На рынке, как на войне.

        В области борьбы цен на рынке, мы допускаем полную демократию, почти неограниченные возможности.
        Правда, мы стараемся и подоходными налогами, и другими приемами не допускать слишком большого накопления капиталов в частных руках, но все - же это накопление существует: по одной Москве зарегистрировано свыше 400 человек, указавших сами свой доход в 20.000 руб. за полгода. Их, правда, порядочно срубят, но для их обрастания остается еще порядочно.
        ТАМ, НА РЫНКЕ, ВНОВЬ ЗАРОЖДАЕТСЯ И РАСТЕТ ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ, НО ТАМ ЖЕ ОН СОКРАЩАЕТСЯ, СЛАБЕЕТ И ПОГИБАЕТ.
        На рынке он встречается на равных условиях с товарами госторговли и кооперации. Вещи заменяют людей и ведут не на жизнь, а на смерть войну. На ценах, на спросе и предложении ведется ожесточенная борьба, которая является экономическим отражением классовой борьбы в рамках советского строя.
        Три армии ведут на рынке Москвы войну: ГОСТОРГОВЛЯ, КООПЕРАЦИЯ и ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ, ПРИ ЧЕМ, ПЕРВЫЕ ДВЕ В СОЮЗЕ ДРУГ С ДРУГОМ.
        Возьмем плацдарм борьбы на ситце по Москве (за метр):

 
Госуд.
Коопер.
Частные
        Январь
        Февраль
        Март
        Апрель
        Май
        Июнь
        Июль
        Август
        Сентябрь
        Октябрь
        Ноябрь
47,0
47,7
38,8
38,6
38,5
38,5
38,5
38,5
35,3
35,3
37,0
50,1
50,8
44,7
40,6
39,8
39,8
39,2
39,2
37,1
37,1
36,0
56,1
57,0
50,0
45,6
46,2
48,4
51,0
51,1
56,0
56,0
56,0

        11 месяцев длится война на рынке. Идет упорная окопная борьба, медленная, с перебежками, НО ИЗ МЕСЯЦА В МЕСЯЦ ЦЕНЫ СОЮЗНИКОВ ПОНИЖАЮТСЯ, А ЧАСТНОГО КАПИТАЛА ПОВЫШАЮТСЯ - в ноябре они имеют такой вид: с 47,0% ОНИ СНИЗИЛИСЬ ДО 37% ПО ГОСТОРГОВЛЕ, С 50%, КООПЕРАТИВНОЙ до 36% (НИЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕНЫ) В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ЦЕНЫ ЧАСТНЫХ ТОРГОВЦЕВ С 56,1% СНИЗИЛИСЬ ЛИШЬ ДО 56%. РАЗНИЦА-ЖЕ В ЦЕНАХ МЕЖДУ СОЮЗНИКАМИ (37,0 и 36,0) И ЧАСТНЫМ КАПИТАЛОМ (56,0) В 20%
        Если процесс понижения у нас будет продолжаться в том же темпе, а цены частной торговли будут стоять на том же уровне или даже понижаться, но в другом темпе, то мы, конечно, вытесним ее из рынка.
        Но так победоносно боремся мы на одном из участков фронта.
        Если мы возьмем гвозди, то тут картина несколько иная, хотя тоже не плохая.
        ЗА 9 МЕСЯЦЕВ БОРЬБЫ МЫ ИМЕЕМ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В РОЗНИЧНЫХ ЦЕНАХ: ГОСТОРГОВЛЯ С 8% СНИЗИЛА ДО 5,52%; КООПЕРАЦИЯ С 8%; ДО 6,20;% А ЧАСТНЫЙ ТОРГОВЕЦ - С 8,07% ДО 7,20%.
        У наших союзников снижение идет не с одинаковой скоростью, но все же идет куда быстрее, чем у частного торговца.
        ТАКОВА КАРТИНА НА ФРОНТЕ ГВОЗДЕЙ.
        Не на всех участках фронта есть такие блестящие победы, но борьба продолжается с неизменным для нас успехом.
        На рынке, как на войне:
        Экономическое сопротивление буржуазии будет нами сломлено, по мере укрепления госпромышленности и кооперации.


Денежная реформа
привела к расширению и углублению плановых начал совхозяйства.

        В.Сарабьянов.
        Если сравнить нашу политику в 1924г. с политикой в 1923г., то легко найти одно существенное различие между ними. Это различие заключается в большой роли государственного планирования в 1924г. и в малой его роли в предшествовавшем году, вообще, и в частности - в наличии регулирования цен теперь и в отсутствии такового до 1923-24г.
        Нужно сказать, что здесь не только разница в степенях, но и по существу наша политика стала несколько иной. Поскольку наш читатель уже начал разбираться в вопросах экономической политики, он спрашивает: не была ли прошлогодняя (вернее, 1922-23г.) политика ошибочной?
        Мы на этот вопрос ответим решительным "нет": не была ошибочной постольку, поскольку мы рассматриваем ее в целом, а не в деталях.
        Возьмем государственное планирование.
        Мы его проводили в жизнь с самого начала советской власти. В очень узкой сфере, главным образом - военной промышленности, - нам удавалось добиваться некоторого приближения к намеченным производственным программам. Но в отношении всей промышленности, транспорта и снабжения наши планы не оправдывались, да и как могли они оправдываться, если мы не знали, дойдет до нас транспорт нефти или не дойдет, справятся железные дороги с перевозкой хлеба и фуража или не справятся.
        В 1921г. мы сузили область государственного хозяйства, мы оставили в своем непосредственном управлении значительно меньше фабрик и заводов, мы выделили работоспособные линии железных дорог и так далее.
        Планировать уже стало легче, но опять планы выполнялись только в тех отраслях, которые играли выдающуюся роль и на которых мы сосредоточивали максимум сил и средств.
        Что мешало широкому планированию? Во-первых падение бумажного рубля, а в связи с этим невозможность хорошего и скорого учета и хозяйственного предвидения. Во-вторых, невыясненность, в каком положении находятся промышленность с транспортом.
        В-третьих, безопорность госбюджета, невозможность ввести вы пуск бумажных денег в определенные твердые рамки.
        Вот почему, план проводился в сравнительно узких пределах. К 1924г. определилась возможность провести денежную реформу, в 1924г. она была проведена, установилась твердая; денежная система. Стало возможным учитыватъ, калъкулировать, предвидеть. Хозяйственный расчет встал на твердую почву.
        Промышленность окрепла настолько, что стала производить более или менее ровно, без перебоев.
        В 1920, 1921 и даже 1922 г.г. промышленность то поднималась, то падала. Предвидеть, планировать почти было невозможно.
        В 1923г. впервые промышленность начала работать ровно, а в 1924г. эта ровность установилась в еще большей степени. Предвидеть уже можно.
        Сельское хозяйство падало вплоть до 1922г., в 1923г. оно впервые за годы войны и революции поднялось. В 1924г. оно еще больше оправилось, несмотря на неурожай. Только в 1924г., значит, можно было более или менее правильно представить себе какова посевная площадь будет в будущем году.
        На рынке регулирование цен стало возможным только в 1923- 24г., когда твердая валюта и наличие трестовых балансов позволили устанавливать безубыточные цены на промышленные товары и когда можно было отказаться от политики накидок на цены, проводимых с целью застраховать себя от убытков, связанных с падением бумажного рубля.
        Теперь, благодаря денежной реформе и известной выясненности состояния основных участков хозяйства, плановая, регулирующая роль советской власти будет и расширяться, и углубляться.
        Теперь наши планы могут быть осуществляемы в жизни, тогда, как раньше, если мы слишком увлекались планированием, планы срывались и тем самым приносили вред.

ПЛЕНУМ МК РКП.

        Секретарь МК Угланов.
        Всем членам и кандидатам МК, МКК и Ревизионной Комиссии МК РКП:
        Пленум Московского Комитета РКП состоится 23-го января в 12 час. дня.

        "Дружба - дружбой, а денежкам счет."
        М.Рютин.
        Еще по Гоголю всем известно, что "когда Англия нюхает табак, то Франция чихает".
        Особенно не по носу приходится Франции тот табак, который преподносит ей Англия из табакерки г-на Дауэса. Здесь ей чихать приходится прямо "до слез".
        Правда, дело с эвакуацией оккупированных Францией германских областей у Англии выгорело не вполне: Франция Рур все еще крепко держит в своих когтях.
        Но на происходящей сейчас в Лондоне финансовой конференции союзных держав, Англия "чинит" Франции уже новые неприятности.
        Гвоздем этой конференции несомненно являются междусоюзнические долги. В телеграммах сообщается, что "вопрос о междусоюзнических долгах хотя и не стоит в порядке дня конференции, является все-же вопросом господствующим, - Франция энергично выдвигает его в оффициозных переговорах. Французское общественное мнение не без горечи констатирует, что союзники настоятельно требуют от Франции уплаты долгов, заключенных в общих интересах всех союзников".
        Для "горечи" здесь несомненно имеются основания.
        Франция должна Англии 5 миллиардов рублей и Соединенным Штатам: 4 миллиарда. Америка производит нажим - для того, чтобы поближе прибрать к своим рукам не только Германию, но и львиную долю французской промышленности.
        В получении долгов Соединенные Штаты непосредственно совершенно не нуждаются, ибо накопленные американские капиталы и так не могут найти достаточной сферы для своего применения. Зато тем сильнее Соединенные Штаты пользуются ими для получения права приложения своего капитала в самой Франции.
        Англия, наоборот, нуждается в получении долгов с Франции и расплаты с Соединенными Штатами, и для того, чтобы получить денежный фонд для борьбы с американским капиталом на мировом денежном рынке.
        В результате Англия давит на Францию не только сама по себе, но и через Моргана и Ко.
        Как-же после этого не "огорчиться" французским ростовщикам!
        Англия продолжает неуклонно держать курс на то, чтобы загнать своего европейского союзника "в угол". Если Англия не может примириться с сильной Германией, то она не может примириться и с сильной Францией.
        Финансовая конференция союзников не ослабит борьбы между ними, а только еще более ее обострит.
        Союзники говорят друг другу: "дружба - дружбой, а денежкам счет", а это значит - капиталистическая конкуренция и война в последнем счете будут снова решать все их спорные вопросы, если не решит их раньше "по своему" рабочий класс.


        Германские меньшевики - пособники фашистского правительства.
        Г.
        В новом германском .кабинете Лютера националисты получили решающий перевес. Им не только принадлежит 5 министерских мест из общего числа 11, но в их руки отданы самые важные министерства: внутренних дел, народного хозяйства, продовольствия, путей сообщения, земледелия. Но и этого мало: в качестве министров назначены не бесцветные, а самые махровые националисты, вожди помещичьих организаций и даже лица, причастные к фашистским террористическим бандам (Нейгауз).
        К ним близко примыкают и три министра из рядов народной партии. Эта партия в последнее время взяла крутой курс направо, а ее теперешние представители в кабинете, в том числе, прославленный Штреземан, стоят особенно близко к националистам.
        Точно также два представителя центра взяты в кабинет из правого крыла этой партии. И, наконец, единcтвенный демократ Геслер, военный министр, знаменит тем, что он является безвольной игрушкой в руках генерала Секта, начальника черносотенного рейхсвера.
        Нетрудно предвидеть, какова будет политика этого кабинета. "0буздание" рабочего движения с целью полного порабощения германского пролетариата под ярмо плана Дауэса, переложение всех налоговых тяжестей, вызываемых осуществлением этого плана, на плечи трудящихся классов и введение, в помещичьих интересах, таможенных пошлин на предметы продовольствия с неизбежными последствиями в виде непомерной дороговизны
        Германские социал-демократы прекрасно это учитывают, и в то же время, устами своего вождя Брейтшейда, заявляют, что они не откажут в своей поддержке правительству, ибо оно будет... осуществлять план Дауэса. В этой поддержке никто, конечно, не сомневался и раньше.
        Социал-демократы согласились на образование чисто фашистского правительства, ибо они боялись слишком явно разоблачить себя участием в кабинете, который ради плана Дауэса должен вести жестокую и откровенную политическую и экономическую войну против рабочего класса.
        И напрасно социал-предатели пробуют утешить обманутых ими избирателей ссылками на недолговечность нового Правительства Скорее можно предсказать ему долговечность: ведь, из всех перепробованных комбинаций - нынешняя оказалась единственно возможной. И социал-демократы будут ее поддерживать, ибо падение кабинета создаст новый правительственный кризис, выход из которого будет только в роспуске рейхстага и новых выборах. А на это едва ли пойдут господа социал-демократы, ибо знают, что после новых неслыханных предательств им не удастся опять обмануть широкие рабочие массы.

В номере
Вся Р.Москва
Главная страница

Гублит: № 6028          
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена: Е.В.Морозова