По Камчатке

"Ч У К О Т К А".
(Продолжение. Начало см. на стр. 3)

себя сразу на долгое время мясом и получает большие барыши от продажи китового уса.
        Охота на кита ведется чукчами коллективно, целой деревней.
        Сколько морского зверя убивает чукча определить трудно, ибо нельзя сказать сколько чукча с'едает, вместе со своими собаками, моржей, нерп и тюленей.
        Жизнь оленного чукчи гораздо лучше и живет он богаче. Все средства к существованию ему дают олени и частично охота на полярную лисицу - песца.
        Среди оленеводов-чукчей имеются владельцы многочисленных стад, в несколько тысяч оленей.
        Олени составляют колоссальное богатство населения. Определить точную цифру их чрезвычайно труд но, сам владелец не знает учета своих оленей. Один из наших администраторов на Чукотке рекомендует для определения количества в табунах оленей применить способ фотографирования их с аэроплана. Наши статистики, на основании приблизительных сведений, основанных на количестве, главным образом, вывозимых оленьих шкур, определяют численность оленей в крае до 500-600 тысяч голов.
        Условия жизни, занятия и промысел имеют большое влияние на быт чукчи.
        Живут чукчи "юрангах" (юртах), сделанных из моржовых и тюленьих шкур, укрепленных на костях (ребрах) морских животных. Для того, чтобы сильные ветры на открытых океанских берегах не снесли "юрангу" в океан, ее скрепляют сверху ремнями, сделанными из шкуры лахтака, с привязанными на концах большими камнями, (ремни перекидываются в разных направлениях через "юрангу").
        Внутренность юрты очень бедна. Посредине "юранги" стоит сосуд с горящим тюленьим жиром, который обогревает, коптит и освещает жилище чукчи. Внутри "юранги" имеется еще маленький шалаш-спальня. Кроватей никаких нет, да они чукче и не нужны. Спит он на звериных шкурах и одевается в них.
        Женщины только ввиде украшения поверх одежды из шкуры одевают ситцевую рубаху, в то же время под верхним платьем нет белья и вообще никакой другой нательной одежды.
        Грязь в юрте непроходимая. Сам чукча столь же грязный как и его юрта.
        Имеют богатые чукчи и дома, привезенные готовыми из Америки (правда, таких очень немного), но в доме он не живет, а служит он ему лишь доказательством его богатства, живет же он в своей "юранге". Если даже некоторые и поселились в доме, то внутри они строят "юрангу" и живут в ней.
        Мясо морских животных употребляемое чукчей в пищу едва успевает прокоптиться в дыму или прокипятиться на огне. Особым лакомством считается чай до которого чукчи страстные охотники. За табак и спирт они готовы пожертвовать всем своим благосостоянием.
        Верования (шаманизм) пустили глубокие корни в чукотской среде и строго хранятся. Шаман "помогает" в охоте. За медицинской помощью к врачам или фельдшерам чукчи не обращаются и избегают их. Случилось одному чукче быть у фельдшера, который смазал ему часть тела иодом. Чукча по какой то причине умер. (Следует заметить, что они не хоронят мертвецов, а бросают их собакам). Собаки с'ели всего чукчу, оставив нетронутым то место, которое смазывалось иодом. Чукчи истолковали это как величайший грех и решили не обращаться к врачам. Насколько сильна вера в шамана - подтверждает еще один факт: у одного чукчи заболел ребенок. Пригласили они шамана и тот начал свои заклинания и дикую пляску. Ребенок умер как раз в то время, когда шаман усердно стучал в барабан. Случилось в это самое время зайти жене одного из наших административных работников полюбопытствовать на зрелище. Шаман немедленно же обратил внимание на это посещение, как бы имеющее причинную связь со смертью ребенка. Выслушав раз'яснение шамана, что в этом вина "белой", чукчи набросились на нее и готовы были убить.
        Это у кочевых. Что же касается оседлых, то среди них религиозный культ не пользуется особым вниманием. Связь между кочевыми и оседлыми чукчами существует, но влияние оседлых на быт кочевников слишком ничтожное.
        Семейные отношения у чукчей очень несложны. Муж на охоте, жена дома - на ней домашнее хозяйство, дети, которых она таскает на спине, перекинув ноги ребенка через плечи и придерживая за одну ногу рукой, - она выделывает кожу (замшу), она занимается вырезыванием по кости. Между прочим следует указать, что чукчанки удивительные искуссные резчики по кости. Достаточно им увидеть пароход, они изготовят из кости точную его модель, с людьми, с подробностями.
        Вернемся, назад. Взгляд на семейные связи у них очень прост.
        Чукча, например, дорогому гостю предлагает свою жену, а сам уходит гулять по берегу на это время. Нет у них собственнического отношения к жене или мужу.
        Чукчи отдают своих дочерей замуж за "белых", но для этого он должен заслужить со стороны их уважение к себе. При от'езде же "белого" никогда не отпускают свою дочь с ним, даже если последняя имеет от него детей, беря на себя воспитание этих детей. Нужно заслужить особое доверие у чукчей, чтобы можно было увезти с собой жену-чукчанку.
        Чукчи удивительно гостеприимны и того же требуют от посещающего их гостя. Они совершенно бес церемонно, если даже им не предложено, разроют вещи гостя и вместе с'едят все, что там разыщут, предлагая также и свое гостю. На род весьма дружелюбный и свободолюбивый. Если вы посетили чукчу за 500-1000 верст, то будьте спокойны - он будет у вас с визитом в свое время.
        В таком, виде, как существуют сейчас чукчи, они были и 250 лет тому назад, когда они, были открыты нашими смелыми искателями приключений якутскими казаками. С тех пор изменения произошли лишь в смысле замены прежних орудий лова, более усовершенствованными, - появились "венчестера", капканы и т.д. Остальной же образ жизни не изменился, ничуть.
        Имеется у чукчей (оседлых) школа. Есть и учитель. Посещаемость школы большая, около 40 человек учащихся. Занятия проходят успешно. Чукчи способный народ и быстро воспринимают грамоту.
        Царское правительство по отношению чукчей не выработало определенной системы, в смысле при общения их к общеевропейской цивилизации. Оно открыло несколько школ, но не с целью насаждения грамотности, а исключительно с целью удержания края в сфере своего влияния. С этой же целью обслуживались берега Чукотки и Анадыря регулярными пароходными рей сами Добровольного Флота, отпуская последнему для этой цели субсидии. Взамен получаемой от государства субсидии, Добровольный' Флот обязан был регулярно заходить своими параходами в известные пункты, возить по дешевому тарифу пассажиров, и грузы - по 15 коп. за тонну.
        Этим пользовались русские коммерсанты и наводняли Анадырь и Чукотку своими копеечными товара ми, выменивая на них у чукчей ценные сорта пушнины. Из всех русских торговцев наиболее выделялся Чурин, который, пользуясь дешевым тарифом, собрал крупную жатву с этого края.
        С началом империалистической войны (германской, в обыденном понятии) царское правительство не нашло возможным для обогащения частной торговли посылать параходы и выбрасывать в интересах коммерсантов сотни тысяч рублей, в качестве ссуды Добровольному Флоту.
        На смену русским купцам явились американские и др.
        Хрен редки не слаще. Обирательство не прекратилось, а наоборот усилилось.
        Сейчас в этом крае существуют торговли Комхоза.
        Фактории Гудсон-Бей тоже закрыты и вместо них открываются теперь фактории ОКАРО.
        Следует заметить, что ввозившиеся туда товары не соответствуют потребностям населения. Ввоз табаку и сахара можно было бы прекратить вполне, т. к. сахар идет не для употребления в пищу, как таковой, а на выработку особой бражки. О вреде табака говорить не приходится. Самый главный продукт - это патроны и ружья. Их то вот ввозится недостаточное количество и цена на них держалась слишком высокой.
Размер: 70,8Kb 700x1063x100dpi

Об'явления.

        Губземуправление доводит до сведения граждан, производивших лесные заготовки в лесорубочный период 23/24 года и ранее, что заготовленные материалы должны быть вывезены с места порубок не позднее 1-го октября с.г. Вывозные квитанции на эти материалы после 1-го октября выдаваться не будут и заготовщики, вывезшие лесные материалы 23/24г. после ознгаченного срока должны будут уплатить попенный сбор вновь.
        Врид. Завгубземуправлением Успенский
        Делопроизводитель Истомин.

        Утерянные нижепоименованные документы на пароходе "Память Ленина", на имя Зотея Васильевича Истомина, считать недействительными:
        1. Удостоверение Усть-Камчатского Райпункта ГПУ, 2. Удостоверен. личности Влад. Гор. милиц., 3. Билнт на право проезда их Усть-Камч. до Владивостока., 4. Удостоверен. на право вывоза рыбы, выданное Усть-Камчатским Волревкомом.

        Жупановское сельское общество доводит до сведения всех граждан и учреждений, что доверенность, выданная обществом гр. Ноздрину Ефиму Кузмичу, аннулируется с 1-го сего октября.
        Председатель сельобщества Бакланов.
        Секретарь Рышкин.

        На 28 сентября, а 12 часов дня в Отделе Комхоза назначаются торги на отдачу заготовки березовых дров для нужд Комхоза количеством до 2000 пог. саж. Желающее взять эту поставку полностью или партиями могут явиться в означенные часы. Заготовка дров пре имущественно в районах, возможных для доставки в Петропавловск плавучими средствами.
        Завгубкомхозом Богомолов.

        Запись в члены Российского Общества Красного Креста производится ежедневно, кроме дней отдыха, в часы занятий: в Секретариате Губревкома, Отделе Здравоохранения (Горлечебница), во всех Месткомах и у Профуполномоченных. Членский взнос: для индивидуальных членов - один рубль, для коллективов - десять рублей в год.
        Уполномоченный РОКК на Камчатке И.Ларин.


        Об'явление камчатского Губернского Финансового Отдела
        18 сентября 1924 года.
        Согласно ст.12 Положения о взыскании налогов и сборов и ст.ст. 1. И 2. Правил производства публичных торгов, доводится до общего сведения, что 28 сентября с.г. в 10 часов утра в помещении быв. торговли Лазарева, по Ленинской улице, будут производиться торги на продажу разных мануфактурных и других товаров, принадлежащих фирме Вульфсон и К-о, описанных за неплатеж уравнительного сбора 5383 руб. 13 коп. и подоходно-поимущественного налога 4890 рублей т пенни по расчету.
        Торги на назначенное впродажу имущество начнутся с утвержденной оценки его.
        Завгубфо Картакай
        Врид. Зав. Налогов. п'отделом Авраамов.


        Охотско-Камчатское Окружное Горное Управление
доводит до сведения лиц, занимающихся горно-промышленностью в пределах Камчатской губернии, о своем сформировании, с 3-го сентября 1924г., в городе Охотске.
        С момента опубликования настоящего об'явления все горнопромышленные предприятия в пределах Камчатской губернии обязаны зарегистрироваться у Начальника Горного Округа.
        Начальник Охотского Камчатского Горного Округа Борейша.

В номере
Вся П.Звезда
Главная страница

Главлит:           
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff