунистов Югославии. Его руководители сами изолировали себя от международного коммунистического движения. Поэтому дело за Союзом коммунистов Югославии сделать поворот в сторону сближения с коммунистическими партиями на основе марксизма-ленинизма" что отвечало бы и интересам самого югославского народа.
Коммунистическое движение нанесло но ревизионизму сокрушительные удары. Но ревизионизм не добит. Надо иметь в виду, что империализм будет всячески стремиться поддерживать и активизировать ревизионистов.
Нельзя также забывать о необходимости борьбы с догматизмом и сектантством, которые затрудняют развитие теории марксизма-ленинизма и ее творческое применение, ведут к отрыву от масс. Для всех нас. коммунистов, является священным завет Ленина: укреплять связи с массами, чутко прислушиваться к голосу масс, идти во главе масс.
Что касается отношений между братскими партиями внутри международного коммунистического движения, то мы всегда исходим из ленинской постановки вопроса. Ленин учил, что эти отношения строятся на основе равноправия и независимости национальных отрядов международного рабочего класса, на основе принципов пролетарского интернационализма. Именно потому, что все партии равноправны, они установили отношения доверия и добровольного сотрудничества, добровольно и сознательно стремятся к единым действиям, как составные части единой великой армии труда.
Все коммунистические партии независимы и вырабатывают свою политику, исходя из конкретных условий данной страны, они добились успехов в своей деятельности, неуклонно расширяют свое влияние, увеличивают число своих сторонников, завоевывают авторитет во всех слоях народа.
Идеологи империализма и поющие с их голоса ревизионисты, стремясь любыми методами подорвать растущее влияние коммунистических партий, распространяют фальшивое утверждение, будто коммунистическое движение - это "дело рук Москвы" и что коммунистические и рабочие партии зависят от Коммунистической партии Советского Союза. Особенно стараются югославские ревизионисты, которые доказывают, что наша партия якобы стремится к "гегемонизму" в отношении других партий. Они даже в свою программу внесли тезис о "гегемонизме". Ревизионисты утверждают, что наша партия вмешивается во внутренние дела других стран и стремится подчинить себе другие коммунистические партии. За эту клевету реакционные силы выражают особую признательность югославским ревизионистам.
Всем тем, кто знаком с коммунистическим движением, не представляет никакого труда разбить фальшивые измышления международной реакции и ревизионистов.
Нелепо думать, будто в той или иной стране можно организовать откуда-то извне политическую партию рабочего класса, которая нередко насчитывает сотни тысяч, а иногда и миллионы членов. Никто не поверит тому, например, что двухмиллионная Итальянская, почти полумиллионная Французская, полуторамиллионная Индонезийская, почти трехсоттысячная Индийская коммунистические партии, как и другие братские партии "созданы Москвой" и их члены - "иностранные агенты".
Коммунистические партии возникли не потому, что какой-то один центр "насаждает" их во всех странах. Таких чудес в природе не бывает. История развития общества говорит, что с появлением и ростом рабочего класса возникают и марксистские партии. А это означает, что коммунистическое движение возникло как объективная необходимость, оно порождено самими условиями жизни рабочего класса каждой страны. Всюду в капиталистических странах есть классы, а стало быть, есть политические партии, выражающие их интересы. Коммунистические партии - это политические партии рабочего класса, и они будут существовать всегда, пока будет существовать рабочий класс. (Бурные аплодисменты). Точно так же наивно думать, будто можно миллионам людей, объединенным в коммунистические партии, предписать откуда-то извне, что им сегодня думать и что им завтра делать.
Говорят, будто "зависимость" коммунистических и рабочих партий от Москвы подтверждается заявлениями о том, что КПСС стоит во главе международного коммунистического движения. Ссылаются при этом на известное положение Декларации Московского совещания о том, что "лагерь социалистических государств возглавляется Советским Союзом".
Коммунисты Советского Союза и всех других стран считают, что этим воздается должное нашей стране и рабочему классу, который под руководством Коммунистической партии во главе с великим Лениным первым совершил социалистическую революцию, взял власть в свои руки. (Продолжительные аплодисменты). За 40 с лишним лет пройден большой и трудный путь борьбы и побед и создано могучее государство, являющееся оплотом всех социалистических стран и мирового коммунистического движения. (Бурные аплодисменты).
За такое признание исторической роли Советского Союза и КПСС мы выражаем искреннюю благодарность братским партиям. (Бурные, продолжительные аплодисменты).
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в коммунистическом движении, как и в социалистическом лагере, существовало и существует полное равноправие и самостоятельность всех коммунистических и рабочих партий и социалистических стран. Коммунистическая партия Советского Союза в действительности не руководит никакими партиями, Советский Союз не руководит другими странами. В коммунистическом движении нет партий "вышестоящих" и "подчиненных". Все коммунистические и рабочие партии равны и самостоятельны, все несут ответственность за судьбы коммунистического движения, за его неудачи и победы. (Аплодисменты). Каждая коммунистическая и рабочая партия ответственна перед рабочим классом, трудящимися своей страны, перед всем международным рабочим и коммунистическим движением. Коммунистические партии в борьбе за интересы рабочего класса, за социализм сочетают всеобщие истины марксизма-ленинизма с конкретными историческими и национальными условиями своих стран. Только марксистско-ленинская партия, связанная с рабочим классом, с народом своей страны, может знать конкретные условия борьбы, только она может выработать политическую линию, отвечающую этим условиям и учитывающую традиции рабочего движения данной страны.
Так оно и есть на деле. На основе полной самостоятельности и принципов пролетарского интернационализма, на основе добровольного сотрудничества и взаимной помощи живут и борются все коммунистические и рабочие партии. Так наша партия понимает характер отношений между братскими партиями. (Аплодисменты).
Что касается Советского Союза, то, как известно, его роль состоит не в том, что он руководит другими странами, а в том, что наша страна первой проложила дорогу человечеству к социализму, является наиболее мощной страной в мировой социалистической системе и первой вступила в период развернутого строительства коммунизма. (Бурные аплодисменты).
Коммунистическая партия Советского Союза выпестована Лениным в духе пролетарского интернационализма. Мы, советские коммунисты, не только изучили марксизм-ленинизм, но отстояли его в борьбе с врагами всех мастей. Руководствуясь этим учением, советский народ во главе с Коммунистической партией в суровой борьбе построил социализм и уверенно, идет вперед, к коммунизму. (Аплодисменты).
Мы всегда следовали и впредь будем неотступно следовать великому интернациональному учению Маркса, Энгельса, Ленина. Образно говоря, наша Коммунистическая партия рассматривает себя как один из передовых отрядов мирового коммунистического движения, который первым берет высоты коммунизма. И на пути к этим высотам нас не остановят никакие лавины или обвалы, никто не заставит нас свернуть с пути движения к коммунизму. (Бурные аплодисменты).
Мы стояли и стоим на позициях, что нельзя разойтись по национальным "квартирам" и замкнуться каждому в своей скорлупе. Мы считаем необходимым всемерное усиление мощи социалистического лагеря, дальнейшее укрепление единства международного коммунистического движения в соответствии с принципами, принятыми всеми братскими партиями в Московской Декларации. Забота о сплоченности и крепости наших рядов - высший интернациональный долг каждой коммунистической и рабочей партии. Успех национального дела рабочего класса немыслим без интернациональной солидарности всех его отрядов. (Продолжительные аплодисменты).
Мы сплочены общей великой целью освобождения трудового человечества, борьбой за всеобщий мир. У нас одна общая забота - забота о благе народов, их процветании и безопасности, их счастливом будущем, которое может быть достигнуто только на путях социализма. Нас объединяет великое учение марксизма-ленинизма и борьба за его претворение в жизнь. Мы всегда будем держать в чистоте идейное оружие марксизма-ленинизма, будем бороться против оппортунистов, ревизионистов всех мастей, будем верны рабочему классу. В этом мы видим свой интернациональный долг перед международным коммунистическим и рабочим движением. (Бурные, продолжительные аплодисменты).
IV.
Новый этап коммунистического строительства
и некоторые вопросы марксистско-ленинской теории
Товарищи! Теперь, когда наша страна вступила в новый исторический период своего развития, особое значение приобретают вопросы марксистско-ленинской теории, связанные с переходом от социализма к коммунизму.
Прежде всего следует остановиться на вопросе о двух фазах коммунистического общества, о закономерностях перерастания социализма в коммунизм.
Основоположники научного коммунизма - Маркс, Энгельс, Ленин - определили, что после свержения господства капиталистов и помещиков обществу предстоит пройти две фазы. Первой фазой должен быть социализм, а второй, высшей фазой - бесклассовое коммунистическое общество.
Развитие советского общества подтвердило марксистско-ленинское предвидение о двух фазах коммунизма. Построив социалистическое общество, советский народ вступил в новую полосу исторического развития, когда социализм перерастает в коммунизм.
Теория марксизма-ленинизма и практический опыт строительства социалистического общества дают основания сделать некоторые важные выводы о характере поступательного движения общества к коммунизму.
Во-первых, переход от социалистической стадии развития к высшей фазе - это закономерный исторический процесс, который нельзя произвольно нарушить или обойти. Марксистско-ленинские партии своей конечной целью считают создание коммунистического общества. Но к коммунизму общество не может перескочить из капитализма, не пройдя социалистическую стадию развития. "От капитализма, - говорил В.И. Ленин, - человечество может перейти непосредственно только к социализму, т.е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого. Наша партия смотрит дальше: социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого стоит: "каждый по способностям, каждому по потребностям" (Соч., т. 24, стр. 62).
Конечно, некоторые товарищи могут сказать, что надо быстрей вводить принципы коммунизма. Но переходить преждевременно к распределению по потребностям, когда еще не созданы для этого экономические условия, не достигнуто изобилие материальных благ и люди не подготовлены, чтобы жить и работать по-коммунистически, - значит нанести ущерб делу строительства коммунизма. Надо иметь в виду, что при нынешнем уровне развития производства для всех людей еще не хватит благ, чтобы полностью удовлетворить их потребности. Такой "уравнительский коммунизм" привел бы к проеданию накопленных средств и сделал бы невозможным дальнейшее успешное развитие экономики, расширенное воспроизводство.
Мы должны шаг за шагом двигаться вперед, создавать материальные и духовные предпосылки для планомерного перехода к коммунизму.
Во-вторых, при всем отличии коммунизма от социалистической стадии между ними нет какой-то стены, отделяющей эти фазы общественного развития. Коммунизм вырастает из социализма, является его прямым продолжением. Было бы неправильно, ошибочно думать, что коммунизм появится как-то внезапно. Уже сейчас все более развиваются коммунистические формы труда, организации производства и такие общественные формы удовлетворения потребностей граждан, как общественное питание, школы-интернаты, детские сады и ясли. В нашем обществе имеется много ощутимых и зримых черт коммунизма, которые будут развиваться и совершенствоваться.
Вступление в коммунизм не определено какой-то календарной датой. Не будет такого момента, когда мы захлопнем одну дверь и объявим: "Строительство социализма окончено", - а потом откроем другую и скажем: "Мы пришли к коммунизму". Переход от социализма к коммунизму осуществляется непрерывно. Мы уже теперь открываем дверь в коммунистическое общество, сейчас речь идет о строительстве коммунизма. Наша страна ныне вступила в период развернутого коммунистического строительства, когда создаются все материальные и духовные условия коммунизма. Завершение коммунистического строительства произойдет тогда, когда мы создадим полное изобилие для удовлетворения потребностей всех людей, когда все люди приучатся трудиться по способностям с тем, чтобы приумножать и накоплять общественные богатства.
В-третьих, постепенный переход к коммунизму нельзя понимать как какое-то замедленное движение. Наоборот, это есть период быстрого развития современной индустрии, крупного механизированного сельского хозяйства, всей экономики и культуры при активном и сознательном участии миллионов и миллионов строителей коммунистического общества. Закономерный процесс перерастания социализма в коммунизм может быть ускорен на основе высокого развития материального производства, которое достигается еще в период социализма. Нельзя торопиться и поспешно вводить то, что еще не созрело. Это привело бы к извращениям и компрометации нашего дела. Но нельзя и задерживаться на достигнутом, так как это вело бы к застою.
Далеко ли то время, когда можно будет полностью удовлетворить жизненные потребности всех советских людей? Видимо, не так далеко, учитывая наши огромные возможности для роста общественного производства и культурного развития общества. Это будет достигнуто не сразу, а шаг за шагом, не одним актом, а последовательно, по мере подготовки материально-производственных условий.
Полное удовлетворение потребностей всех советских людей в питании, жилье, одежде в необходимых и разумных пределах, вероятно, можно будет осуществить в недалеком будущем. Не так много нужно времени, чтобы, скажем, обеспечить школьников бесплатными завтраками и обедами, охватить всех детей садами, яслями, школами-интернатами с полным содержанием за счет общества. Что касается взрослого населения, то надо учитывать, что потребности людей в средствах существования не безграничны. Человек не может потребить, например, хлеба и других продуктов питания больше, чем это нужно для его организма. Существуют также известные пределы в пользовании одеждой и жильем. Конечно, когда говорится об удовлетворении потребностей людей, то имеются в виду не прихоти и не претензии на предметы роскоши, а здоровые потребности культурно развитого человека.
Более длительный срок необходим для того, чтобы у людей выработалась внутренняя потребность трудиться по способностям. Пока этого нет, общество не может обойтись без определенного нормирования рабочего времени, при котором каждый работоспособный должен давать определенное количество труда для создания необходимых обществу ценностей.
Основной практической задачей для нашей страны в данное время является создание материально-технической базы коммунистического общества, новый мощный подъем социалистических производительных сил.
Почему эта задача является сейчас для нас главной в развитии экономики страны? При нынешнем уровне социалистического производства мы еще не в состоянии полностью обеспечить изобилие материальных и культурных благ, необходимых для удовлетворения возрастающих потребностей людей, для их всестороннего развития. А без этого не может быть коммунизма. Значит, в первую очередь необходимо развивать дальше производительные силы, поднимать производство материальных благ. Коммунизм можно осуществить лишь при условии, если мы превзойдем уровень производства развитых капиталистических стран, обеспечим новую, гораздо более высокую, чем при капитализме, производительность труда.
Создание материально-технической базы коммунизма предполагает прежде всего: наличие высокоразвитой современной индустрии, полную электрификацию страны, научно-технический прогресс во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, комплексную механизацию и автоматизацию всех производственных процессов, всемерное использование новых источников энергии, богатейших природных ресурсов, новых синтетических и других материалов, рост культурно-технического уровня всех трудящихся, дальнейшее улучшение организации производства и повышение производительности труда.
Было бы упрощенчеством полагать, что если мы догоним Соединенные Штаты Америки в экономическом отношении, то тем самым завершим коммунистическое строительство. Нет, это еще не конечный рубеж нашего движения, а только решающий этап в соревновании с капитализмом.
Соревнуясь с Америкой, мы не считаем ее для себя эталоном в экономическом строительстве. При высокоразвитой экономике в США господствует порочный капиталистический способ производства и распределения. Там, при избытке всевозможных товаров имеются миллионы безработных и необеспеченных людей, которые не могут удовлетворить самых элементарных своих потребностей. Коммунисты хотят не подражать этим порядкам, а, наоборот, покончить с такой несправедливостью на земле. И если уровень производства в США берется как мерило роста нашей экономики, то только для сравнения ее с самой развитой капиталистической экономикой. Выиграв экономическое соревнование с США, мы завершим только первый этап коммунистического строительства. Достигнутый на этом этапе уровень экономического развития для нас вовсе не конечная станция, а лишь разъезд, на котором мы сможем нагнать самую развитую капиталистическую страну, оставить ее на этом разъезде, а самим двигаться вперед. (Бурные аплодисменты).
С ростом производительных сил будут совершенствоваться и социалистические производственные отношения, основанные на началах товарищеского сотрудничества, дружбы и взаимопомощи всех тружеников общества. В нашей стране уже сейчас общественный труд стал выражением новых социалистических отношений между людьми, показателем высоких моральных качеств человека.
По мере дальнейшего развития социалистического производства на новой материально-технической основе, все более тесного соединения обучения с трудом будет происходить постепенное стирание существенных различий между умственным и физическим трудом. Вместе со всесторонним развитием людей труд станет все больше превращаться в их первейшую жизненную потребность. Этому будет способствовать намечаемое сокращение рабочего дня и дальнейшее улучшение условий труда. Когда во всех отраслях производства будет
|
|
|
Главлит: |
|
Выпускающий редактор: |
S.N.Morozoff |
Полоса подготовлена: |
S.N.Morozoff |
|