К оглавлению...
        Николай Якименко.
        Простые рассказы

I
        Доктор сказал Алиеву:
        — Тебе нужно итти обратно. Кровь носом — это один из признаков начинающейся горной болезни. Твой организм не выдерживает высоты, а рисковать не стоит.
        Алиев задумался, глядя на голубые льды.
        Это было у "Приюта Пастухова".
        Алиев спросил доктора:
        — Почему это место называют "Приютом Пастухова"?
        Старик рассказал ему о русском топографе Пастухове, который шел на вершину с научной целью. Он был здесь один с проводником. С этого места он 9 раз выходил к вершине, но по пути заболевал горной болезнью и возвращался обратно сюда. В честь его и названо это место.
        — Он взошел? — спросил Николай.
        — На девятый раз. Он победил горную болезнь.
        Тогда Алиев, слесарь сушильно-варочного завода, комсомолец, сказал доктору, что вниз он все-таки не вернется даже под угрозой смерти. Доктор по тону понял, что уговаривать этого человека — напрасный труд. Правда, он мог бы обратиться за помощью к командованию и действовать приказом, но его удерживала искренняя просьба этого комсомольца.
        — Доктор, я выдержу. Вы понимаете, мне никак нельзя вернуться. А что я скажу там, у себя в ячейке?.. Нет, вниз я могу пойти только с вершины, доктор. Пастухов был один, а нас идет много. Мне помогут, если я устану, но вернуться я не могу.
        Доктор ненавидел "лихачей", но Алиев не похож был на лихача. Не личные интересы, не мелкое тщеславие руководили им. Это была жажда оправдать доверие комсомола. Право итти на Эльбрус Алиев взял в соревновании, и с какою радостью он узнал, что ему, лучшему ударнику завода, разрешили итти! И вот... на "Приюте Пастухова" — кровь из носа, горная болезнь. Доктор говорит, что необходимо возвратиться... Что он скажет товарищам, командирам?.. Нет!
        Он оторвал кусок ваты, заткнул обе ноздри и вернулся в строй, в свое отделение.

II
        До этого они никогда не встречались.
        Она жила в Нижнем Курпе. Несмотря на свое слабое с виду сложение, она смело вступила в соревнование с мужчинами и не один уступал ей в ломке кукурузы или на молотьбе.
        Ей посчастливилось взойти на Эльбрус.
        От "Приюта Пастухова" колонну накрыл густой туман. Пошел снег, закружила пурга. Люди брели, проваливаясь в снежные сугробы. Тилов узнавал дорогу, держась за провода телефонной линии.
        На подступах к седловине налетел десятибальный ураган, мороз доходил до 30 градусов.
        Но девушка шла бодро. Ее легкие и сердце, натренированные физкультурой и работой, отлично переносили недостаток кислорода.
        У самой вершины она увидела, что ее спутница упала в снег. Итти, — хотя до вершины оставалось несколько метров, — она не могла. Она отдыхала, опасность замерзнуть угрожала ей.
        И худенькая комсомолка снимает с себя теплую телогрейку и прикрывает незнакомую ей девушку. Она меньше всего думает о себе, хотя остается под свирепым ветром лишь в легком шерстяном джемпере. Даже тогда, когда мороз сковал ее тело, а кожа на руках побелела, она не взяла обратно своей одежды у товарища.
        Она предпочла просить помощи себе. Ей помогли другие товарищи.
        Это была колхозница Балкарова из селения Нижний Курп.
        Мы спросили ее:
        — Кому же вы помогли?
        — Я не знаю этой девушки. Она русская, из Нальчикского района, — скромно ответила Балкарова.

III
        До вершины осталось три десятка метров, но для людей каждый шаг был огромным трудом.
        Бушевала снежная метель. Она срывала с оголенной вершины мелкие камни и лед, секла лицо. Останавливалось дыхание, у людей мутилось в голове. Ослабевшие люди не слышали приказов командиров, падали лицом в снег и засыпали, но их будили товарищи и командиры и они снова шли.
        Уже до вершины оставалось несколько шагов, как вдруг ураганным ветром сшибло человека. Человек, падая, сшиб еще двух, и люди, обессилевшие, уже не сопротивлялись.
        Они катились вниз, набирая бешеную скорость, с крутизны. Вслед за ними мчались камни; камни ожидали их внизу.
        Колонна остановилась. Кое-кто уже закрыл руками лицо, чтобы не видеть трагической развязки.
        Но нет, от колонны отделились двое. По крутому склону они бросились наперерез падающим. Безумие — эта попытка удержать три тела, несущиеся с сумасшедшей скоростью. Вот один из бегущих вбивает в ледяную корку острие ледоруба, но разве сталь в состоянии пробить вечный лед? Тогда человек поворачивается навстречу и грудью встречает падающих. Он катится вместе с ними, но второму, бежавшему за ним, удалось укрепить ледоруб. Он телом загородил дорогу, остановив падение людей.
        Несколько мгновений колонна стояла, застывшая в напряженном ожидании. Люди забыли о свирепом буране. Всем казалось, что падение только приостановилось и сейчас начнется вновь. Но люди встали, и единодушное "ура" прокатилось по цепи. Имена отважных узнали позже.
        Это были воспитанники Юсуфа Тилова — люди славного спасательного отряда, колхозники-балкарцы Жеппуев Маше из Верхнего Баксана и Толгуров Ибрагим из селения Безенги. Когда же захотели узнать, кто падал, — ни один человек не отозвался из строя.

Дальше: Записки члена спастельного отряда.